В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
– Есть ли данные, насколько востребовано сегодня цифровое эфирное телевидение? Ведь количество абонентов платного телевидения стремительно растет...
– Переход эфирного телевидения на цифровые технологии – это необратимый процесс. До начала реализации федеральной целевой программы “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы” около 2/3 населения нашей страны могли принимать не более пяти каналов в аналоге, половина из них – один-два телеканала. Технические возможности аналогового вещания исчерпаны.
“Цифра” – единственный способ обеспечить население многоканальным телевещанием, одновременно повышая качество трансляции. После того как мы завершим строительство цифровой сети, охват вещанием двух мультиплексов составит 98% населения России.
Да, в России, особенно в крупных городах, достаточно высокое проникновение кабельного и спутникового коммерческого телевещания. Однако, согласно многочисленным исследованиям, какой бы необъятный пакет ни предоставлялся телезрителю, телезритель в итоге останавливает свой выбор на 7–8 телеканалах. В пакеты цифровых телеканалов РТРС-1 (первый мультиплекс) и РТРС-2 (второй мультиплекс) входят наиболее популярные и востребованные большинством аудитории телеканалы, которые, кроме того, транслируются без абонентской платы.
К тому же одна из ключевых тенденций рынка – движение аудитории к комбинированному телесмотрению. В большинстве домохозяйств России больше чем один телевизор. Второй телевизор в доме – это с большой долей вероятности “место встречи” зрителей с цифровым эфирным телевидением.
А на языке долей и процентов о востребованности цифрового эфира можно будет говорить после завершения строительства сети вещания двух мультиплексов и отключения аналогового сигнала.
– Может ли РТРС конкурировать с крупными кабельными и спутниковыми операторами? И нужно ли конкурировать?
– РТРС не конкурирует с коммерческими операторами. Мы не взимаем с телезрителей абонентскую плату за трансляцию телеканалов. Одна из главных целей ФЦП – обеспечение населения качественным многоканальным телевещанием, повышение качества жизни людей, преодоление информационного неравенства. 20 общедоступных телеканалов – это в каком-то смысле планка, которая влияет на весь рынок, побуждает коммерческих операторов развивать свои услуги. Это заметно уже сейчас. Но вряд ли это можно назвать конкуренцией.
– Как, на ваш взгляд, много ли людей в нашей стране вообще понимают, что такое процесс цифровизации? Будет ли со стороны РТРС вестись разъяснительная работа среди населения?
– Понятие “цифровое эфирное телевидение” знакомо подавляющему большинству россиян (81%). Таковы результаты социологического исследования, проведенного по заказу Минкомсвязи России в прошлом году. Это результат в том числе информационно-разъяснительной работы, которую РТРС ведет наряду со строительством цифровой телесети.
На сегодняшний день РТРС открыл 72 центра консультационной поддержки населения (ЦКП) в крупных городах России. Ежемесячно в центры обращается около 20 тысяч человек. К телезрителям в труднодоступных населенных пунктах консультанты ЦКП добираются на специальных автомобилях (“мобильных ЦКП”), в салоне которых представлено все необходимое оборудование для подключения к ЦЭТВ.
Еще весной 2012 года была создана бесплатная “горячая линия” 8-800-220-20-02, позвонить на которую можно по любому вопросу, связанному с цифровым эфирным телевидением. Если в первый год ее работы ежемесячно звонили три-четыре тысячи человек, то в декабре прошлого года было уже 11 тысяч звонков, а в январе – более 12 тысяч.
Для тех, кто предпочитает пользоваться Интернетом, создан специализированный интернет-портал о цифровом телевидении – РТРС.РФ. Сейчас его посещаемость составляет около 50 тысяч уникальных посетителей в месяц, и она неуклонно растет.
– Будет ли РТРС контролировать продажи абонентского оборудования – качество, цены и кто продает?
– РТРС не занимается производством и распространением приемного оборудования и не имеет полномочий, чтобы как-либо контролировать производителей или продавцов. Однако мы в меру своих сил стараемся мониторить ситуацию. Например, сейчас, по нашим данным, на отечественном рынке представлено около 30 компаний-производителей оборудования с возможностью приема сигнала DVB-T2. Ассортимент включает более 100 моделей цифровых приставок и 620 моделей телевизоров. Конечно, мы стараемся взаимодействовать с производителями и дистрибьюторами. Мы информируем их о том, где и когда запускаем цифровое эфирное телевидение. Это помогает корректировать насыщение рынка в конкретных регионах. Кроме того, наши специалисты тестируют появляющиеся в продаже устройства. Большинство обращений в центры консультационной поддержки связаны с приемным оборудованием, поэтому нашим консультантам необходимо четкое понимание соответствия тех или иных моделей требованиям нашей цифровой сети.
– Как после отключения аналогового вещания будет решаться вопрос с тем небольшим процентом домохозяйств, где нет возможности принимать ни кабельное, ни спутниковое, ни цифровое эфирное телевидение?
– Федеральной целевой программой “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы” определено, что цифровым телевещанием должно быть охвачено 100% населения. 98% смогут принимать эфирный сигнал. Оставшаяся небольшая часть телезрителей должна быть обеспечена непосредственным спутниковым вещанием.
– Нет ли ощущения, что процесс цифровизации эфирного телевидения в России не может угнаться за внедрением новых телевизионных технологий и развитием платного телевидения?
– Стандарт DVB-T2, принятый в России в качестве основного для цифрового эфирного телевещания – новейшее поколение группы стандартов DVB. Он позволяет максимально эффективно использовать инфраструктуру сети и частотный ресурс. Потенциал стандарта DVB-T2 позволяет разрабатывать и предлагать телезрителям разнообразные дополнительные услуги, помимо просмотра телеканалов: оперативное оповещение в чрезвычайных ситуациях, стереосубтитрирование, возможность подключения к сети Интернет благодаря технологии HbbTV (Hybrid Broadcast Broadband TV) или EPG-гид по телепрограммам.
– Как процесс цифровизации повлияет на внедрение новых технологий – HD, UHD, интерактивного телевидения, и как он отразится в целом на развитии отрасли в России?
– В ноябре прошлого года на международной выставке профессионального оборудования и технологий для телерадиовещания NATEXPO мы представили решение по эфирной трансляции сигнала ультравысокой четкости UHDTV. Это была первая в России публичная эфирная трансляция сигнала UHDTV. То есть возможность создана и опробована. Теперь дело за желаниями телезрителей и возможностями вещателей.
Материал подготовила
Анна Заварзина
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2014
Посещений: 10362
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций