В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Тематика конференции хотя и затрагивает технические аспекты, но не в таких масштабах и количествах, как это происходит, например, на голландской IBC или американской NAB. Здесь больше внимания уделяют аудитории ТВ- или радиопродукции, способам и инструментам ее привлечения, измерения и анализа. Более подробную информацию можно получить на официальном сайте: www.asi.eu.com.
В 2013 году конференция проходила в два этапа – один день (6 ноября) был посвящен радио и два дня (7 и 8 ноября) – телевидению. Местом проведения был выбран отель Hilton, в зале для совещаний которого и проходило данное мероприятие.
Конференцию традиционно посещают гости из многих стран мира – Великобритании, США, Франции, Германии, Чехии и, конечно же, России. В этом году делегация из России насчитывала около 25 человек – это сотрудники TNS Россия, представители крупнейших медиахолдингов, а также специалисты нескольких телерадиокомпаний. Всего за 3 дня Hilton принял более 250 участников. Каждый день конференции состоял из нескольких сессий. В конце каждой сессии подводился итог и аудитории была дана возможность задать выступающим вопросы.
Одна из главных тенденций последнего времени – это массовая цифровизация аудитории. Причина здесь проста – технологический прогресс привел к изменению повседневной жизни людей. Это означает, что работающие до этого методы анализа и измерения аудитории теперь необходимо соответствующим образом корректировать.
Современная молодежь практически все контакты с внешним миром осуществляет при помощи смартфона или планшета, подключенного к сети Интернет. Они не смотрят дома телевизор, не слушают радио – все это заменено высокотехнологичными устройствами. Уже не надо ждать вечернего выпуска новостей, чтобы узнать о последних событиях в стране и мире – для этого можно просто открыть новостной портал и мгновенно получить всю необходимую информацию.
Многие газетные издания переводят свой тираж в цифровой формат и выпускают газеты онлайн. Плюсы такого способа распространения налицо – не надо печатать тираж и доставлять его до мест реализации, а это как минимум уменьшение негативного влияния на экологию региона.
Заметно ускоряется и время доставки выпуска до конечного пользователя – фактически свежий номер газеты можно прочитать через несколько секунд после его выхода.
Проведенные исследования показывают, что классическое утро во многих странах уже сейчас начинается с чтения новостей и проверки почты/социальных сетей именно с планшета или мобильного телефона.
Интересную статистику представили и по использованию цифровых технологий в автомобиле. С одной стороны, количество цифровых устройств зашкаливает – на одного члена среднестатистической семьи может приходиться 2–3 таких устройства. Но с другой – человек стремится к максимальному комфорту и простоте. По этой причине оказалось, что гораздо удобнее переключать радиостанции одной кнопкой на руле автомобиля, чем подключать iPhone или MP3-плеер к автомобильной аудиосистеме и на ходу что-то настраивать. Большое значение имеет и возраст водителя – по статистике, людям старше 35 лет Интернет в автомобиле не очень-то и интересен. В отличие от молодежи (возраст 18–34), для которой наличие Интернета и цифровых технологий в автомобиле имеет немаловажное значение и заметно увеличивает вероятность его покупки.
Стоит отметить, что производители “не дремлют”. Для ряда автомобильных брендов уже сейчас доступно (в качестве опции) приложение Pandora, которое позволяет слушать любимые аудиотреки прямо на штатной автомагнитоле. К сожалению, пока этот функционал доступен только на территории США.
На конференции активно обсуждали и “врагов” традиционного ТВ и радиовещания, или, как говорят, “субститутов”. Как оказалось, борьба за клиента идет не только между, например, радиостанциями – все намного сложнее. Современная аудитория имеет десятки способов развлечь себя – это социальные сети, YouTube, игровые приставки и даже кинотеатры или кафе. Все это забирает внимание слушателя, а значит, и часть рекламного бюджета. Потенциальному клиенту, особенно если это современная молодежь, уже недостаточно просто слушать музыку. Они ищут новый контент и хотят слушать (или смотреть) то, что им интересно в данный момент, а не то, что предлагает программный директор того или иного канала. Как следствие из этого – теряет смысл программа передач. Все это легко объясняет постоянно растущую популярность сервисов VoD (Video-on-Demand, видео по запросу) в мире, так как потребитель получает то, что ему хочется посмотреть именно сейчас, – и он готов за это платить.
Одна из интересных особенностей интернет-технологии – это возможность отслеживания активности пользователя. В аналоговом ТВ и радиовещании подсчитать реальное количество абонентов невозможно, это делают с помощью рейтингов, которые дают лишь приблизительные цифры. При вещании, например, в сети Интернет количество клиентов известно с абсолютной точностью. Технологии позволяют определить даже конкретный город, из которого подключается абонент, что позволяет более эффективно адресовать рекламные сообщения. Уже сейчас активно разрабатываются и внедряются технологии, которые фактически следят за пользователем – учитывается не только географическое положение, но также пол и возраст клиента – всю эту информацию легко получить из социальных сетей. И если вы остановились на паркинге большого торгового центра, то не надо удивляться, когда услышите по интернет-радио рекламные ролики о распродажах и акциях, проходящих непосредственно рядом с вами. Согласитесь, что эффективность такой рекламы гораздо выше.
Рассказали на ASI 2013 и об интересном эксперименте одной автомобильной фирмы. Компания провела исследования, которые показали, что если реклама автомобиля размещается только в Facebook, то 6% опрошенной аудитории рассматривают возможность покупки данного авто. Реклама только на ТВ дает 7%. А вот совместная реклама на ТВ и в Facebook дает уже 13%! Налицо синергетический эффект от использования одновременно нескольких каналов передачи информации для потенциального клиента.
Большую популярность набирает и так называемый Second Screen (“второй экран”). Таким термином описывают ситуацию, когда используется второе устройство (например, планшет) при просмотре видеоконтента. Статистика показывает, что более 40% аудитории ищут дополнительную информацию о том, что смотрят. И более 20% обсуждают это в сети.
Несколько докладчиков на ASI 2013 рассказывали о новых достижениях в сфере пиплметров (peoplemeter, с англ. “измеритель людей”). Напомним нашим читателям, что под пипл-метром подразумевается некий электронный прибор, который подключен к телевизору и регистрирует информацию о ТВ-программе и времени ее просмотра каждым членом семьи. Всю собранную информацию прибор передает в центральный офис исследовательской компании, которая на основе полученных данных и составляет рейтинги каналов и/или конкретных программ. Данные комплексы стоят у нескольких тысяч среднестатистических семей, а если какую-то конкретную передачу не смотрел никто из исследуемой группы, то можно сделать выводы о количестве просмотров в целом регионе, пусть цифры и будут приблизительными.
У данного способа есть свои положительные и отрицательные свойства, которые активно обсуждаются исследовательскими компаниями и их клиентами. Но один из минусов нельзя отрицать – классический пиплметр не мобилен, он находится в одном месте и не “ловит” весь цикл жизни пользователя. Человек может смотреть телевизор на работе или в кафе, а домашний пиплметр не сможет получить эту информацию, что в итоге будет немного искажать статистику.
Решением этой проблемы и занимаются исследовательские компании по всему миру. Разработаны компактные переносные пиплметры, которые непрерывно регистрируют что, как и где слушает человек. Фиксируется и анализируется любая звуковая информация, которая попадает в поле зрения прибора. Недостаток у данного способа тоже очевиден – пользователь вынужден носить с собой дополнительное устройство, не забывать заряжать его, что, безусловно, создает некоторые неудобства. В качестве примера приводили пиплметр в виде наручных часов.
Однако прогресс на этом не остановился и компании создают специальные приложения для смартфонов, что позволяет полностью избавить клиента от дискомфорта – никаких дополнительных устройств, никаких дополнительных “головных болей”. Достоинство этого метода измерений состоит в том, что фиксируются абсолютно все контакты человека с медиаокружением, при этом используется обыкновенный мобильный телефон, который и так постоянно с вами. Принцип действия при этом не изменился – специальное программное обеспечение распознает звуковые образы, сопоставляет их с базой данных и на основе этого составляет список материалов, прослушанных или просмотренных владельцем устройства.
Подводя итоги, хочу отметить, что подобные конференции ценны не только интересными докладами, но и неформальным общением. На ASI 2013 в Венеции лично я не только узнал много нового, но и познакомился со специалистами из Москвы и Санкт-Петербурга, встреча с которыми в другой ситуации могла и не состояться. Именно на таких мероприятиях могут плодотворно и взаимовыгодно общаться и делиться опытом сотрудники конкурирующих компаний. И как показала практика, хорошие специалисты всегда ищут возможности для развития и роста, независимо от того на какой холдинг или компанию они работают.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2013
Посещений: 8640
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций