В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Действительно, 22 марта 2012 года в ГД РФ прошли парламентские слушания по вопросу создания общественного телевидения, а затем 26 марта они продолжились в Общественной палате РФ (ОП РФ). И теперь в апреле ожидается подписание Президентом России указа о создании ОТВ.
Слушания в ГД собрали более 200 человек, среди которых были представители президента, думских фракций, правительства и общественных организаций. Несмотря на разные точки зрения на организацию работы ОТВ, все выступающие говорили о том, что общественное телевидение должно стать хорошим примером того, каким может быть современное телевидение, если оно находится вне зависимости от коммерческих интересов собственников и от управленческого контроля со стороны государства.
О результатах парламентских слушаний в ГД РФ собравшимся на заседании в Общественной палате рассказал Сергей Железняк, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по культуре. Он обратил внимание присутствующих членов ОП РФ и выдающихся телевизионных деятелей на ключевые моменты.
Создание ОТВ, безусловно, должно осуществляться с учетом основных признаков, свойственных наиболее успешным проектам ОТВ, реализованным в мире:
Одной из основных задач ОТВ должна стать организация общественных дискуссий по важным аспектам жизни общества. В противовес преобладающему сегодня на телевидении развлекательному контенту программная политика ОТВ, по мнению участников парламентских слушаний, должна представлять совокупность таких типов вещания, как информационное, информационно-аналитическое, общественно-политическое, культурно-просветительское, патриотическое и образовательное. При этом следует признать неприемлемым размещение на телеканале рекламы и программ развлекательного характера. Одной из важнейших задач, которую, в частности, должно решить общественное телевидение, – это создание качественного телевизионного продукта с учетом интересов всех категорий граждан.
По результатам состоявшегося в ГД РФ обсуждения были выработаны следующие рекомендации:
Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Александр Жаров отметил, что после прошедших парламентских слушаний в ГД стал более четко вырисовываться облик будущего канала. Учитывая систему наземного вещания и условия дефицита частотного ресурса, А. Жаров считает, что канал следует создать на метровой частоте одного из существующих каналов.
Замминистра также отметил, что предлагаемый статус общероссийского обязательного общедоступного телеканала предполагает покрытие расходов на его вещание за счет бюджета только в городах с населением до 100 тыс. человек. Но в Минкомсвязи РФ предлагают пойти дальше. Так как создаваемый общественный канал не будет иметь доходов от своей деятельности, ему следует предоставить специальный статус, который позволит обеспечить максимальный охват населения во всех городах страны, независимо от количества жителей, и будет гарантировать бесплатное распространение телеканала во всех сетях платного телевидения.
А для покрытия всех расходов на эфирное вещание телеканала ОТВ Минкомсвязи РФ считает целесообразным выделять субсидии оператору связи, обеспечивающему распространение канала в эфире. Согласно закону, таким оператором для большинства общедоступных российских телеканалов является ФГУП “РТРС”. При таком механизме финансирования не возникнет прямой финансовой и административной зависимости канала от государства.
Заместитель министра также поддержал идею, высказанную на парламентских слушаниях, чтобы список кандидатов в совет по ОТВ формировала Общественная палата РФ. По его мнению, представляется правильным, что в него не должны входить депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, сотрудники администрации президента, члены Общественной палаты и члены правительства. По мнению замминистра, необходимо также разделить функции общественного контроля за административно-хозяйственной деятельностью и за программной политикой общественного телеканала. Это должны быть люди с разными компетенциями, но и здесь и там – с безупречной репутацией и авторитетом.
“По этой логике совет по общественному телевидению будет заниматься тем, что делает попечительский совет BBC – определять программную политику канала, следить за тем, как она соблюдается редакцией, обеспечивать взаимодействие с обществом, оценивать удовлетворенность или неудовлетворенность аудитории”, – подчеркнул Александр Жаров. Контролировать же административно-хозяйственную деятельность должен отдельный орган – наблюдательный совет общественного телевидения, который будет состоять уже из людей, не просто обладающих абсолютным моральным авторитетом, но также и являющихся профессионалами, разбирающимися в этой специфической области с точки зрения финансово-хозяйственной деятельности.
По мнению замминистра, оперативное руководство каналом должен осуществлять генеральный директор и главный редактор в одном лице. Это исключит возникновение двойственных ситуаций в работе канала. Практика показала, что разделять эти функции нецелесообразно.
Михаил Островский, первый заместитель секретаря Общественной палаты, начав свое выступление, отметил, что предложение о том, чтобы Общественная палата разработала порядок формирования списка кандидатов в совет общественного телевидения и наблюдательный совет, который затем предлагается направить президенту страны, сделано весьма обдуманно. У ОП РФ в течение шести лет работы накоплен большой положительный опыт по привлечению граждан и общественных организаций к формированию как самой палаты, так и ее общественных наблюдательных комиссий в 66 регионах страны (более 700 человек). Процесс этот публичный, открытый и может быть вполне реализован при формировании органов управления ОТВ.
От имени ОП РФ М. Островский предложил следующий порядок по формированию совета общественного телевидения. Сначала определяются критерии к кандидатам: человек должен быть членом Российской Федерации, не моложе 25 лет (к этому возрасту он уже получает высшее образование и определенный опыт), он не может быть членом ОП РФ, депутатом ГД РФ и членом СФ. “Главное, чтобы кандидаты в состав совета были общественно значимыми людьми, авторитетными в своей профессии, людьми с активной гражданской позицией”, – отметил М. Островский.
Для выдвижения кандидатов в состав совета различные общероссийские, региональные общественные объединения, неправительственные организации, творческие и научные союзы и физические лица могут направлять заявления на сайт Общественной палаты с предложениями своих кандидатах. Люди, выдвинутые таким образом, в течение 30 дней должны письменно подтвердить согласие на свое выдвижение. Члены ОП РФ из всех кандидатур формируют список кандидатов в совет из 19–25 человек и представляют его Президенту РФ, который, в свою очередь, утверждает состав совета из 19 человек.
Утвержденный совет ОТВ формирует наблюдательный совет общественного телевидения из 25 кандидатур и представляет эти предложения президенту, который утверждает семь человек в состав наблюдательного совета. Затем наблюдательный совет предлагает президенту три кандидатуры медиаменеджеров на должность генерального директора общественного телевидения, из которых президент утверждает одну. Сроки полномочий, по словам М. Островского, и для совета общественного телевидения, и для наблюдательного совета, и для генерального директора должны быть не менее трех лет.
При этом, отметил докладчик, на наблюдательный совет падает большая нагрузка, поэтому его члены, по мнению Общественной палаты, должны работать на постоянной основе с выплатой вознаграждения из источников, определенных для финансирования общественного телевидения.
Очень важно оценивать соответствие деятельности канала запросам общества. Для этого минимум раз в полгода ОП РФ с привлечением независимых компаний – измерителей общественного мнения должна проводить опрос населения о работе общественного телевидения, заключил выступающий.
Далее с участниками слушаний своим видением концепции общественного вещания в Российской Федерации, подготовленной рабочей группой по общественному вещанию в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, поделился председатель этого совета М. Федотов.
Основные принципы, на которых строится данный проект концепции ОТВ, во многом совпадают с тем, что уже было изложено предыдущими выступающими. Но, подчеркнул М. Федотов, говоря о концепции вещания, необходимо учитывать, что она должна отвечать интересам развития гражданского общества. Общественное ТВ – это не телевидение для общественности. Это телевидение, которое должно стимулировать развитие общественного сознания граждан.
Для реализации этих целей в концепцию заложены основные приоритеты программной политики общественного вещания:
Причем для этого канала необходимо применить универсальное программирование нового типа. Оно предусматривает свободное от политической и коммерческой цензуры публицистическое и информационное вещание (новости, аналитические дискуссии при преимущественном использовании прямого эфира и других форм интерактивного взаимодействия), развивающие развлечения, качественные игровые, документальные и анимационные фильмы, привлекательные просветительские программы, оригинальное ночное вещание.
Если поднимать вопрос о рейтинге ОТВ, то это должен быть только рейтинг доверия, уверен М. Федотов.
Далее он отметил, что Концепция развития телевещания до 2015 года предусматривала вхождение в состав первого мультиплекса канала регионального телевидения. Важно, чтобы включение ОТВ в первый мультиплекс не “выкинуло” его оттуда. Что касается источников финансирования ОТВ, то мнение членов рабочей группы также во многом совпадает с тем, что было озвучено ранее: доходы от целевого капитала, пожертвования, спонсорство, гранты, реализация интеллектуальных прав на продукт, произведенный ОТВ. При этом М. Федотов уточнил, что первоначально первый взнос в целевой капитал (30 млрд руб.) должно сделать государство. Этот капитал даст проценты (3 млрд руб.), на которые и будет жить канал. Конечно, эта сумма несоизмерима со средствами уже существующих федеральных каналов. “По экспертным оценкам, годовой бюджет “Первого канала” составляет 26 млрд руб., ВГТРК – 43 млрд, ТВЦ – 11 млрд”, – подчеркнул Федотов. Поэтому для финансирования канала создается фонд общественного телевидения и радио, в котором аккумулируются все средства, которые будут направляться на развитие проекта.
По поводу органов управления у концепции рабочей группы тоже имеются некоторые отличия от варианта, предложенного ОП РФ. Президент должен формировать попечительский совет общественного телевидения, который затем назначит гендиректора и главного редактора канала 43 списка кандидатов (26 чел.), выдвинутых не только Общественной палатой, как предложил М. Островский, но и советом по правам человека – по 13 кандидатур от каждой организации.
В свою очередь, попечительский совет формирует наблюдательный совет фонда, который занимается финансовыми вопросами. М. Федотов также считает, что обновление попечительского совета должно происходить каждый год на одну треть, что обеспечит преемственность работ.
М. Федотов также высказал мнение, что дешевле и проще создать новую телекомпанию, чем отбирать у кого-то уже действующую. К тому же при создании нового канала не возникнет проблем с заменой творческого состава журналистов, которые не обучены работе на общественном телевидении, со старыми сетевыми партнерами, рекламодателями, владельцами канала, производителями контента и аудиторией, которая привыкла смотреть канал.
Выступивший далее Андрей Романченко, генеральный директор ФГУП “РТРС”, уточнил для участников заседания технические аспекты, связанные с распространением телеканалов.
Ему представляется целесообразным создание ОТВ на основе существующего сегодня канала с аналоговым вещанием. Это существенно ускорит и упростит процесс его запуска, а уже к концу 2013 года при переходе на цифру большинства субъектов РФ его охват будет составлять не менее 90–95%.
При этом генеральный директор ФГУП “РТРС” пояснил, что ОТВ без ущерба для других каналов легко войдет в первый мультиплекс, так как в сентябре 2011 года Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания приняла решение о переводе сети цифровой эфирной трансляции на вещание в новом стандарте DVB-T2, который обеспечивает увеличение скорости передачи данных в 1,5 раза и позволяет расширить состав мультиплекса с 9 до 10 каналов вещания.
Что касается выделения частот для нового канала, заметил он, то следует учесть, что, во-первых, в большинстве из 165 крупных городов страны существует проблема с частотным ресурсом и свободных частот может просто не быть. А во-вторых, даже если после продолжительных процедур канал получит долгожданную частоту, то скорее всего возникнут сложности с доставкой сигнала из-за изношенности и перегруженности трансляционного оборудования. При этом ко всем финансовым расходам стоит прибавить еще колоссальные затраты на передатчики. Например, сеть “Первого канала”, которая обеспечивает охват 98% населения, располагает 6271 передатчиком.
Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев посчитал неверным и ошибочным посыл, что современное российское ТВ – это “порождение дьявола” и поэтому нельзя допустить телевизионщиков к управлению общественным телевидением. По его мнению, наше телевидение состоит не только из федеральных каналов, но и из региональных, спутниковых и кабельных, многие из которых выполняют миссию социального, культурного и общественного значения.
Наверное, правильно, чтобы руководители каналов не входили в совет, считает Э. Сагалаев. Но сильные профессионалы, работающие сегодня на современном ТВ, разбирающиеся в специфических вопросах телепроизводства, авторских прав и прочих областей телевидения, вполне могут рассматриваться кандидатами в совет.
Далее президент НАТ подчеркнул, что сегодня более 50 субъектов РФ имеют свое программируемое телевидение и готовы к участию в конкурсе на включение в состав мультиплекса. Поэтому невозможно себе представить, чтобы в регионе не было своего канала. Это надо обязательно учесть. Иначе, по мнению Э. Сагалаева, региональное телевидение можно будет похоронить.
И конечно, чтобы ОТВ было конкурентоспособным, для его развития нужны большие средства на самое современное оборудование, в том числе и для оплаты труда работающих на нем, заключил выступающий.
Среди выступивших на слушаниях были известные телевизионщики, политические деятели, представители регионального ТВ, работники искусств. Все они делились с присутствующими своими конструктивными предложениями, мнениями и даже опасениями.
Так, свое мнение по поводу запроса на открытое и неподцензурное общественно-политическое вещание, свобода которого ограничивается только Конституцией и законами РФ, высказал председатель комиссии ОП РФ по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе. Он уверен, что если общественное телевидение не будет таким, то оно будет не нужным никому. По мнению Н. Сванидзе, если бы не было недавних уличных выступлений и митингов оппозиции, то сама идея общественного телевидения сегодня не была бы реализуема. Поэтому необходимо привлекать в проект представителей несистемной части гражданского общества.
Доводя до читателей журнала информацию об обсуждении создания ОТВ в Общественной палате, нельзя также не остановиться на мнении, высказанном по этому поводу выдающимся деятелем отечественного телевидения Генрихом Юшкявичюсом, ныне советником генерального директора ЮНЕСКО. В своем кратком выступлении он отметил, что данное заседание вселяет надежду на то, что в России будет общественное телевидение. Хотя его задевает, что некоторые из выступавших до сих пор не представляют, что такое общественное ТВ. Только отсутствие элементарных знаний в области практики и теории журналистики телерадиовещания может свести разговоры к тому, что это будет либо оппозиционное, либо либеральное, либо еще какое-то телевидение. Но ведь стандарты общественного телевидения не изобретаются сегодня. Они давно известны. Общественное телевидение должно способствовать развитию культурно-образовательного потенциала страны, сохранению традиций и языков национальностей, проживающих на его территории, оперативно информировать население. Оно должно знакомить зрителей с молодыми талантливыми писателями, композиторами, способствовать развитию национальной идеи. К нему должны иметь доступ национальные и религиозные меньшинства.
Причем следует учесть, отметил Г. Юшкявичюс, что на таком ТВ должны выступать не только те, кто митингует сегодня на площадях. Это должны быть и руководители государства и министерств, политические деятели, отчитывающиеся в своей работе перед общественностью. И только такое ТВ будет способствовать развитию гражданского общества.
Опыт подобного телевидения имеется во многих странах Европы, в Канаде и Японии. И он показал, что ОТВ является действенным инструментом для сплочения нации, для диалога между властью и народом.
А если такого диалога на ТВ не будет, то он сместится в Интернет и превратится не в диалог, а в борьбу без правил, которая из киберпространства затем переместится (уже перемещается) на площади и улицы городов. И в такой борьбе нет победителей.
Что касается попечительского совета, то, безусловно, он должен состоять из достойных людей. Но не только. Во Франции, например, в такой совет входят профессионалы телевидения. Он выбирается на 6 лет, члены совета получают хорошую зарплату, но после завершения своей миссии не могут в течение года работать в теле- и радиоорганизациях, чтобы не было конфликта интересов.
Говоря о существующем телевидении, Г. Юшкявичюс отметил, что и на существующих каналах есть элементы ОТВ, например у ВГТРК (со своими каналами). По его мнению, если запретить с 20.00 вечера до 6.00 утра рекламу на каналах ВГТРК (как это сделано во Франции на общественных каналах), то вместо ширпотреба в самое смотровое время мы будем иметь достойные программы, которые туда “не пускает” рекламная цензура.
Завершая обзор, хочется отметить, что разговор получился очень серьезным, важным и чрезвычайно заинтересованным. Как отметил Олег Попцов, сегодня представился последний шанс создать ОТВ и важно не упустить его. ОТВ должно дать обществу национальную объединительную идею, и работать туда должны прийти люди не из толпы, а из народа. Но самое главное – общественное телевидение должно быть независимым и абсолютно свободным. Только тогда оно будет творческим, сверхинтересным, а потому конкурентоспособным.
Иначе может получиться по принципу: хотели как лучше, а получилось… Да вы это и сами знаете, уважаемые читатели.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2012
Посещений: 11321
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций