Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Зачем Интернет, телеком и телевидение нужны друг другу? Конвергенция по Шекспиру

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Зачем Интернет, телеком и телевидение нужны друг другу?Конвергенция по Шекспиру

Театр Уильяма Шекспира “Глобус” в центре Лондона для нас – историческое место, где публике впервые представили произведения непреходящей художественной ценности. Для современников же великого англичанина это было, говоря современным языком, прежде всего, главное место “человеческих коммуникаций”, центр “информационного пространства”, “зеркало общественного мнения”. Причем по значению таким же, каким стали лучшие телевизионные достижения ЦТ СССР времен перестройки – типа программы “Взгляд”, послужившие триггером и основанием для развития абсолютно нового “прогрессирующего” телевидения России
Станислав Прибылов
Директор Национального фонда искусств В прошлом: зам. руководителя “НТВ Плюс”

“Цитадель тотальной телебудки”

Прогрессия эта была почти геометрической. Открывая юбилейную сессию Национальной ассоциации телерадиовещателей (которой в этом году исполняется 20 лет), ее руководитель и основатель, один из прародителей современного телевидения в стране – Эдуард Михайлович Сагалаев, – совершенно искренне поделился своим удивлением тому, насколько неожиданным, даже для гуру российского ТВ, оказались его темпы развития и масштабы распространения.

Недобрые слова персонажа из оскароносной “Москва слезам не верит” о том, что в будущем “ничего не будет, а будет одно только телевидение”, еще немного и, казалось, станут реальностью. И вот распространение сначала платного телевидения и одновременно с ним – Интернета, а затем социальных сетей сделали угрозу “отелевидевания”, в конце концов, малореальной.

Стало понятно, что приближается новый революционный прорыв.

Известно, что каждый раз, когда происходили такие “революции” в области культуры коммуникаций, всем ранее существовавшим явлениям предрекалась смерть. Так, кино должно было уничтожить театр, радио – газеты, затем телевидение могло затмить радио и кино, и вот, наконец, показалось, что пришла очередь и за телевизором.

Размывающиеся доли телесмотрения центральных эфирных каналов, которых не спасает даже государственный ресурс, перераспределение рекламных бюджетов в сторону Интернета и многоканального вещания, социальные перемены, укорачивающие среднесуточное сидение зрителя у “ящика”, да и изменение самого характера телепотребления – все это говорит о том, что платное телевидение и социальные сети вплотную подошли к “цитадели тотальной телебудки”.

Прямо понимая это или подсознательно чувствуя, эфирные каналы, используя технологическую возможность “цифры” и государственный интерес, пошли в “последний бой с будущим”. Добиваясь создания обязательных для распространения операторами телевидения мультиплексов из групп эфирных каналов, они практически оттягивают время перехода. Перехода не к замещению очередного вида медиа другим, а перехода к конвергенции.

Это – конвергенция электронных СМИ и коммуникаций на самых разных уровнях. Она коснется даже структуры капитала компаний и уж подавно – технологических решений в распространении аудиовизуальной информации. Ее высшей формой станет перестройка работы журналистского и редакторского цеха современного телевидения.

Несмотря на серьезность перемен, изменения ландшафта аудиовизуальных коммуникаций обычно не происходят “с понедельника” или “первого числа календаря”. Они происходят здесь и сейчас.

Российская традиция обращения к мировому опыту и здесь позволяет подтвердить тренд. Целых два голливудских мейджера, контролирующих мировой рынок контента, уже имеют среди акционеров телекоммуникационные компании (Comcast в Universal, и News Corp с их Sky Television). Еще один мейджер Warner Bros. тратит колоссальные силы и средства на развитие Cable Warner.

В России почти все крупные игроки на телекоммуникационном рынке заимели у себя проекты в области Pay TV. С появлением технологии LTE в мобильной телефонии, новых систем сжатия сигнала, а также существенного проникновения ВОЛС в дома крупных городов в стране началось масштабное освоение рынка “тяжелого” контента, в том числе телевидения и сопредельных услуг.

Несмотря на кризис, устойчиво высокие темпы развития платного телевидения в России требуют новых способов передачи аудиовизуальных услуг. Сервисы OTT и VOD появляются как грибы после дождя, а финансовые издержки на технологию уменьшаются.

Появление телевизоров с функциями SMART TV, а также ожидаемое вхождение на рынок Netflix еще более значительно меняет расклад. На технологическом уровне уже созданы и применяются программы, дающие возможность преобразовать экран смартфона в телевизионный пульт, на рынке уже есть ресиверы, позволяющие принимать сигнал и спутниковой антенны, и ADSL, и оптоволоконной сети. Их размеры уменьшаются, функционал увеличивается, стоимость становится доступной для масс потребителей.

Мир мобильных гаджетов не перестает удивлять – смарточки, часы, 3D-авторучки и пр. Вместе с ними упрощаются и удешевляются средства производства телевизионных программ. Если “вынести за скобки” государственное регулирование в области СМИ – доступными и более эффективными становятся и технические средства вещания.

Конвергенция уже пришла в телекоммуникационный биллинг операторов, сделав расчетные счета едиными для многих видов обслуживания. Конвергенция зашла и в рынок взаиморасчетов с появлением возможностей совершать оплаты с мобильных устройств. Внедряется онлайн-кредитование. На очереди виртуализация документов.

Вы нужны друг другу

Однако по-прежнему самым масштабным полем для маркетинга любой онлайн-услуги, как и видеосервиса, является “старое доброе телевидение”. Для любой социальной сети, даже с имеющимися аудиовизуальными функциями, телевизор все еще локомотив продвижения. Уже поэтому телевидение как “площадка в СМИ” еще долго будет нужно Интернету.

Эфирному телевидению уже нет смысла противостоять другим возможностям телесмотрения. Противостоять можно – удержать нельзя

С другой стороны, рациональное управление требует от телевидения расширения и разветвление аудиовизуальных и других новых услуг, которые легче всего реализовать в среде Интернета.

Таким образом, существуют все предпосылки для взаимного сближения, интерференции и, в конце концов, конвергенции.

Любое технологическое управление – это в схеме всего лишь нажатие на кнопку, и неважно, что следует далее с технической точки зрения: замыкание электрической цепи или создание электрического импульса. Неважным становится и способ распространения сигнала: спутник, ВОЛС, IPTV или эфир. В аудиовизуальной коммуникации, как и во времена Шекспира, важна воля, содержание, направление и достижение аудитории.

Обе стороны часто гордо не признают необходимость друг в друге. Телевидение пеняет на “маргинальность” интернет-аудитории, порой не желая замечать возможностей обратной связи: интерактивности, а также иных коммуникационных преимуществ, а значит, дополнительных источников монетизации, особенно важных для платного телевидения. Интернет, социальные сети снобистски видят в традиционной вещательной модели нечто устаревшее.

Однако так же, как пьеса в театре, написанная автором и сыгранная актерами, является контентом, – так и сцена с залом являются платформой для подачи контента. Таким образом, традиционный свет от рампы или проектора, превращенный на телевидении в подводку ведущего, программную верстку и упаковку с заставками, перебивками и анонсами не заменить никаким индивидуальным потреблением контента урывками. Последнее неоднократно подтверждалось и подтверждается статистикой: доходы от отдельных скачиваний или просмотров VOD для создателей контента никогда нигде в мировом телевидении не превышали 10% доходов от продажи полноценного канала. Интернету без массового и, говоря языком телекома, потокового видео с линейным программированием не обойтись.

С другой стороны, эфирному телевидению уже нет смысла противостоять другим возможностям телесмотрения. Противостоять можно – удержать нельзя. Спутниковое телевидение становится простым и доступным, а интернет-вещание вообще срывает понятие о географических границах. Монетизация же платного телевидения не просто не исчерпана, она недоиспользована. При этом большинство дополнительных платных перспективных услуг рынка Pay TV (расширенное EPG, PPV, Placeshifting, SVOD, Catch-up и пр.) лежат все-таки на границе соединения “обыкновенного” телевещания и услуг ШПД.

Тем не менее, из-за первичности контента (ох уж этот вечный спор связистов-технарей с одной стороны и творцов-креативщиков с другой!) формулу развития, скорее всего, можно определить так: “Не телевидение сольется или присоединится к Интернету, а Интернет, социальные сети и сервисы дополнят и будут присоединены к телевидению. С важным добавлением: но только в аудиовизуальной области”.

Новый ландшафт

Как же должна, хотя бы приблизительно, выглядеть настоящая конвергентная телевизионная платная платформа аудиовизуальных услуг?

В основе ее будет четко выстроенная платформа телевизионных каналов, объединяющая с точки зрения аудитории большинство сфер так называемого генерального интереса (центральные эфирные каналы, кино, спорт, образование, детские, международные, информационные).

Эта платформа должна иметь основные услуги Pay TV, но при этом обладать уникальными (как технологическими, так и контентными) свойствами: мобильность, мультиэкранность и тотальность многоканального телевещания и услуг, премьерность платного телепродукта, возможность удаленного внедрения новых появляющихся передовых технологических услуг.

Услуги и контент платформы должны отвечать требованиям совместимости с большинством операторов и платформ, предусматривать межплатформенные решения.

Платформа должна быть также предназначена для развития внемедийных услуг (управление банковским счетом, документами, сферой потребления – скидками и подписками, медицинскими рекомендациями и пр.) наряду с медийными, индивидуальными, вне традиционных СМИ (системы конференцсвязи, обмена “тяжелыми” файлами, дистанционное видеонаблюдение и пр.).

Телекоммуникационщикам предстоит понять, что в плане пакетирования и тарификации платформа будет зависеть от отношений с потребителем контента, а не связи. Все отношения должны будут быть переведены в плоскость контента и ориентированных на него тарифов (дифференциация стоимости потребляемого абонентом трафика от его типа – “интеллектуальная труба”).

Телевизионщикам предстоит понять, что весь контент должен будет отвечать требованиям монетизации, за исключением произведенного и распространяемого в социальных или государственных целях. Последнее, в условиях огосударствления многих источников финансирования СМИ, сегодня еще звучит странно, но уже в ближайшем будущем станет снова неизбежным.

Самым же интересным окажется изменение информационного, креативного программно-телевизионного рынка. Скорее всего, ценность контента будет определяться его мультимедийностью. Последнюю придется допроизводить. Этим должны заняться журналисты, продюсеры, режиссеры, редакторы и ведущие, которые “высвободятся” на эфирных каналах. Также масса администраторских и редакторских задач встанет перед организаторами “новых” интеллектуальных и аудиовизуальных сервисов, так как пока ни один компьютер не может заменить ни живого общения, ни творческих идей в создании дополнительной информации даже в виде репортажей, рекламных роликов и анонсов.

Помимо последнего “крестового похода” эфирных вещателей на аудиторию существует, разумеется, еще много очевидных проблем, препятствующих не только в РФ, но и во многих странах мира грядущей конвергентности. Это и корпоративные интересы, и волатильность рынка рекламы, и чрезмерная фрагментация рынка (тематических каналов больше чем тем).

Самым же интересным окажется изменение информационного, креативного программно-телевизионного рынка. Скорее всего, ценность контента будет определяться его мультимедийностью

С другой стороны, в сфере новых медиа тоже не все так радужно и открыто к переменам: это и потеря чувства двигателя новизны у многих социальных сетей и интернет-ресурсов, разобщенность и отсутствие чувства берегов, неадекватность в бизнес-процессах у стартаперов и прочее.

Однако процесс не остановить. Ландшафт преобразится. И это не конец традиционного телевидения. Эфирные общенациональные каналы не умрут: их роль кристаллизуется. Очевидно, правда, что их станет меньше.

А место для новых телевизионных пассионариев и пионеров, почти по Шекспиру, уже приготовлено в этих новых конвергентных электронных СМИ.

Когда же? Судьба Кассандры незавидна, но можно с определенной уверенностью говорить, что мы увидим это не позднее 2020 года.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2015
Посещений: 8278

Статьи по теме

  Автор

С. Прибылов

С. Прибылов

Директор Национального фонда искусств В прошлом: зам. руководителя “НТВ Плюс”

Всего статей:  4

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций