В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
“Страсти по 21 кнопке” – иначе не назовешь то, что происходило с поправками в федеральные законы “О СМИ” и “О связи”, которые обсуждались в течение всего года. Согласно этим обсуждавшимся поправкам операторы кабельного телевидения обязаны размещать на 21 канале обязательный общедоступный региональный телеканал безвозмездно, то есть даром. Казалось бы, здорово, это решение, с которым правительство согласилось в начале года, должно было утихомирить региональщиков, которые не находили себе места (во всех смыслах) в двух мультиплексах. Но нет, только разозлило.
Для начала, кто из региональных телеканалов может позволить себе 75% контента собственного производства, которые являлись порогом для участия в конкурсе на право для размещения на 21 кнопке? Даже гендиректор ТК “Санкт-Петербург”, а теперь еще и депутат ГД РФ Сергей Боярский сомневался в собственных силах. “Хорошо”, – вздохнуло правительство и изменило формулировку на “75% телепрограмм национального производства”.
Дальше – больше. На каком основании будет выбираться тот самый счастливчик, который получит свое место под солнцем на 21 кнопке? Судя по формулировке, “региональный общедоступный канал избирается <…> из числа телеканалов, продукция которых <…> транслируется на территории проживания не менее 50% населения субъекта РФ”. Такими возможностями обладают редкие СМИ, если не считать государственные, тут же названные “губернаторскими”. И где гарантия того, что выборы будут проходить кристально честно (это в наших-то с вами реалиях, учитывая коррупционный фон в регионах)? “Хорошо”, вздохнуло правительство и… ничего не сделало, а только приняло постановление о том, что Федеральная конкурсная комиссия выберет обязательные общедоступные региональные каналы в феврале 2017 года. Были утверждены: список материалов, который должен предоставить канал для подачи заявки, процедура голосования и так далее.
Печальная правда заключается в том, что не на одной только 21 кнопке сошелся свет. Есть еще много привлекательных кнопочек, все зависит от умения и желания договариваться с операторами. И есть еще много способов для вещания в каждом отдельном городе, они отличаются от того, как это видят себе в Министерстве, но это уже совсем другая история.
Весной 2016 года было объявлено о новой структуре – Национальном рекламномй альянсе, который создали крупнейшие российские медиа-холдинги ВГТРК, “Первый канал”, “Национальная Медиа Группа” и “Газпром-медиа”. Первые три раньше обслуживал селлер Vi, у “Газпрома” был собственный селлхауз. Но с июля, руководствуясь “интересами телеиндустрии” (так указано в презентации НРА), они объединились и спустя несколько месяцев объявили о своей экономической политике: рост цен на телерекламу в 2017 году поднимется на 15%, при этом ее сегмент будет увеличиваться в противоположность Интернету. Последний факт телемагнаты подкрепляли тем соображением, что реклама в Сети стала, по их мнению, утомлять.
Немногие согласились с мнением новой структуры, которую возглавил один из основателей “Видео интернешнл” Оганес Соболев. Многие из несогласных вообще высказываются, что у рынка попросту нет столько денег, и политика нового монополиста может привести в будущем к непоправимым последствиям. Но НРА проявил характер, не пошел на попятную и уже к концу 2016 года объявил о первой крупной сделке с компанией МТС. Сбудутся ли прогнозы менеджеров альянса, покажут уже первые несколько месяцев 2017 года.
В том, что “кризис есть, его не может не быть”, никто никогда в последние лет пять не сомневался. Но в телесезоне 2016–2017 возникли печальные веяния, напоминающие завывания. Для начала стоит сказать, что даже традиционные масштабные презентации телеканалов если и мог кто себе позволить, то лишь немногие. Что уж там говорить о полноценных ежесезонных вливаниях новой крови, ребрендинге или хотя бы новых ведущих. Пожалуй, на крупные изменения решился только НТВ, и то его планомерно к этому вел Тимур Вайнштейн, пришедший на место главного продюсера канала в конце 2015 года.
По итогам старта сезона оказалось, что многие “мейджеры” не только не стали готовить презентации, но и вообще сделали шаг назад, отодвинув долгожданные премьеры сериалов и поставив в сетки повторы старых добрых проверенных временем хитов.
Оказалось, что домохозяйки неплохо воспринимают не только дорогостоящие кулинарные состязания, но и политические ток-шоу. Так, на Первом и НТВ днем с большим успехом начали идти дневные дебаты “Время покажет” и “Место встречи” соответственно.
Обнаружилось, что даже если канал и потратил средства на производство (или покупку, или и то, и то одновременно) сериала, то это не значит, что стоит рисковать временем для его показа. Положение усугубилось в конце 2016 года, когда в “черный понедельник” 12 декабря одновременно три федеральных канала закрыли на излете сериалы, выходящие в прайм. СТС, показав 13 из 21 серии, снял с эфира 18 сезон “Ворониных”. “Россия 1” приостановила на 15 серии новый сезон топового “Тайны следствия”, выпустив вместо него старые серии. Первый канал оборвал “Обратную сторону Луны” ровно на полуслове (в эфир вышли только 8 из 16 серий второго сезона сериала компании “Среда”), поставив с понедельника повтор восьмисерийного “Григория Р.”
Оказалось, что даже Первый канал волнуется о собственном благополучии. Вообще говоря, в случае с Первым каналом ощущение растерянности в этом году ощущалось, пожалуй, особенно сильно. “Салам Масква!” Павла Бардина, снятый еще в 2012-2013 годах, Константин Эрнст, видимо, берег для лучших времен. Но они не настали, и сериал на скользкую национальную тему было решено выпустить на платном kino.1tv.ru. Потом - история с “Обратной стороной Луны”. В конце года и вовсе произошел скандал: Первый канал отказался транслировать свой же “Кубок Первого канала по хоккею”. Показав 15 декабря матч сборной России против команды Швеции, руководство отказалось от дальнейших трансляций чемпионата и передало на безвозмездной основе права на дальнейший показ турнира каналу “Матч ТВ”. Причина – недостаточно высокие рейтинги. “Это значительно меньше, чем обычная доля Первого канала в это время (19:00-21:00). Первый канал не получает бюджетного финансирования, существует на средства от рекламы и не может себе позволить невыполнение коммерческих обязательств”, - говорилось в распространенном релизе.
И если уж Первый “не может себе позволить”, то каково тогда положение дел вообще по стране, – читалось в глазах, обсуждавших этот инцидент.
В начале июня известный (местами печально) депутат Андрей Луговой внес поправки в Закон “О СМИ” и Закон “О рекламе”, согласно которым компания, занимающаяся телеизмерениями в России, должна пройти государственную регистрацию и на 80% принадлежать российским акционерам. Поправки были приняты быстро и без особенных проволочек. Собственно, под запрет попала лишь “TNS Россия” (входит в британский холдинг WPP), чьими услугами пользовалось большинство российских СМИ. Из крупных клиентов, отказывавшихся дружить с TNS, был лишь Первый канал, что не помешало тому апеллировать к цифрам именно этого измерителя при составлении картины показа “Кубка Первого” (см. выше).
Как бы то ни было, в “TNS Россия” в сжатые сроки была проведена реструктуризация, что привело к тому, что обладателем 80% акций “ТНС Гэллап Медиа” стал “ВЦИОМ-МЕДИА” (WPP остались принадлежать 20%), а сама организация была переименована в “Медиаскоп” во главе с прежним гендиректором Русланом Тагиевым. Все предшествующее не помешало “ТНС” участвовать в конкурсе Роскомнадзора на роль “главного телеизмерителя России” и выиграть его.
В итоге, несмотря на ожидания участников рынка на то, что ТНС будет применять новые техники измерения для расширения панели, в компании по-прежнему заявляют, что будут считать пипл-метры.
Казалось бы, ну какое отношение может иметь к нашей отрасли наделавший шума “Закон Яровой”? Ну, да, антитеррористическая направленность, “несообщение и содействие” и прочие шпионские штучки – это все понятно. Но, если вдуматься, законопроект, который обязывает операторов связи хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков от 6 месяцев до 3 лет, противоречит здравому смыслу и логике и оставляет операторов связи, провайдеров, держателей хостингов в самом нелепом положении.
По оценке “Ростелесети”, основанной на собственном исследовании, если взять около 30 операторов (27, если быть точным), то скопившаяся за шесть месяцев информация будет “весить” в целом один эксабайт. Или 256 тысяч “хардов” по 4 терабайта каждый. Или один датацентр на 21 тысячу серверов. Или 1 млрд рублей в год за аренду подобного хранилища данных. И это мы сейчас имеем в виду только минимальный возможный период времени хранения информации и говорим только про операторов связи и интернет-ресурсы. Другие компании оценили переход на подобный сервис в куда большие цифры, например в Mail.ru Group исчисляют собственные единовременные расходы в $1,2–2 млрд, в “Почте России” – 500 млрд рублей “сегодня” и по 100 млрд рублей ежегодно.
После того, как эксперты оценили расходы, которые будет вынуждено потерпеть государство в результате принятия “Закона Яровой”, цифры были переданы президенту РФ. Тот поручил взяться за разработку отечественного софта и технологических составляющих, что совсем не внушило оптимизма.
В январе 2016 года на видеохостинге YouTube появился клип известной группы “Ленинград” под названием “Экспонат”. Клип был снят петербургской студией “Fancy shot”, которая до этого давно и успешно работала с Сергеем Шнуровым и его командой. Сюжет видео довольно бесхитростный: девушку приглашает на светское мероприятие богатый молодой человек, она собирается у себя дома, периодически попадая в различные забавные и не очень ситуации.
Сейчас уже непонятно, как так произошло, – то ли сказался эффект креативных продюсеров Дмитрия Муравьева и Петра Бондаренко, то ли талант режиссера Анны Пармас, то ли обаяние актрисы Юлии Топольницкой – но этот ролик стал видеоклипом года. Без альтернативы. Только на официальном канале “Ленинграде” у “Экспоната” по состоянию на конец 2016 года приходилось 100 млн просмотров. Сотни мемов. Десятки пародий, включая “мужскую” и “грузинскую”. Попытка использования клипа организаторами выставки Винсента Ван Гога. Несколько версий песни, включая “форматную” (без мата) и с добавочным куплетом про “выставку Серова”. Эфир на Первом канале в программе “Вечерний Ургант”. Уход вокалистки Алисы Вокс-Бурмистровой из группы, решившей, что после такого успеха можно заняться и сольной деятельностью (результат не впечатлил фанатов).
По оценке “Яндекса”, главным мемом года стали “лабутены” (на втором месте – “В Питере – пить” той же группы “Ленинград”).
Яркая иллюстрация того, что попадание в любой из мультиплексов играет одну из ключевых для телеканала ролей, – это рост рейтинга “Спаса”. По итогам первых шести месяцев 2016 года, которые подсчитало агентство TNS Russia, аудитория православного канала выросла на 2100%. То есть эфир в период январь–июнь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом год назад дал прирост “Спасу” в 22 раза – с доли 0,01 до доли 0,22. Также выросли показатели попавших в первые два мультиплекса “Мир” (123%), “Карусель” (53%), “МузТВ” (51%), ОТР (43%) и других каналов, ранее считавшихся если не изгоями, то явно не фаворитами публики.
“Спас” расположился во втором мультиплексе на 12 кнопке, выиграв эту позицию у ТК РБК-ТВ. Любопытно и то, что православные теледеятели не заключали договор с РТРС по финансовым обстоятельствам: по словам гендиректора “Спаса” Бориса Костенко, канал не продает рекламу и существует на добровольные пожертвования зрителей.
Отсутствие новостей – это хорошие новости” – нет более устарелой и скучной сентенции. Трудно видеть что-то хорошее в отсутствии конкуренции, усреднении аудитории, вялотекущем уходе денег из отрасли и тихом уходе ко сну. Кроме одного: пускай все это остается в прошлом, а в будущем нас будут ждать великие дела, выдающиеся люди и много динамичных движений. Пускай даже, если это будут не самые уютные движения, но, согласитесь, привыкание к кризису и приобретение обыкновения все сваливать на то, что “денег нет”, – такое даже в страшном сне трудно себе представить.
– Событие года.
– Создание “Национального рекламного альянса” (НРА) - это, конечно же, событие года, потому что в ситуации с одним мегапродавцом телевизионной рекламы мы еще не жили. Безусловно, интересен будет первый результат работы НРА по итогам 2017 года. Это событие оставляет надежду на то, что новой структуре удастся повысить интерес рекламодателей к телевизионному сегменту и, соответственно, привлечь больше рекламных денег и новых рекламодателей как на телевидение в целом, так и на каналы нашего холдинга.
– Законопроект года.
– Под конец года был принят закон об увеличении объема рекламы в печатных СМИ с 40% до 45%. Для нас это актуально в рамках сотрудничества с печатными СМИ.
– Тренд года. Технология.
1. Видеоблогеры оформляются как рынок;
2. VR, виртуальная реальность, используется везде, вплоть до сюжетов новостей (например, эксперимент NBC https://www.journal-ism.co.uk/news/nbc-news-is-experi-menting-with-live-virtual-reality-to-cover-news-events/s2/a692353/).
VR как тренд продолжает развиваться, находит новые формы и модифицируется. Все больше платформ выпускают свои шлемы виртуальной реальности. Oculus Rift, HTC Vive, Samsung Gear VR, Playstation VR и другие.
3. Видеотрансляции в любом уголке мира, здесь и сейчас (Periscope TV (онлайн=-эфиры известных деятелей и звезд), ОК, Facebook (выступления Барака Обамы, онлайн-заявление Михаила Саакашвили), VК (запуск до конца года); Twitch+ Snapchat только заходят в Россию; Instagram Stories).
4. Отдельно можно выделить Telegram – новая соцсеть, где можно найти каналы всех актуальных персон и СМИ.
– Тренд года. Финансы, маркетинг, управление.
Тренд года в управлении – это кадровые перестановки, которые охватили в этом году практически каждый холдинг на медиарынке.
В “Газпром-Медиа Холдинге” и “СТС Медиа” сразу несколько перемен – новым генеральным директором ТВ3 стал Валерий Федорович, генеральным продюсером ТВ3 - Евгений Никишов; Лев Макаров перешел на “Че”, а его место на 2х2 занял Денис Всесвятский.
Игорь Мишин покинул ТНТ. Экс-гендиректор “Ю” и “Че” – Рубен Оганесян – наоборот присоединился к команде канала ТНТ в должности заместителя генерального директора по стратегическому маркетингу. Директором ТНТ4 стал Гавриил Гордеев. Экс-директор “ТВ3” Дарья Легони-Фиалко возглавила телеканал СТС. А Юлиана Слащева начала развивать бренд “Академия монси-ков” и вместе с “Союзмультфильмом” запускает детский онлайн-кинотеатр.
Перестановки не обошли стороной и наш “ЮТВ Холдинг”. Осенью этого года я была назначена на пост исполнительного директора, а Ольга Андреева стала директором специальных проектов и сейлз-мар-кетинга всего холдинга.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2016
Посещений: 6135
Автор
| |||
В рубрику "События" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций