Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Есть чему поучиться (рассказ о поездке на NAB'2008)

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Есть чему поучиться (рассказ о поездке на NAB'2008)


Сергей Соколов

Генеральный директор "Дигитон Системс"

Я редставляем вашему вниманию отчет о ежегодной выставке NAB Show, рассказанный с точки зрения специалиста по оборудованию для радиовещания.

Кто есть кто

В США интересы вещателей традиционно представляет NAB - National Association of Broadcasters (Национальная ассоциация вещателей). NAB выступает от имени вещателей перед Federal Communications Commission и другими органами власти. В стране, известной своим уважением к порядку и законам, роль Ассоциации довольно значима. Можно вспомнить, например, вклад NAB в процесс регулирования прав местных ретрансляторов радио - аналогичные коллизии есть и в России, но у нас реже удается решать вопросы путем подачи петиции и привлечения адвокатов.

Под эгидой NAB в Лас-Вегасе ежегодно проходит NAB Show, вероятно самая большая и представительная выставка отрасли вещания из всех, проходящих в Новом и Старом Свете.

США и Россия

В России тоже есть аналогичные ассоциация и выставка: HAT и НАТ-Экспо. В российской выставке НАТ-Экспо ежегодно принимают участие все ведущие отечественные отраслевые компании, демонстрируя свою продукцию потенциальным покупателям и конкурентам.

На NAB Show стенда нашей компании пока еще не было. И вовсе не потому, что нам нечего показать мировому вещательному сообществу. Зная состояние отрасли в целом и бывая на европейской выставке IBC в Амстердаме, я был спокоен за продукцию своего предприятия. Вернувшись с NAB Show, могу с уверенностью сказать, что не ошибся с оценкой.

Но едва ли мы в ближайшее время будем участвовать в NAB Show как экспоненты, так как наша продукция более локализована, сегодня мы ориентируемся на российский рынок. К "железу" это тоже относится, хотя и в меньшей степени, а к программным продуктам - безусловно: русский интерфейс -наша сила. И нужен ли в США программный продукт, ориентированный на российскую специфику: от языка до форм справок и отчетов? И окажется ли этот российский программный продукт столь же успешным на англоязычном рынке? Равно и наоборот: не все успешные продукты с того рынка хороши в наших широтах. Посещение больших выставок помогает лучше понять действие законов бизнеса в целом и роль и место собственной компании в частности.

Например, на выставке я обнаружил фирму "Continental Electronics Corporation" из Далласа, которая предлагает готовые решения для радиовещания. В рекламе фирма делает акцент на поддержку 24/7/365. В сегодняшней ситуации именно постпродажная поддержка становится важнейшим аргументом при покупке, а я отдаю себе отчет в том, что организовать реальный support за границами РФ мы пока не готовы. Зато внутри границ преимуществ у нас гораздо больше.

Мы не спешим с экспансией на весь мир, понимая, что емкость российского рынка вполне достаточна для успешного роста предприятия. Вспоминаю, чему меня учили на Президентской программе и на стажировке в Хельсинки: планово и последовательно увеличивать свое присутствие на рынке, где наши продукты имеют реальные преимущества. Учили нас, как я теперь понимаю, по методикам, корни которых надо искать в Новом Свете. Да, здесь есть чему поучиться. Не слепо поклоняться, а именно учиться, перенимать опыт. И опыт организации бизнеса. Обратиться к первоисточникам - лишним не будет. Как руководителю мне было интересно познакомиться с решением организационных вопросов на   родине империализма", - в этом смысле, например, гостиница мало отличается от радиостанции. И увидеть, что система там работает как часы: если не справляется или отсутствует сотрудник, ответственный за что-либо, то на его место встает начальник. И сам делает дело, а не объясняет клиенту, почему исполнение задерживается.

Да, большая часть того, что мы видим сегодня в FM-вещании, пришла к нам из США. Поездка на выставку -это возможность послушать радио и посмотреть телевидение в его оригинальной версии. Было бы большой ошибкой этой возможностью не воспользоваться. В США я вновь открыл для себя радио и наслаждался радиостанциями, формат которых, казалось бы, создан специально для меня. Тоже есть повод задуматься. Попереключав кнопки настройки приемника, понимаешь, что и содержанием программ, и их звучанием занимаются профессионалы. Эти люди знают, что делают, потому и радует результат их труда.

С этим приходит понимание, что эпоха радио еще не кончилась. Несмотря на появление новых технологий, называемых в вещании "грозным New Media", традиционное радио удерживает свои позиции, оно востребовано. Это попутчик, который сопровождает тебя в самолете, в гостинице и такси. Взобравшись на самую высокую в США башню "Стратосфера" мы увидели студию радиостанции "The party". Поражает ее целесообразность: в студии нет ничего лишнего. Нет ни пультов размером с теннисный стол, ни стеллажей с вычислительной техникой. И на выставке можно было заметить тенденции. Студия радиостанции упрощается до предела - это одно направление. Появляются мощнейшие комплексы формирования аудио- и видеоконтента, реализованные на базе консолей, число каналов в которых исчисляется десятками, - это другое направление.

Постояв и перед микростудией, и перед огромным пультом, осознаешь, что "железо" - не главное. Оборудование помогает конкретному человеку в конкретной ситуации решать конкретные задачи. И именно здесь становится понятно, что простое копирование неуместно. Можно заимствовать, но надо понять страну, где у таксиста в лицензии написано: "Race-B", расстояния измеряют в милях, а объем пива - в пинтах. И его реально не пьют на улице и не продают тем, кому еще нет 21 года. Заимствовать надо целиком, а не частями.

Люди

На NAB Show съезжается весь теле-и радиобомонд. Для профессионала, занимающегося технической частью вещания, не побывать хотя бы единожды на NAB Show - просто невозможно. Поездка на NAB Show - это почти хадж, ведь Лас-Вегас на эту неделю становится Меккой вещания.

У меня было назначено несколько важных официальных встреч с партнерами, чьи продукты мы представляем в России и СНГ. Что в итоге? Укрепляется сотрудничество, улучшается взаимопонимание, растет список фирм, официальными представителями которых мы стали.

Кроме того, встречи и переговоры здесь не прекращаются ни днем ни ночью. В прошлом году на выставке NAB Show собралось больше 100 тысяч специалистов из 163 стран - такова официальная статистика. Успехи 2008 года еще подсчитывают, вероятно, не хуже будут показатели, хотя мировая экономика переживает непростые времена.

Важной частью выставки представляются мне и встречи с земляками - российскими специалистами. Встречи короткие: как дела? - все отлично! Но значение этих встреч трудно переоценить. Странно устроен мир: живем в одном городе, а встречаемся за тридевять земель. Лас-Вегас - это место, где в апреле съезжаются те специалисты в вещании, у которых действительно все хорошо. Даже если вам и не довелось этой весной попасть на NAB Show, не расстраивайтесь: у вас еще есть шанс оставить свой след в истории вещания.

Экспонаты

Собранные в одном месте люди, "железо" и софт несут в себе океан информации о ситуации в вещании и о тенденциях.

У меня уменьшилось количество вопросов о судьбе цифрового радиовещания. Не ожидается революций: в цивилизованном мире идет планомерная работа, цифровые технологии приходят на смену аналоговым там, где это выгодно. Например, в студиях радио "цифра" успешно вытесняет "аналог". По крайней мере, хранение, обработка, доставка сигналов - преимущественно цифровые. Аналоговыми остаются только микрофон, наушники и громкоговорители. Но неизменным остается присутствие человека в студии.

В части студийного оборудования ничего неожиданного я не увидел - это означает, что мое представление о вещании соответствует реальному миру, мы идем в ногу со всем миром. Хотя были экспонаты, показавшиеся мне любопытными как в общечеловеческом смысле, так и по качеству продуктов, которые мы могли бы представить на рынке СНГ.

Парадоксально: расходы на доставку из США в РФ дикторской кабины велики, но по их сумме она получается дешевле произведенной в Москве. Понравилась мне линейка многоканальных тюнеров в виде плат расширения для компьютера от AudioScilence. Такие платы очень удобны для мониторинга эфира как своего, так и конкурентов. Не буду пока углубляться в детали, но с несколькими американскими производителями оборудования для вещания намечается сотрудничество. Их товары в сложившейся ситуации выглядят заманчиво, при курсе 23 рубля за доллар можно много всего купить американского.

Как производителю софта для автоматизации вещания, мне было интересно посмотреть на конкурентов. В дружных рядах, сплоченных многолетним соревнованием, видны перемены, к которым следует отнестись со всей серьезностью. Например, свою систему управления контентом и автоматизацией вещания демонстрировал Google. Привнести в вещание наработки одной из известнейших поисковых систем - это может радикально "изменить пейзаж". Помноженный на опыт взаимодействия с клиентом Интернета, потенциал Google может переменить картину: совместить возможности сети и эфирного вещания. Именно с этого направления сегодня и следует ждать новостей.

На многих стендах производителей систем автоматизации были представлены решения, работающие через IP, иногда даже без звуковых карт и при отсутствии лишних потерь, обусловленных преобразованиями сигнала. Это также тенденция. Наша компания тоже использует такую технологию, вероятно, мы находимся на правильном пути.


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2008
Посещений: 10367

Статьи по теме

  Автор

Сергей Соколов

Сергей Соколов

Генеральный директор компании "Дигитон Системс"

Всего статей:  25

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций