В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Владимир Маковеев
Исполнительный директор
Ассоциaции кабельного телевидения России
"Видео на мобильных терминалах? Это не только дорого, но и близко к чудачеству"
Билл Гейтс
В кулуарах конференции "Платные услуги в мультисервисных сетях" мне не раз приходила на ум вынесенная в эпиграф цитата из книги Б. Гейтса "дорога в будущее". Сегодня же Б. Гейтс делает, пожалyй, больше всех в мире для того, чтобы опровергнуть собственное пророчество десятилетней давности. По сложившейся традиции o самом главном и сокровенном на конференциях говорят не на форуме, а вовремя фуршета. И вот, неожиданно для меня, в кулуарах данной конференции самой популярной темой стало обсуждение перспективы мобильного видео - "четвертого экрана", как его уже принято называть в мировой прессе (вслед за кино, телевидением и компьютером)
Прошедшая 12 октября этого года в Москве конференция "Платные услуги в мультисервисных сетях" закрепила успех прошлогодней конференции "Системы платного телевидения", и теперь, несомненно, дальнейшая разработка этого актуального направления в широкополосных информационных технологиях станет нашей доброй традицией.
Платные услуги - тема живая и горячaя, это пyть кабельных компаний к экономическому благополyчию. Конференция была весьма представительной, нов оптимальной мере) Слишком представительные конференции многое теряют из-за неизбежной заформализованности. Ведь значительная польза для собравшихся на такой форум состоит во множестве "малых совещаний" в кулуарах, в неформальном и доверительном личном общении. Присутствие же на заседаниях позволяет участникам конференции ощутить себя частью кабельного сообщества, уточнить свое место в бизнес-пространстве, получить опорную информацию, чтобы потом правильно и грамотно реагировать на действия властей и партнеров.
Важно и то, что после такого представительного форума руководители и специалисты кабельных компаний чувствуют себя совсем по-иному. Они по праву мот считать, что теперь по насущным проблемам кабельного телевидения и мультисервисных сетей грамотнее их в стране никого нет. И это без всякой натяжки, ведь они не только слушали выступления лучших в стране специалистов, но и могли подойти к ним в перерывах для обсуждения конфиденциальных вопросов своего бизнеса.
При наших "византийских" традициях, на состоявшейся конференции, как и на любом подобном форуме, важно не только то, что именно сказано в докладе, но и кем сказано, как и когда. А еще важнее то, что так и не было сказано с трибуны пyблично, хотя у всех на устах.
В кулуарах половина бесед касалась перспектив близкого наступления "эры мобильного видео". Более полусотни участников конференции еще находились под впечатлением от посещения выставки и конференции IBC-2005 в Амстердаме. Эта главная европейская выставка подтвердила основные тенденции, отмеченные на прошедшей в апреле с.г. в Лас-Вегасе главной американской выставке NAB-2005.
Мировые промышленные электронные гиганты, насытившие рынки телевизорами, DVD-плейерами, мобильными телефонами и т.д., настойчиво ищyт новый дорогой товар массового спроса. Идей в этом направлении было много и даже весьма экзотических, но фаворитом пока являются носимые мобильные видеотерминалы, в том числе высокого разрешения. Промышленники отлично понимают, что эти новые технологии и связанные с ними новые информационные услуги будут экономически разумны только при глобальном их распространении.
В союзе с ними телекоммуникационные компании, обеспокоенные снижением доходности традиционных информационных услуг, уже не первый год отчаянно стараются найти тy волшебнyю широкополосную услугу, которая способна пробудить в странах "золотого миллиарда" массовый спрос платежеспособной части населения и оправдать затраченные ими в свое время громадные суммы за лицензии на право создания мобильных систем 3G. Они также не придумали ничего неожиданного - мобильное телевидение и загружаемые видеоигры. Одновременно "телекомами" повсеместно ведется стремительное строительство новых широкополосных сетей. Пользователи в развитых странах уже хорошо усвоили все лукавство переходных технологий с цифровым уплотнением витой медной пары, "не требующих земляных работ" при организации широкополосного доступа.
Третья сила - компания "Майкрософт" и ее не менее могучие соперники на мировом рынке "софтвера" также включились в этот процесс. Благодаря их стараниям новая дорогая мобильная услуга не будет требовать особых умственных усилий при освоении ее массовым потребителем: должно быть соблюдено знаменитое американское правило "яйца всмятку", то есть пользователь должен освоить новый прибор менее чем за 3 минуты (время варки яйца всмятку). Эти же компании полагают, что уже способны предложить вместо форматов MPEG новое поколение цифровых технологий эффективной обработки и кодирования телевизионного сигнала, более соответствующих современным требованиям к производству и распространению вещательных телепрограмм, в том числе и ТВЧ.
В качестве четвертой силы в продвижении на рынок мобильных видеотерминалов в Лас-Вегасе четко проявилась американская Ассоциация кинопромышленности в качестве обладателя наиболее привлекательного видеоконтента: фондов из десятков тысяч американских кинофильмов, пользующихcя неизменной попyлярностью у телезрителей во всех странах мира. Она до сих пор не рекомендует своим членам разрешать перевод фильмов на цифровые носители, справедливо считая, что пока еще не может быть обеспечена должная правовая и технологическая защита контента в цифровой форме. Американских киномагнатов не впечатлило происходящее в США широкое внедрение открытого эфирного цифрового вещания. Они много лет настойчиво добиваются от Конгресса принятия нужных им законов по защите цифрового контента. Однако в этой стране имеются не менее мощные организации, усматривающие в предложениях кинопромышленности ущемление гражданских прав населения.
К проектам систем "мобильного видео" кинопромышленники отнеслись с большим интересом и уже несколько голливудских компаний заявили о готовности работать с ними. Они априори лучше всех знают потребности, вкусы и платежеспособность будущих владельцев мобильных видеотерминалов, а разработчики систем "мобильного видео" заранее гарантировали им надежную защиту драгоценного киноконтента. Глава американской Ассоциации кинопромышленности Д. Валленти сказал недавно журналистам: "Я надеюсь, что эти новые технологии вернут нас в те времена, когда кинематограф доставлял истинное удовольствие людям!"
У многих моих собеседников в кулуарах конференции создалось впечатление, что объединенные действия этих "четырех сил" способны рaдикально изменить мировой информационный рынок, и он уже близок к той "точке перегиба", после которой перемены в характере потребления информационных услyг станут стремительными и массовыми. Предположение это вполне правдоподобно, ведь все "великие переломы" на путях прогресса имели подобную синергетическую природy. Перемены, естественно, коснутся вначале развитых стран, но если вспомнить некоторые сообщения мировой технической прессы, то станет ясно, что в ряде небогатых азиатских стран фактически уже созданы "опытные зоны систем мобильного видео", в которых без большого шума активно тестируются многие технологические решения.
Мы должны отдавать себе отчет в том, что силы, вовлеченные в глобальное внедрение технологий "четвертого экрана", вполне способны "вломитьcя" на российский информационно-телекоммуникационный рынок, хотя наше "поле" считается еще не подготовленным. Вспомним, однако, почти силовое внедрение на нищий российский рынок связи зарубежных сотовых операторов полтора десятилетия назад, сопровождаемое, кстати, активным "сбросом" устаревших технологий!
Все сказанное выше приводит к мысли, что технологии "четвертого экрана" могут стать одной из основных тем нашей третьей конференции в октябре 2006 r. Заранее приглашаю на нее читателей журнала.
Чтобы быть последовательным, будет логичным закончить этy статью другим высказыванием все того же Вилла Гейтса: "Мы всегда переоцениваем изменения, которые произойдут в ближайшие два года, и недооцениваем изменения следующих десяти лет".
Подробнее с материалами конференции вы можете ознакомиться на сайте www.broadcasting.ru
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2005
Посещений: 10626
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций