В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Такого массового исхода и таких рокировок на российском телевидении, как в 2017 году, кажется, не было со времен скандалов на НТВ. Но если с последним все было понятно (это было настоящее реалити-шоу в прямом эфире), то в данном случае – конфликте между Первым каналом и ВГТРК – не было понятно ровным счетом ничего.
Никто не давал ни оценочных, ни фактических комментариев по поводу перехода Андрея Малахова с Первого канала на “Россию 1”. Сначала все думали, что “корень зла” здесь – стародавняя битва между Константином Эрнстом и Тимуром Вайнштейном, после которой ряд программ “ВайТ Медиа” удалили из сетки Первого канала с одним из крупнейших шоу “Один в один!”, а Константин Львович оставил “эндемоловский” формат Your Face Sounds Familiar, слегка поменяв правила. Но это уже дела минувших дней. Малахов, которого сам Эрнст причисляет к тройке лучших российских телеведущих (наравне с Иваном Ургантом и Дмитрием Нагиевым), перешел на другой канал подозрительно легко, что и стало любимой темой для конспирологов.
Но Первый не был бы Первым, если бы не обратил ситуацию в свою пользу. То ли гений Эрнста, то ли общая договоренность, но из ухода Малахова из ежедневного шоу “Пусть говорят”и программы “Сегодня вечером” сделали отдельное шоу, которые провел ранее не отмеченный в светских СМИ Дмитрий Борисов. Реальность не знает границ, и мы до сих пор не знаем, что на самом деле произошло (не мог же Малахов перейти на ВГТРК из-за денег, его гонорары на “Пусть говорят” превосходили все приличные нормы), а также, судя по вестям инсайдеров, он и Эрнст остались друзьями. По слухам, во всем винят политический контент (точнее, отсутствие оного).
Этим летом почти синхронно с Малаховым произошел еще и переход Тимура Кизякова вместе с его “Пока все дома” на ВГТРК, где теперь программа идет уже под названием “Когда все дома”. Честно скажу: я видел только одну программу на “России 1”, когда Кизяков пришел в гости к Борису Корчевникову, и там, по-моему, было все плохо – от света до самого интервьюируемого, который выглядел не самым лучшим образом. Кстати, говоря о самом Борисе Корчевникове, нельзя опустить и то, что в 2017 году он также стал генпродюсером телеканала “Спас”, что еще сильнее “накрыло” ненавистников Бориса.
Однако в случае с тихим семейным шоу “Пока все дома” сложилась ситуация примерно понятная и, что парадоксально, уголовная. Летом ООО “Дом” попал “под лупу” Генпрокуратуры в связи с тем, что рубрика “У вас будет ребенок”, получавшая и без этого какие-то невменяемые деньги от государства, снимала видео-ID на деньги спонсоров. Так что переход на ВГТРК Кизякова и компании выглядит каким-то дешевым детективом.
Нельзя не упомянуть и о переходе с канала на канал Александра Олешко (вот здесь, скорее всего, имели место финансовые обстоятельства). По совсем уже невнятным причинам Александр Олешко выпал из пула Первого канала и оказался на НТВ, а Ольга Бузова, наконец-то, попала на Первый канал в программу “Бабий бунт” (правда, ненадолго), оставшись в штате ТНТ. Максима Галкина же, наоборот, еще в 2015 году вернули с “России” на Первый, но только в 2017-м ему отдали прайм-тайм в “Сегодня вечером” (вместе с Юлей Меньшовой) и еще несколько крупных шоу.
Телеканал Russia Today всегда был “темной лошадкой” что в России, что за рубежом. На родине никто не знал, как к нему относиться: то ли RT транслирует то, о чем у нас предпочитают замалчивать, то ли то, о чем у нас знают все, но не в курсе остальные земляне. Но как только в 2017 году в США назвали RT “агентом Кремля”, тут же сразу все в глазах патриотов встало на свои места. Отныне Russia Today – главное СМИ за границей России, а его главный редактор Маргарита Симоньян – самый ответственный источник информации. Еще больше гордости за наш телеканал добавил доклад ЦРУ, который в открытую обвинил RT в сотрудничестве с русскими хакерами, которые, как известно, “виновны” в том, что Дональд Трамп якобы нечестным путем занял президентское место в США.
RTVi попал под этот каток совершенно случайно, по инерции. Канал, никогда раньше не хватавший с неба звезд, в 2016 году совершил перезагрузку. Генпродюсером стал бывший ведущий НТВ Алексей Пивоваров, который подтянул за собой коллег, включая Леонида Парфенова. Казалось бы, что может быть лучше? Но падение популярности любого пророссийского СМИ на иностранном ТВ привело к уменьшению финансирования и, как следствие, уменьшению штата. Были уволены бывшие звезды канала, такие как Виктор Топаллер, Елена Мещерякова, Валерий Кипелов и другие. В ответ “старая гвардия” не на шутку разругалась в соцсетях с новыми кадрами. Если ранее кто-то и знать не знал, что такое RTVi, то теперь все знают, что за рубежом вещает вроде бы неплохой канал со скандальной репутацией.
Осенью 2017 года руководство телеканала ТНТ объявило о том, что отказывается от показа фильмов зарубежного производства, заменив их контентом собственного производства. Глава “Газпром-медиа Развлекательное ТВ” (ГПМ РТВ) Артур Джанибекян объяснил такой рискованный шаг тем, что российский телепродукт привлекает большее число зрителей, чем иностранные фильмы. Это вызвало ажиотаж, особенно среди тех, кто не очень доверяет отечественному производителю.
Впрочем, как оказалось в дальнейшем, Джанибекян не совсем точно выразился или его неправильно процитировали: в будние дни с 21:00 ТНТ действительно перестал показывать иностранные фильмы, но в выходные дни канал все равно еще показывает ленты зарубежного производства. Что и требовалось доказать: кому хочется отказываться от самой большой библиотеки голливудских студий, которой как раз и обладают “Национальная медиагруппа” (НМГ) и “СТС Медиа”.
31 января 2017 года гостьей программы “Пусть говорят” стала некая Диана Шурыгина. Сначала она удовольствовалась участью униженной, оскорбленной несовершеннолетней жертвой изнасилования некоего Сергея Семенова. Но внезапно где-то что-то пошло не так. В феврале Шурыгина появилась в той же программе еще несколько раз. Ее обвинили в лжедоносительстве – якобы не она стала жертвой, а сам Семенов был чуть ли не насильно склонен к сексу.
В третий раз опять же в “Пусть говорят” феномен Шурыгиной привел к массовой истерии, в которой виноваты блогеры, и здесь уже даже вменяемые телезрители и интернет-пользователи увидели некий тайный смысл того, что сами становятся заложниками ситуации. Посыпались мемы и “фотожабы” про “на донышке”, Энджойкин выпустил трек в своей стилистике с использованием автотюна. И так далее. Как говорил герой Владимира Басова в известном фильме Георгия Данелии: “О! Сюжет!”
Случилось то, что до февраля 2017 года рассматривалось лишь как опция: YouTube перестал быть только минутным развлечением. Канал стал интересным. Первый шаг к этому сделал главный редактор sports.ru Юрий Дудь, который открыл свой канал “вДудь”. На нем ведущий стал выкладывать довольно большие подробные интервью со звездами шоу-бизнеса, кино и телевидения, вплоть до дизайнера Артемия Лебедева. И эти часовые интервью про водку, деньги и… еще раз про деньги стало интересно смотреть. Например, к концу года интервью с актером Александром Петровым собрало полмиллиона просмотров всего за сутки.
Это, конечно же, породило массу подражателей или тех, кто начал верить в сетевой инфотейтмент. Даже Арам Габрелянов и его агентство “Изюм” не прошли мимо и вложились сначала в полупародийный проект “Дружко-шоу”, который сам по себе стал предметом для пародий, а во второй половине 2017 года под началом того же скандально известного медиаменеджера появилось еженедельное шоу “Хайповости”. Звездой последнего стал Алексей Панин, таким образом вернувшийся из небытия, куда он сам себя и загнал. Кам-бэк звезды кино и телевидения разделил общество на две части: одни оценили юмор Панина и обрадовались тому, что Алексея рано списывать со счетов, другие были шокированы обилием мата и попросту нецензурным контентом.
Можно как угодно относиться к фигуре Алексея Навального, но фильм-расследование “Он вам не Димон”, снятый Фондом борьбы с коррупцией, возглавляемым опальным политиком, собрал более 22 млн просмотров на YouTube за три месяца. 50-минутная картина (по-другому и не назовешь) почти полностью снятая с коптера, повествовала о недвижимости премьер-министра РФ и была в одно мгновение растаскана на цитаты.
Реакция самого героя фильма была предсказуема. Дмитрий Медведев назвал фильм “чушью” и “мутью”. Но не более. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, напротив, рассказал, что ни он, ни президент не видели фильм, потому что не доверяют таким лентам и не считают нужным тратить драгоценное время на их просмотр.
Но для нас тут важно другое. Если посмотреть на ситуацию, когда лента собирает 25 млн просмотров с марта по конец года, и чисто гипотетически представить себе, что зритель может потратить хотя бы один доллар за просмотр, то получается, что российское кино не совсем в том месте, куда его поместил герой фильма “Изображая жертву” Кирилла Серебренникова. И мы способны создавать кино, которое может не только самоокупаться, но и приносить прибыль. Впрочем, это все теория. О практике мы расскажем чуть ниже.
Слова, которые раньше употребляли исключительно специалисты своего дела, а именно рэперы и продюсеры баттлов, вроде Александра “Ресторатора” Тимарцева, вошли в язык любого интересующегося современным состоянием рэпа (и не только российского). В августе 2017 года состоялся рэп-баттл между Оксимироном (он же Мирон Федоров) и Гнойным (он же Слава КПСС), который за сутки посмотрели около 10 млн человек (статистика за декабрь гласит, что этот словесный поединок увидели около 30 млн человек), что сделало эту дуэль самым просматриваемым рэп-баттлом в мире за всю историю.
Дальше – больше. Несмотря на то что Оксимирон проиграл в той битве, на него обратили внимание на крупнейшей баттл-площадке World Domination, и уже 16 октября впервые в истории прошла “схватка” рэп-исполнителей из США и России. Россию представлял “Окси”, Штаты – американец ливанского происхождения Дизастер. Хотя подобные поединки, как правило, не имеют победителей и побежденных, сам факт, что Дизастер по такому случаю выучил несколько сложных фраз на русском языке, уже является победой “великого и могучего”.
И вот здесь начинается самое интересное. Пока многие с негодованием воспринимают тенденцию к появлению странных жаргонизмов вроде “зашквар” или “дис”, филологи, наоборот, оказываются счастливы. Ведь ничто так ясно не говорит о том, что язык жив, как появление новых слов, не важно какого происхождения. Будь то хоть заимствования из иностранного языка или из тюремной лексики. В данном случае, новояз узконаправленной аудитории прижился в русской речи за пару месяцев вплоть до того, что его стали употреблять в рекламе.
Неожиданный проект от российского Disney стал самым заметным русскоязычным фильмом, который собрал около 30 млн долл., что в два раза больше, чем самый прибыльный международный хит “Красавица и чудовище”, и в три раза больше, чем “Чудо-женщина” (мы говорим сейчас, конечно, о российском прокате). В этой связи стоит отметить, что “Последний богатырь” - всего лишь второй проект нашего Disney после “Книги мастеров”, которая в 2009 году потерпела поражение. По информации “мышиной корпорации”, сейчас готовятся спин-оффы: сольные фильмы Кощея Бессмертного, Бабы-Яги и прочих фольклорных персонажей.
В 2017 году наметилась тенденция отказа кинотеатральных прокатчиков от фильмов в 3D. Стереоскопическое кино осознало само себя, а именно что зрителя в конце концов интересует история, а не то, в какой форме она подается. Сейчас доли копий в 2D и 3D составляют по стране в пропорции примерно 50:50. Как известно, Кристофер Нолан, противник стереокино, снимает фильмы на IMAX-камеры без добавления 3D или конвертации, и это не дает, скажем, “Дюнкерку” стать хитом 2017 года (при бюджете в 100 млн долл. фильм принес в пять раз больше).
На эту тенденцию сразу обратили внимание некоторые производители телевизоров, отказавшись от 3D-плазм и сделав акцент на разрешение экрана. Таким образом, формат 3D стал уделом тех, кто ходит в кинотеатры именно для аттракциона.
Под конец года произошло видное событие: корпорация Disney купила 21st Century Fox, Inc. Что это значит? Для простого зрителя это означает, что Disney может собрать всех супергероев Marvel воедино, включая “Фантастическую четверку” и “Людей Икс”. А вот американское правительство, в последнее время от года к году все жестче относящееся к монополиям, может задушить сделку. Впрочем, в Fox подготовились к этому исходу и оставили себе некоторое количество телевизионного контента.
Чем это обернется, мы увидим в следующем году. Так что мы не расслабляемся, а готовимся к лучшему. До встречи через год.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8+1, 2018
Посещений: 3268
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций