В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Начнем с хорошего. В феврале этого года Россия довольно успешно провела Олимпийские игры в Сочи. Уже давно Олимипиада – это событие не только спортивного, но и телевизионного масштаба. Самые передовые телевизионные технологии используются для трансляции этого грандиозного мероприятия. Вот что рассказывал в интервью журналу Broadcasting Василий Кикнадзе: “Телерадиовещательный комплекс, который был построен в рамках подготовки к Олимпийским играм, – это один из самых современных комплексов в мире и чуть ли не единственный, который полностью готов работать в формате 2К – 2048х1536, прогрессивная развертка. Кроме того, съемочная часть комплекса разработана по системе 4К-ready. То есть при необходимости мы сможем быстро перейти на формат 4К. В результате в нашем распоряжении сейчас есть не просто несколько передвижных телевизионных станций, а единый суперсовременный комплекс, который включает в себя порядка 250 телевизионных камер, причем их можно сконфигурировать любым образом.
Второе уникальное решение – создание медиаофиса. Медиаофис – это, если упрощенно, очень большой видеосервер, который позволяет архивировать, логировать, монтировать, диспетчеризировать, передавать огромные объемы видеоматериалов. При этом логированием занималась группа специалистов удаленно в Москве, то есть коммуникации были задействованы по полной программе, что позволило сэкономить финансовые и человеческие ресурсы. В таком объеме, насколько я знаю, логирование в истории российского телевидения производилось впервые.
Мы выдали более 3 тыс. роликов, посвященных самым интересным событиям, связанным с российскими спортсменами в период Олимпийских игр. Кроме этого, мы поставляли прямые трансляции и на официальный сайт оргкомитета sochi2014.com. Кстати, договоренность с МОК о таком размещении контента на официальном сайте Игр была достигнута впервые”.
Прямые трансляции в Интернете привлекли еще больший интерес к Играм и позволили многим пользователям следить за событиями на любом удобном мобильном устройстве. Василий Кикнадзе: “Второй экран и размещение контента на мобильных устройствах давным-давно доказали свою оправданность и целесообразность как с точки зрения продвижения самого продукта, так и с точки зрения его коммерциализации. Но дальше возникает вопрос, какой контент мы предлагаем. Только вынужденно человек будет смотреть полную трансляцию, скажем, на смартфоне или даже на планшете. Как раз для этих устройств и необходимы дайджесты, причем быстрые, оперативные. Вот преимущество нашей системы медиаофиса – мы могли выкладывать новости буквально спустя считанные секунды после события.
Мы впервые на Олимпиаде позволили себе роскошь отказаться от комментаторов. Надо сказать, что на целом ряде соревнований, например в фигурном катании, уровень успеха оказался неожиданно высоким. 12 млн просмотров на нашем сайте за две недели – цифра говорит сама за себя. На хоккее мы применили систему, когда пользователь мог сам выбирать из четырех камер, с какого ракурса он хотел бы смотреть”.
Но пока шли Олимпийские игры, на глазах изумленных зрителей была развернута кампания против одной из самых динамичных, прогрессивных, для кого-то неоднозначных, но все-же имеющих право на существование телекомпаний страны. Выстрелило откуда не ждали. Под предлогом несогласия с редакционной и финансовой политикой телеканала самые крупные операторы страны вечером 29 января начали веерно отключать “Дождь”. Канал сразу заявил о политической подоплеке, операторы настаивали, что все дело в финансовых взаимоотношениях. В частности, Виктор Кореш, президент Группы компаний “Акадо”, в пакете которого “Дождь” шел с лета 2011 года, прокомментировал данное решение тем, что в последнее время произошло существенное изменение концепции вещания канала, что заставило компанию усомниться в целесообразности дальнейшего использования лицензии на трансляцию “Дождя” в их сетях.
Телеканал объявил о льготном периоде вещания для всех операторов – год бесплатно, – но результата это не принесло. Учитывая, что свой основной доход “Дождь” получал от рекламы, то кратное уменьшение количества абонентов привело к уменьшению количества рекламодателей. Эксперты предрекали скорую гибель каналу, но “Дождь” выстоял. Телеканал, который уже давно вещал в Интернете, быстро внедрил приложения для SmartTV, расширив тем самым аудиторию до пользователей “умных” телевизоров. Поскольку незадолго до этого канал ввел платную подписку на сайте (что также вызвало недовольство ряда операторов и послужило поводом для отключения), началась активная кампания по привлечению новых подписчиков. Кроме того, канал объявил так называемые “Дни независимости”, призывая зрителей финансировать свою деятельность. Вариантов было море: и платная подписка, и аукцион на сайте, и просто перечисление денег. За основу канал взял модель американского общественного телевидения. С точки зрения отрасли этот опыт интересен тем, что данная модель и есть платное телевидение в истинном значении этого слова. Когда зритель рублем голосует именно за тот канал, который он хочет смотреть. Скорее всего, это и есть будущее телевидения.
Когда проблема с финансированием была более-менее решена, у компании встал вопрос с помещением: их попросили вначале с давно арендуемого помещения на “Красном Октябре”, а потом и со временной студии. В результате в конце года вещание ведется практически из квартир. Но, тем не менее, канал не сдается. И недавно даже предложил операторам несколько новых вариантов сотрудничества.
Можно по-разному относиться к тому, что делает коллектив “Дождя”, но нельзя не восхищаться стойкостью, которая была продемонстрирована за этот год. Пожелаем же удачи каналу. Надеемся, что он останется со своими зрителями и в 2015 году.
Пожалуй, больше всего взбудоражили и будут еще будоражить отрасль платного телевидения поправки к закону “О рекламе”, которые неожиданно и в рекордно короткие сроки приняла Государственная Дума, касающиеся разрешения рекламы пива в спортивных телетрансляциях и снятия ограничения в 35% для продавцов рекламы. Но особое волнение рынка вызвала поправка, запрещающая показ рекламы на так называемых “платных каналах”: “не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств”. То есть, согласно разъяснению, опубликованному на сайте Минкомсвязи, продавать рекламу с 1 января 2015 года могут обязательные общедоступные общероссийские каналы, которые входят в первый мультиплекс, а также каналы, имеющие эфирные лицензии, выданные Федеральной конкурсной комиссией (ФКК). Остальные каналы будут зарабатывать только на платежах абонентов.
Прогнозы и ожидания сейчас самые разные. Ряд экспертов уже практически похоронил платное ТВ, в то время как другие считают, что это, напротив, оживит отрасль, уберет слабых игроков со второсортным контентом и даже вернет рынок к нормальной бизнес-модели, когда зритель платит реальные деньги за интересный ему контент. Правда, зрителю при этом не дают возможности выбирать – платить символическую абонентскую плату за огромное количество каналов с рекламой или составить собственный шорт-лист любимых каналов без рекламы, с хорошим контентом за гораздо большие деньги.
Каналы тем временем ищут выход из сложившейся ситуации. “Дождь” повысил подписку, Life-News получил эфирную лицензию, CTC Love переоформил одну из старых эфирных лицензий другого канала CTC Media, “Амедиа” сделал ставку на подписные каналы, а ИД “Комсомольская правда” приостановил инвестиции в одноименный канал, ожидая четких разъяснений по закону или внесения изменений. Остальные каналы урезают и оптимизируют расходы, чтобы выжить в предложенных обстоятельствах. О повышении лицензионных платежей, по свидетельству ряда операторов, большинство вещателей речи не ведет.
Наиболее болезненно эти поправки отразятся на региональных телеканалах, которым уже практически отказали во вхождении в третий мультиплекс и при этом забирают еще рекламные доходы. Скорее всего, в регионах останутся работать телекомпании, аффилированные с местными властями. Независимому региональному телевидению, возможно, придет конец. Тема эта была затронута даже во время общения В. Путина с журналистами. По словам президента, закон о запрете рекламы был принят, чтобы помочь федеральным каналам в условиях снижения доходов от рекламы. Все же остальные каналы должны научиться зарабатывать и без рекламы.
Каким станет рынок без рекламных доходов и при резко упавшем курсе рубля, посмотрим через год.
Еще год назад, подводя итоги года, мы писали о растущем интересе к технологии 4К. В этом году 4К нашло практическое применение. 22 октября 2014 года крупнейший российский оператор цифрового телевидения “Триколор ТВ” начал регулярное вещание пилотного телеканала в формате сверхвысокой четкости (ULTRAHD 4K). Телеканал доступен без дополнительной платы всем зрителям спутникового телевидения.
Телеканал в формате UltraHD 4K транслируется в разрешении 3840 2160 пикселей со скоростью передачи изображения 60 кадров в секунду. Для сжатия цифрового видеосигнала используется новейший стандарт кодирования HEVC/H.265.
Для просмотра телеканала необходимы телевизор с маркетинговым кодом UltraHD, а также оборудование, принимающее сигнал со спутников Eutelsat 36A/Eutelsat 36B.
“По нашим прогнозам, уже весной 2015 года может начаться массовое распространение формата UHD”, – говорит директор по продажам и абонентскому обслуживанию “Триколор ТВ” Алексей Карпов.
Напомним, что 27 июня 2013 года “Триколор ТВ” впервые в России осуществил публичную спутниковую телевизионную трансляцию в формате сверхвысокой четкости Ult-raHD. Премьера прошла в формате закрытого показа. Специально для мероприятия по заказу “Триколор ТВ” телеканалом Russian Travel Guide (RTG) был снят 16-минутный фильм в формате сверхвысокой четкости (4К) об экстремальных видах спорта.
Стоит отметить, что практически на следующий день после запуска нового канала “Триколор” получил специальный приз премии “Золотой луч” за это свое достижение.
Рынку платного телевидения этот год запомнится также как год слияний крупнейших компаний, объединяющих семейства платных каналов.
В феврале “Газпром-Медиа” купил холдинг “ПрофМедиа” за 602 млн долларов, говорится в отчетности “Газпромбанка”, которому принадлежит “Газпром-Медиа”. Сделка “Газпром-Медиа” по покупке “ПрофМедиа” была анонсирована в ноябре 2013 года, после того, как холдинг возглавил Михаил Лесин. В феврале 2014 года она была закрыта. В результате сделки “Газпром-Медиа” стал владельцем медиаактивов “ПрофМедиа”: телеканалов “ТВ3”, “Пятница!”, “2х2”, радиостанций “Авторадио”, Energy, “Юмор FM” и “Радио Романтика”, а также кинокомпании “Централ Партнершип”.
В июне ОАО “НТВ-плюс” закрыло сделку по приобретению компании “Ред Медиа”, производителя и дистрибьютора контента. “Ред Медиа” появилось в списке аффилированных лиц ОАО “НТВ-плюс” и ОАО “Газпром-Медиа Холдинг” – владельца “НТВ-плюс”. Ранее сделку одобрила Федеральная антимонопольная служба. “Ред Медиа” производит каналы “365 Дней ТВ”, “Europa Plus TV”, “HD life”, STV, “Авто плюс”, “Боец”, “Индия ТВ”, “Интересное ТВ”, “Комедия ТВ”, “Кухня ТВ”, “ЛЯ-минор”, “Много ТВ” и “Русская ночь”.
А 22 декабря совет директоров ОАО “Ростелеком” одобрил сделку по созданию совместного предприятия с ФГУФ ВГТРК путем объединения принадлежащих им медиаактивов: ОАО “Цифровое Телевидение” (ЦТВ), входящего в группу ФГУП “ВГТРК”, и ООО “НКС-Медиа”, дочернего общества ОАО “Ростелеком”. Главной целью создания совместного предприятия является ускоренное развитие объединенных медиаактивов на рынке производства и распространения тематических телевизионных каналов. А ранее СМИ писали, что в совместное предприятие ВГТРК и “Ростелекома” может войти и бизнес принадлежащей “Газпром-Медиа” группы “Ред Медиа”.
На фоне запрета рекламы на платных телеканалах те, кому разрешено эту рекламу транслировать, получают все большие преференции. Если несколько лет назад рекламу алкоголя выживали не только с телевидения, но даже из печатных изданий, то сегодня время как бы пошло вспять. Первым звоночком стало разрешение на рекламу пива во время спортивных телетрансляций. 4 июля Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях закон, снимающий запрет на рекламу пива во время официальных спортивных мероприятий. Закон предусматривает снятие ограничений для рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, при трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), а также на спортивных телеканалах.
Затем на Конгрессе НАТ замминистра связи и массовых коммуникаций А. Волин упомянул, что в связи с уменьшением доходов от рекламы стоит вернуть рекламу слабого алкоголя, дабы поддержать средства массовой информации в непростой период. И уже 23 декабря Госдума проголосовала за поправки в закон “О рекламе”, вновь разрешающие рекламу алкоголя на радио и телевидении. Закон вступает в силу с 1 января 2015 года. Разрешение распространяется только на вино и пиво российского производства и только в ночное время суток – с 23 часов до 7 утра. Но вполне возможно, что эта лазейка будет расширяться, и под разрешение попадет слабый алкоголь и иностранного производства.
В прошлом году под подзаголовком “Назначение года” мы писали о назначении Михаила Лесина на должность генерального директора ОАО “Газпром-Медиа Холдинг”. Теперь “Отставкой года” мы считаем уход Михаила Лесина по семейным обстоятельствам с вышеуказанной должности. Об этом официально сообщила пресс-служба “Газпрома”. “О назначении нового главы ОАО “Газпром-Медиа Холдинг” будет объявлено позже”, – говорится в пресс-релизе “Газпром-Медиа”. Вопрос об отставке Лесина будет рассмотрен на ближайшем заседании совета директоров медиахолдинга. “Лесину высказана благодарность за проделанную работу”, – сказал представитель пресс-службы “Газпрома” ТАСС.
25 декабря Дмитрий Чернышенко, бывший руководитель оргкомитета Сочи-2014, был утвержден на должность председателя правления “Газпром-Медиа” советом директоров холдинга.
Это был лишь небольшой и очень субъективный взгляд на уходящий год. В этом материале мы смогли отразить лишь несколько знаковых событий. Но эти события неизменно окажут огромное влияние на развитие отрасли в наступающем году.
Анна Заварзина
по материалам
“Broadcasting.
Телевидение
и радиовещание”
и Broadcasting.ru
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2014
Посещений: 8940
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций