В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В связи с этим юбилеем уместно вспомнить еще две интересные памятные даты:
- 95 лет назад, в 1915 году, в США были предприняты первые попытки создания общества киноинженеров (SMPE, Society of Motion Picture Engineers), которые успешно завершились только осенью 1916 года. Инициатором создания общества был известный в то время изобретатель в области кино (а позже и телевидения) Чарлз Ф. Дженкинс, которого и ныне в обществе почитают как основателя и первого президента SMPTE.
60 лет назад, в 1950 году, в связи с развитием массового телевизионного вещания SMPE было реорганизовано в современное Общество телевизионных и киноинженеров - SMPTE.
Мы убеждены, что вы, наши уважаемые читатели, знаете о существовании SMPTE и в общих чертах представляете сферу его деятельности, но чтобы сориентировать, насколько эта сфера для вас реально близка и актуальна, укажем, что хорошо знакомый вам монтажный АВК -“ адресно-временной код" (он же “тайм-код") носит также в обиходе название “код SMPTE”, поскольку создан и рекомендован этим обществом.
Более того, практически все технические стандарты и технологические приемы, применявшиеся и применяемые в отечественном телевидении и кинематографе, имеют четкие корни в документах SMPTE. Это хорошо понимали руководители советского телевидения и кинематографа, обычно не мешавшие, а иногда даже (в пределах возможного) поддерживавшие сотрудничество отечественных телекиноорганизаций с SMPTE, хотя это плохо укладывалось в идеологические каноны того времени.
Первые советские специалисты среди членов SMPTE появились во времена “разрядки" (детанта) в 1960-е годы; это обычно были специалисты НИКФИ, ВНИИТР, Мосфильма, Общесоюзного телецентра и технических главков Госкино и Гостелерадио СССР, изредка выезжавшие на конгрессы SMPTE.
Особо ценились среди советских теле-киноинженеров журналы SMPTE, присылаемые для каждого члена общества на адрес Госкино (подписаться на них обычным образом на централизованно выделяемую ведомством валюту почему-то не удавалось). Поэтому эти журналы довольно часто с максимальным тактом “национализировались” и распределялись по техническим библиотекам телекинопредприятий. Ропота “в народе" не было, ведь членские взносы (в то время около 50 долларов США) за членов SMPTE платило государство: из своего собственного кармана в те времена сделать это было совершенно невозможно. Поскольку любые расходы в валюте в те годы согласовывались “на самом верху" (а дело это было весьма хлопотное и долгое), то от СССР в SMPTE состояло в разные годы не более 5-7 человек.
Новые возможности сотрудничества советских телекиноорганизаций с SMPTE открылись только с началом перестройки. Меня в 1987 году перевели на новую работу - заместителем председателя Госкино СССР, где полностью сменилось руководство, и предполагались серьезные перемены в киноотрасли, в том числе в части ее производственно-технической стороны.
Хочу напомнить для части наших читателей, что Государственный комитет СССР по кинематографии являлся в то время довольно мощным технологическим ведомством, в системе которого было занято около 1 млн человек (одних только киномехаников было 300 тыс.). Киносеть состояла из 6 тыс. кинотеатров и 170 тыс. клубных киноустановок, фильмы снимались на 39 киностудиях, фильмокопии печатались на 6 кинокопировальных фабриках, обрабатывавших в год около 700 млн метров позитива (тираж фильма менее 1000 копий считался оскорбительно малым!). В науке и промышленности Госкино СССР работало около 10 тыс. человек: в двух (научном и учебном) институтах (НИКФИ и ЛИКИ), на трех больших заводах “Кинап", в трех КБ и на 20 киноремонтных заводах. Ведомству до 1990 года принадлежал известный журнал “Техника кино и телевидения”, издавался также очень популярный журнал “Киномеханик". В Госкино СССР (не удивляйтесь!) были также и свои вооруженные силы: на его содержании и в оперативном подчинении был кавалерийский полк на 800 сабель, предназначенный для батальных съемок. Позже на его базе была создана президентская кавалерия.
Описанная выше производственно-техническая база нуждалась в серьезной модернизации до уровня “разумной достаточности" - более амбициозных целей при тогдашних скромных финансовых возможностях страны перед нами не ставили. Среди многих задач важнейшей, и по очередности первейшей, стала задача экономичного, точнее неразорительного, доступа к передовым знаниям. После многих обсуждений вариантов путей прогресса с ведущими специалистами Госкино и моими ближайшими советниками (начальником технического главка В.В. Егоровым и директором НИКФИ Э.Л. Виноградовой) было решено, что оптимальный путь доступа к нужным нам знаниям - это деловое сближение с SMPTE. Было рассмотрено много вариантов реализации этого сближения: от массового индивидуального вступления наших специалистов в SMPTE до создания своего аналогичного общества - по примеру английского BKSTS. Но наилучший путь - создание своей, советской секции в составе головной структуры - подсказали нам мои хорошие знакомые из знаменитой в то время фирмы “Ампекс", Чарлз Андерсон и Карлос Кеннеди, оба избиравшиеся в начале 1980-х годов президентами SMPTE и пользовавшиеся в нем большим влиянием. При их поддержке удалось решить главную формальную проблему - финансовую, то есть сбора членских взносов. Для нашей секции их разрешили собирать в рублях и тратить на нужды самой секции и прием официальных делегаций SMPTE.
В лучшие годы в советской секции насчитывалось около 70 специалистов кино и телевидения из восьми стран СНГ, которые платили вполне скромные взносы и ежемесячно получали по экземпляру журнала SMPTE и текущую информацию, рассылаемую обществом. При посещении американских и международных мероприятий SMPTE им полагались определенные льготы. Мне рассказывали также, что членский значок SMPTE на лацкане пиджака очень способствовал установлению деловых контактов, поскольку служил надежным признаком респектабельности нового партнера из России. Нам прислали из США два комплекта фирменных “баннеров" (по теперешнему!), которыми полагалось оформлять официальные мероприятия советской секции; поэтому даже наши традиционные конференции и семинары мы иногда старались проводить под маркой SMPTE.
Побродив по официальному сайту SMPTE (www.smpte.org), вы и сейчас можете увидеть в общем перечне секцию Российской Федерации. Там же можно найти строчку благодарности от SMPTE трем указанным выше основателям советской секции: Vladimir G. Makoveev, Eleonora L. Vinogradova and Vladimir V. Yegorov. In recognition of their long-term efforts resulting in the formation of the SMPTE Soviet Union Section in October 1990.
Как и 20 лет назад наша секция в SMPTE нужна и уважаема! Если раньше ее "держал" административный каркас двух госкомитетов и институтов, то теперь я верю в ее возрождение в новой России в условиях крепнущего гражданского общества и рыночной экономики.
P.S. В заключение, как говорится, для разрядки расскажу о двух забавных эпизодах, связанных с данной темой.
В октябре 1991 года я выступал на конгрессе SMPTE в США с информацией о советском кинематографе и новой секции SMPTE, ее задачах и надеждах, на нее возлагаемых. Волновался я очень, но доклад мой был выслушан нашими новыми коллегами с большим интересом, чему помог случай: выступавший до меня перед сугубо “бледнолицей" аудиторией молодой мулат из Бразилии начал с вызовом: “Во-первых, я коричневый...” Зал притих и выслушал сообщение молча: вопросов к мулату не было.
У меня появился шанс разрядить обстановку, и свой доклад я начал ему в тон: “Во-первых, я красный...” - и наградой был долгий смех и публичная благодарность президента Б. Бейкера. Это был удачный шаг в смысле пиара -я стал популярным человеком, а советская секция SMPTE - предметом оживленного “трепа" в кулуарах.
Летом 1990 года в Гостелерадио СССР, где я в это время работал, пришло в адрес председателя письмо от президента SMPTE с информацией, что В. Маковеев удостоен в рамках SMPTE высокого ранга “феллоу" и просьбой найти возможность публично поздравить его с этой честью. Обычно это слово переводится как действительный или старший член общества. Но хитрецы из иновещания перевели его предельно близко к его смыслу в английском университетском жаргоне: “свой парень". Поскольку поздравление происходило в чопорной обстановке коллегии Гостелерадио СССР, то, сами понимаете, смеху было много. Когда же я позже пришел к “обидчикам” с шутливой благодарностью за “подставу", то мне популярно объяснили, что выбран был наиболее щадящий вариант, а самый точный перевод на русский будет “кореш”, но такой “блатной" вариант смутил председателя.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2010
Посещений: 10429
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций