Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

IBC Radio Review: маленькое радио на большой выставке

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

IBC Radio Review: маленькое радио на большой выставке

Международную выставку IBC-2015 посетило 55 128 человек – это на 136 человек больше, чем в прошлом году. Однако даже такая смешная разница позволила организаторам зафиксировать очередной рекорд – прошедшее мероприятие стало самым масштабным за всю историю IBC
Наталья Сидельникова
Специалист по маркетингу Компания “Тракт”

Выставка IBC (International Broadcast Convention), ежегодное событие в области телерадиовещания, проводится с 1967 года и собирает на своей площадке десятки тысяч профессионалов из медиаиндустрии. Впервые состоявшись в отеле Ланкастер в Лондоне всего с 32 участниками и 500 посетителями, сейчас она превратилась в международное событие, которое не могут пропустить лидирующие компании отрасли, известнейшие ученые, главы вещательных корпораций и мировые звезды.

Время для диалога

Каждый год экспоненты представляют различные решения и технологии, инновации и вдохновляющие идеи для будущего. По мере того, как инноваций становится все меньше, а идти “в ногу со временем” становится все сложнее, некоторые участники перестают даже пытаться придать своим продуктам видимость новизны. Из года в год на конференциях обсуждаются одни и те же темы, на стендах выступают с одинаковыми докладами, посетители говорят о 4К и цифровизации, а в специальной Зоне будущего демонстрируют 8К и системы виртуальной реальности.


Кажется, что ничего нового эта IBC не привнесла. И не привнесет еще несколько лет, пока 4К-оборудование не станет доступно массовому телевизионному рынку, а аудиопроизводители не встроят рабочие (!) AoIP-интерфейсы во все свои девайсы. Да, на первый взгляд кажется именно так, потому что посещая такое масштабное мероприятие, ожидаешь увидеть фейерверк горяченьких инноваций, готовых к использованию и решающих все твои проблемы.

Но это не совсем так. По крайней мере, в этом нас попытались убедить организаторы IBC.

Одним из самых обсуждаемых событий стала открытая сессия конференции, посвященная будущему электронных СМИ. Спикеры выражали уверенность в том, что потребитель уже практически достиг своего неопровержимого главенства в выборе контента: не вещатель теперь диктует, что люди будут смотреть, а люди диктуют вещателю, что показывать. В свою очередь, вещатель перестает принимать ограниченный набор инструментов, который предлагает ему производитель. Вещатель начинает требовать от производителя те инструменты, которые помогут ему лучше удовлетворить потребности своей публики. “Мы ушли от производства, которое определялось наличием или отсутствием каких-то технологий. Теперь мы требуем новую функциональность от наших поставщиков”, – сказал Майкл Кримп (Michael Crimp), генеральный директор IBC.

Развивая мысль, он обратил особое внимание на то, что IBC – это своего рода независимый форум и площадка для диалога. Много сил было потрачено на то, чтобы собрать вместе телекоммуникационные компании, социальные медиа, системных интеграторов, производителей оборудования и ПО, научные общества и т.д. И теперь важно не столько продемонстрировать технологию инновационную, сколько договориться о том, как правильно и выгодно использовать уже придуманную.

Средний сектор поднимает голову

Несмотря на все экономические и политические перипетии, участников в этом году стало больше: 1800 против прошлогодних 1500. Можно заметить, как изменился их состав. По словам старших коллег, каких-то 10 лет назад индустрия была представлена исключительно большими компаниями, доминирующими игроками. Но теперь реальную конкуренцию составляют производители средних размеров: слишком маленьких для того, чтобы диктовать условия, но достаточно больших для того, чтобы удовлетворить потребности заказчика.

Чтобы стать заметнее для посетителя, такие компании зачастую объединяются под национальным флагом на общем стенде. В этом году объединенные площадки были у Бельгии, Китая, Кореи, Бразилии и ряда других стран. Но возглавляла этот парад национальных стендов Франция, которая разместила такие стенды с единым дизайном почти в каждом павильоне.

Количество производителей средних размеров растет, и вместе с ним растет популярность протокола Dante (дорогостоящий и более сложный в эксплуатации протокол Ravenna остается уделом крупных и солидных компаний). По словам Джошуа Раша (Joshua Rush), вице-президента по маркетингу компании Audinate, на IBC 2015 было представлено более 500 продуктов, использующих протокол Dante. Он поддерживает 64 входящих и 64 исходящих соединения, позволяет отказаться от аналоговых сигналов и передавать все аудиопотоки через один Ethernet-кабель. Его неоспоримое преимущество в том, что для корректной работы не требуются специальные свитчи и коммутаторы – подойдет сетевое оборудование любых производителей.

Несколько новинок для радио

Всемирно известный производитель студийного оборудования Yellowtec презентовал сразу несколько новинок. Попытавшись решить достаточно амбициозную задачу по оперативной передаче новостей в эфир, компания выпустила обновленный репортажный микрофон iXm c Wi-Fi-модулем (напомним, что эти микрофоны поддерживают запись на SD-карту и автоматическую нормализацию громкости). Новая функция позволяет не только передавать запись по Wi-Fi на другие устройства (например, чтобы моментально отправить в редакцию), но также прослушивать и обрабатывать аудиозаписи через специальное мобильное приложение от ENCO, которое подключается напрямую к микрофону. Директор по продажам Yellowtec Энди Миккута (Andy Mikkuta) говорит, что такая технология никак не сказывается на качестве звука, и считает, что это сделает жизнь журналистов проще.

Кроме того, Yellowtec анонсировал дальнейшее развитие компактных микшерных пультов серии Intellimix: 4 виртуальных фейдера, поддержка AoIP-протокола Dante, удаленное управление от системы автоматизации и т.д. Новая конструкция не предполагает полную виртуализацию пульта, он все так же будет состоять из двух частей: настольной (микшерский пульт) и рэковой (аудиоинтерфейсы и процессор пульта). Но классические фейдеры на настольной консоли заменят на сенсорные датчики, что сделает пульт абсолютно гладким. Положение виртуальных фейдеров будет отображаться с помощью светодиодов. Планируется, что в будущем появится возможность увеличить количество каналов, просто приобретая дополнительные настольные консоли.


Маленькой, но приятной новостью стало то, что Yellowtec слегка обновил внешний вид популярных пантографов m!ka, заменив индикаторное кольцо старого типа на новое. Ранее при включенном микрофоне кольцо светилось красным цветом, а при выключенном не светилось вообще. Теперь же в нем реализована технология светодиодных индикаторов, которая использована в их продуктах серии Litt. И хотя сейчас кольцо поддерживает только два цветовых режима (красный и белый), разработчики уверяют, что в ближайшее время им удастся предоставить на выбор потребителя более широкий спектр.

Компания WorldCast Systems представила FM-передатчики Ecreso, объявив их наиболее передовым решением на сегодняшний день. В этом году производитель впервые выводит эти передатчики на российский рынок.

FM-передатчики Ecreso оснащены цифровым модулятором, несколькими аудио- и MPX-входами с автоматическим переключением, встраиваемым RDS-кодером, AGC/FM и MPX ограничителем и клипером. Новый пакет программного обеспечения для этих передатчиков включает в себя Web-интерфейс, управление по SNMP, резервное воспроизведение с SD-карты, расширенный измерительный интерфейс в режиме реального времени и 24-часовую историю состояния передатчика (RF-, MPX- и аудиоспектры, аудиопики девиации, прямую и отраженную мощности, КСВ, внутреннюю температуру, скорость вращения вентилятора и другое).

Возможно, эти передатчики попробуют составить конкуренцию продукции Rohde & Schwarz, которая приостанавливает выпуск FM-передатчиков с воздушным охлаждением и мощностью от 100 Вт до 30 кВт (это как раз те передатчики, которые сейчас продаются на российском рынке). На выставке Rohde & Schwarz представила новую линейку с жидкостным охлаждением THR9.

У Elenos флагманом стенда стала система управления сетью FM-передатчиков Avatar, которая позволяет не просто проводить анализ состояния каждого устройства отдельно, но и объединять их в группы в зависимости от мощности, типа аудитории, плотности населения и т.д. Эти данные дают возможность легко управлять сетью, точнее анализировать затраты и фиксировать статистику неполадок.

На стенде Telos Alliance, объединяющего несколько всемирно известных компаний, дебютировал микрофонный процессор Omnia Voco 8 (совместная разработка Omnia Audio и Sound4), призванный решить проблему обработки голоса при ведении радиоэфира с несколькими участниками. Он позволяет обрабатывать до 8 каналов, включает в себя 8 микрофонных предусилителей студийного класса с фантомным питанием, 3-полосный шумовой гейт и динамический процессор, 4-полосный параметрический эквалайзер и brickwall-лимитер для финальной обработки. Omnia Voco 8 также поддерживает возможность автоматического выравнивания громкости сигнала, создание пресетов для различных шоу и передачу сигнала AoIP по сети LiveWire.

Новинки – это хорошо. Но не только ими запомнился нам стенд Telos. На отдельном рабочем месте была представлена российская коммутационная матрица Digispot II Matrix компании “Тракт". Это программное обеспечение было разработано специально для построения коммутационной сети на базе устройств Axia xNode и уже широко используется в филиалах ВГТРК по всей России. Решение позволяет легко создавать маршрутизацию входящих, исходящих и внутренних аудиопотоков на радиостанции любого масштаба.

Испанский производитель оборудования для радиовещания AEQ представил на своем стенде обновленный цифровой многоканальный микшерный пульт Forum, поддерживающий до 20 фейдеров и оснащенный двумя внутренними телефонными гибридами. Кроме улучшенного внешнего вида (мягкие переключатели, дополнительные программируемые клавиши, индикаторы и т.д.) пульт наконец-то может похвастаться рабочим AoIP-интерфейсом Dante. Компания также презентовала новый портативный IP-аудиокодек Phoenix ALIO, специально сделанный для ведения спортивных репортажей.

Компания NeoGroupe, которая разрабатывает систему управления телефонными коммуникациями на радиостанциях NeoScreener, в этом году объявила о поддержке оборудования AEQ (ранее поддерживала только оборудование Telos). Система не только предоставляет широчайшие возможности для управления входящими звонками (например, во время проведения ток-шоу), но и позволяет обрабатывать SMS, сообщения с web-сайтов и из социальных сетей.

Похожий сервис демонстрировал английский разработчик Broadcast Bionics. Кроме вышеперечисленных возможностей, их система Phone Box имеет серьезные инструменты анализа и сбора статистики (например, она может делать срезы по “лайкам” в социальных сетях). Планируется, что в ближайшем будущем Phone Box сможет автоматически сортировать эту информацию и отправлять ответственным редакторам через систему автоматизации.

Очередную систему визуального радио в этом году презентовала компания Lawo. Их решение позволяет автоматически оформлять эфир, управлять камерами, переключать ракурсы на активный микрофон, а также поддерживает VoIP-передачу данных с несколькими стандартами кодирования (включая H.264 и M-JPEG). По словам разработчиков, система может успешно использоваться не только для визуального радио, но и для автоматической обработки аудио- и видеопотоков на спортивных мероприятиях, деловых встречах и даже в охранном видеонаблюдении.

Отечественный производитель рекомендует

Впервые на IBC 2015 объединенный стенд производителей и системных интеграторов представили российские компании. Совместными усилиями они развернули полнофункциональный телерадиокомплекс на базе отечественного оборудования.

Решение для радиостанций продемонстрировала компания “Тракт”: на стенде была развернута радиостудия с диджейским и редакторскими местами. Новинками, впервые представленными на этой выставке, стали отечественный микшерный пульт ТР-5 и измеритель уровня громкости ТР-702.

Цифровой микшерный пульт ТР-5 с 16 фейдерами поддерживает AoIP-передачу многоканальных звуковых данных по протоколу Dante и передачу данных по Bluetooth.


Измеритель уровня громкости ТР-702 позволяет производить измерение громкости аналоговых и цифровых звуковых сигналов в соответствии с нормами Федерального закона № 338.

Кроме этого в радиостудии были задействованы продукты других отечественных производителей: микрофоны компании “Октава” и широкополосные акустические мониторы ближнего поля для продакшен-студий компании “Фермато”.

Ежедневно на стенде проходили презентации. Спикеры от компаний “Окно-ТВ”, S-Pro Systems, Vidau Systems и “Тракт” рассказывали посетителям о реализованных решениях. Помимо общего обзора в докладах была представлена информация о ведущих российских производителях, которые, согласно аналитике и мнению спикеров, сегодня составляют серьезную конкуренцию зарубежным вендорам. Скорость обратной связи и гарантийного обслуживания, возможности кастомизации и технической поддержки делают отечественных производителей все более привлекательными как для интеграторов, так и для заказчиков.

На что еще стоило посмотреть

IBC Drone Zone. Все любят хороших дронов. И все любят хорошие шоу. Поэтому приятным нововведением этого года стала открытая площадка IBC Drone Zone, где каждый день можно было увидеть летающие квадрокоптеры разных размеров со встроенными камерами (с HD-разрешением, стабилизаторами, удаленным управлением и прочими прелестями). Этот творческий инструмент позволяет получить новые ракурсы самого высокого (в прямом смысле этого слова) качества.

IBC Future Zone. Новое поколение систем виртуальной реальности не дает покоя своему прямому потребителю – игровой индустрии. Но смогут ли они быть интегрированы в кино- и телевизионную индустрию? Этот вопрос поднимался не только на стендах компаний, занимающихся иммерсивными технологиями, но и в так называемой Зоне будущего. Игроки этого рынка уверены, что интеграция виртуальной реальности в кинематограф возможна, хотя и сопряжена с непростыми творческими, техническими и коммерческими проблемами, решить которые в одиночку компании не в состоянии. И дело не только в отсутствии единых стандартов на этом поле, но и в несовершенстве инструментов создания и распространения виртуального 3D-контента.

В Зоне будущего также продолжилось обсуждение видео 8К, детища японской телерадиокомпании NHK (Japan Broadcasting Corporation).

В прошлом году мы уже могли увидеть прототип студийной видеокамеры с разрешением 8K и частотой кадров 120 кадр/сек, а также 8К-дисплей с частотой 120 Гц. В прошлом году основной проблемой оставался вопрос передачи такого объема данных (72 Гбит/сек). По словам Ясуко Сугито (Yasuko Sugito), инженера-разработчика в NHK, за прошедший год были достигнуты большие успехи в HEVC-компрессии данных, а первая демонстрация полностью рабочего решения состоялась в Токио в мае. В планах компании запустить тестовое вещание в 2016 году и перейти на спутниковое вещание в 2018.

IBC Innovation Awards. Каждый год на IBC вручается несколько наград, отмечающих самые успешные и нетривиальные проекты.

В этом году в номинации “Создание контента” победил английский телевизионный канал Channel 4 за конкурс талантов “The Singer Takes it All”. Вместе с партнерами (Endemol Shine Group, Chunk, Tectonic Interactive, Electoral Reform Society) они создали приложение, через которое конкурсанты могли записать свое выступление на конкурс. Это же приложение позволяло всем желающим голосовать за участников в реальном времени.

В номинации “Управление контентом” первое место заняла компания ESPN (вместе с партнерами Arista Networks, Evertz, VizRT) за проект первого в мире крупномасштабного полностью цифрового продакшен-центра Digital Center 2.

Победителем в номинации “Доставка контента” был признан телеканал Sundance Channel Global, владельцы которого совместно с техническим партнером Amagi Media Labs Pvt. Ltd. смогли разработать сложную систему частичной замены регионального телевизионного контента для португалоговорящих жителей Бразилии.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2015
Посещений: 9206

  Автор

 

Наталья Сидельникова

Специалист по маркетингу ЗАО “Трактъ"

Всего статей:  4

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций