Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Энциклопедия журналистики

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Энциклопедия тележурналистики

Евгения Роговцева
Сотрудник пресс-службы Мосгордумы, выпускница ГИТР

Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР) издал в русском переводе интереснейший учебник Теда Уайта "Производство эфирных новостей" ("Broadcast news - writing, reporting and producing" ). Предлагаем вниманию читателей рецензию на эту нужную книгу

Журналистика на книжных полках

Сейчас в нашей стране нет дефицита профессиональной литературы в области журналистики. Но, к сожалению, она большей частью не отвечает параметрам современного образования. Большинство учебников и пособий по сути одинаковы: они рассказывают в основном о теоретической составляющей профессии, умалчивая о самом главном: о практике. Также хочется отметить, что 90% подобных изданий написано людьми, которые давно уже не работают в этой сфере. В итоге мы имеем среднестатистический учебник с правилами и аксиомами, разбавленный случаями-примерами из давней практики. Есть и другая литература, состоящая сплошь из воспоминаний-случаев, с целью показать как "надо" и "не надо" поступать журналисту. На мой взгляд, это еще одна крайность совершенно бесполезная для людей, которые также хотят успешно заниматься журналистикой. Если автор известен широкой публике, обладает несколькими "ТЭФИ" и регулярно появляется в телеэфире, то книгу непременно прочитают, но вот знания оттуда вряд ли вынесут. Я считаю, истину каждый должен открыть для себя сам, повторять же чью-то модель поведения - значит заниматься плагиатом. И вот если соединить правила и аксиомы почтенных седых голов с опытом и подсказками работающих журналистов, мы получим профессиональный учебник журналистики для России. Ведь как не адаптируй западные шедевры мировой практики преподавания телевизионного мастерства - журналистика в каждой стране разная.

"Библия" эфирных новостей

А пока вы начали записывать пожелания юного журналиста, выпускницы Института телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, с целью поскорее выпустить "настольную книгу журналиста России", позвольте представить вам то, после чего не придется изобретать колесо. А именно "Библию" эфирных новостей - Broadcast News. Writing, reporting and producing. В ней есть ответы на все вопросы сферы информационного вещания. Объем и качество информации поистине является инновационным для российского издания. И дело не в том, что оно содержит огромное количество полезной информации для производства эфирных новостей, а в том, что приемы и секреты мастерства не устаревают. Не стоит расценивать эту книгу как "ключ к профессии", потому что она настолько ярко описывает все нюансы работы журналиста, что после прочтения может пропасть все желание работы в кадре или за кадром. Но это будет хорошим опытом для молодых людей, которые делают первые шаги в сфере информационного вещания. Ведь зачастую именно они занимаются "ленивой журналистикой", о которой также рассказано в издании.

В книге освещены абсолютно все аспекты телевизионной деятельности журналистов, редакторов, операторов, звукорежиссеров, монтажеров, продюсеров и остальных работников эфира. На ее страницах содержится самая разнообразная информация: от раздувания новостей до монтажных стыков, от создания лидов до политических кампаний, от репортажей о погоде до написания некрологов. И все это подкреплено примерами, советами профессиональных журналистов, фотографиями и даже заданиями для усвоения материала. Но не думайте, что если в книге есть выводы и упражнения, то она сразу переходит в ранг учебной литературы для студентов. Многим телеканалам и радиокомпаниям не помешает иметь у себя такого "штатного сотрудника".

Вы можете знать всю структуру области, в которой работаете, все нюансы, но вы обычный человек и никогда не узнаете, что случится завтра. Сфера информационного вещания тем и отличается от всех остальных - мы должны быть готовы ко всему. Журналист вы или звукорежиссер, продюсер или оператор - все может перевернуться с ног на голову, и вам придется освещать, показывать, рассказывать, работать в совершенно другом жанре. На полях боевых действий в Ираке уже побывало много молодых журналистов, и далеко не все из них представляли крупные телекомпании. История знает примеры, когда военным корреспондентам, готовым пойти на рискованные задания, разрешалось высаживаться на побережье вместе с американскими морскими пехотинцами или сидеть в бомбардировщике, летящем для поражения вражеских целей. Посредством таких репортажей люди узнавали из первых рук, как идут боевые действия и что происходит с их близкими, ушедшими на войну.

Найти в себе силы и ответить "всегда готов" поможет это издание. Оно затрагивает такие актуальные темы, как включение корреспондентов в воинские контингенты в Ираке, теракты 11 сентября 2001 года, трагедии со стрельбой в американских школах и неточные сообщения об итогах президентских выборов во Флориде. Конечно, нет готовых правил для освещения незапланированных событий, поэтому самое ценное - это опыт, смекалка и храбрость тех людей, кто был на месте трагедии. Именно этими, самыми дорогими и в то же время страшными воспоминаниями делятся на страницах издания известные журналисты.

Несколько примеров

И все же большую часть своей карьеры корреспонденты занимаются освещением местных событий, из которых преимущественно и состоят новостные выпуски. Но и в этом случае репортерам приходится сталкиваться с трагическими ситуациями: пожарами, авариями, разбойными нападениями и другими происшествиями, которые случаются каждый день в любом городе, по всей стране. Несколько глав в книге посвящены как раз работе с запланированными и незапланированными событиями. Подробно рассматриваются редакционные решения, описываются различные типы заданий и на примерах уже готовых сюжетов выделяются те моменты, о которых должен помнить корреспондент, приступая к подготовке материала.

Один из самых ярких примеров в книге - блестящий материал канала WISC-TV в Медисоне, штат Висконсин, получивший премию первой степени RTNDA за новостной репортаж о самом необычном пожаре.

Вот часть этого репортажа: Панорама, прямой эфир.

БЕТ 3/К: "Чрезвычайный пожар, имеющий четвертую степень тревоги, уже восьмой час бушует на восточной окраине Мэдисона. Владелец горящего склада был вынужден сегодня вечером вернуться домой из отпуска".

Два плана, Кении Уильяме, владелец склада, продолжительность: 03.

С/Х: "Я просто не могу в это поверить. Это было делом всей моей жизни".

БЕТ В/К: "Добрый вечер всем. Десятки пожарных по-прежнему пытаются ликвидировать пожар на Центральном складе на Коттедж Гроув-роуд".

Архивная пленка № 1009.

Джон: "Сегодня к вечеру они добились некоторого успеха. Три складских здания занимают площадь, равную двум футбольным полям. Сегодня к вечеру два из них превратились в развалины, а за спасение третьего борются десятки пожарных.

Пламя вспыхнуло после того, как в полдень взорвалась аккумуляторная батарея автопогрузчика. Это стало началом происшествия, которое войдет в историю как самый дорогостоящий городской пожар. Только стоимость сгоревших построек составила десятки миллионов долларов. И это не считая стоимости хранившихся там 20 тысяч тонн продовольственных товаров, что вызывает тревогу о состоянии окружающей среды. Наш сюжет продолжает Джо-эль Деспэйн из "Новостей-3"...

Сюжеты опытных журналистов крупных вещательных корпораций стоят рядом с материалами их коллег с региональных телеканалов и радиостанций. Как правило, общенациональные СМИ располагают большим эфирным временем по сравнению с компаниями регионального вещания, поэтому начинающим журналистам будет весьма полезно познакомиться с работами, подготовленными в условиях ограниченного времени. Источники, архивы, службы данных, лицензии, правительственные доклады - работе с этими специфическими темами посвящена не одна глава в книге. Опытные корреспонденты знают, что с подобными фактами нужно работать очень аккуратно. Чего стоит избегать, как подать информацию, как сделать ее более эффективной? Здесь есть все: от работы с городскими справочниками и записями о рождении и смерти до государственных архивов и систем управления базами данных.

Скандалы. Мне кажется, что их пора выводить в отдельный жанр. Какую позицию должен занять журналист в серьезной спорной ситуации? Нейтральную? Вы не правы. Несколько разделов в книге посвящены как раз вопросам этики. Практическими примерами являются настоящие и всем известные случаи, как ситуация Клинтон - Левински, крупные скандалы в USA Today, в Солт-Лейк-Сити. Также речь идет о клевете, способах защиты, инсценировке событий, раздувании новостей и о границах дозволенного. Как раз черты со знаком "стоп" у нас на горизонте пока не наблюдается, именно поэтому вопросы этики в книге плавно перетекают в журналистику таблоидов. Ничего не поделаешь, это тоже жанр, и нужно знать как отделять новости от "уток".

Реставрация событий также занимает в книге свое особое место, ведь очень часто приходится рассказывать о том, что уже нельзя снять. На примере репортажей Чарльза Кьюралта очень хорошо видно как работать с событиями, от которых не осталось ничего, кроме самой информации. Вот что рассказывается в книге о сюжете, посвященном сражению в Литл-Бигхорн, которое произошло в 1876 году: "Кьюралт однажды заметил, что этот сюжет представлял собой своеобразный вызов: "Там не было ни одного человека, у которого можно было бы взять интервью. Ничего, кроме травы, воды и могильных камней, но я решил, несмотря ни на что, сделать этот сюжет. Мы делали все без спешки: у нас был целый день, чтобы походить по полю сражения и подумать. Сначала мы ничего не понимали". По словам Кьюралта, он много читал о сражении, у него было несколько книг о поле битвы в Литл-Бигхорн. После проведенного в этом месте дня он сел в редакционный автобус и написал текст для репортажа. Затем прошла съемка. "Мы нарушили правило и изменили обычный порядок, -признается журналист, - но я заранее описывал кадры, которые, я был уверен, мы будем снимать". Кьюралт рассказывал, что когда сюжет пошел в эфир, "все это выглядело очень красиво... вся эта атмосфера, весь текст и некоторые замечательные кадры...". "Вы можете наполнить сюжет комментарием и не делать никаких интервью, - добавлял он. - Важно, чтобы у вас была хорошая история для рассказа и умелый оператор". Кьюралт подчеркивал, насколько важно выстроить связь между изображением и текстом. "Пишите так, чтобы дополнить картинку, которую зритель видит на экране. Но не бойтесь молчать и предоставить слово самому изображению. Дайте людям возможность испытать эмоции".

Двигаемся вперед!

В этой статье я не перечислила и половины того, что вы найдете на страницах книги. Да и зачем? Ведь каждый вынесет для себя что-то свое, то, что обязательно поможет ему в работе. Не могу удержаться, чтобы не процитировать заключительные слова Теда Уайта: "Вы можете стать частью этого увлекательного мира, но помните: вам потребуется самоотверженность, чтобы развить свои навыки, и целеустремленность, чтобы делать карьеру, требующую ответственности, точности, справедливости во всех ваших действиях". Так что - вперед, ведь все зависит только от нас самих!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2007
Посещений: 12068

  Автор

Евгения Роговцева

Евгения Роговцева

Сотрудник пресс-службы Мосгордумы, выпускница ГИТР

Всего статей:  1

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций