В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Дмитрий Лещинский
Консультант по планированию медиабизнеса
Есть большая вероятность того, что ключевыми словами и высказываниями 2008 года станут "изменения" и "все идет не так, как мы думали". Возлагая надежды на принятую концепцию, стоит задуматься, а оправдает ли она их?
Самые большие ожидания у цифрового телевидения. Один шаг до принятия итоговых моментов Концепции, ключ на старт, выдача новых лицензий, и понеслась коза по рельсам! Будем ждать весны 2009-го, начала бюджетного финансирования и прозорливых деятелей, которые сразу начнут покупать право на эфирное вещание digital world на основе нового частотного плана.
События будут развиваться жестоко: через шесть-восемь лет в РФ не останется аналоговых телевизоров даже на складе у "товарища прапорщика", цифровые китайские "самсугаи" по S200, как обычно вовремя, заполнят российский рынок и даже на приставки не придется тратиться. Вот тогда и начнется купля-перепродажа частот.
Первые крупные инвесторы окончательно поймут"цену" цифровой лицензии уже к 2010 году. К тому времени подоспеют миллионы единиц ненужных, в смысле неиспользованных, "ваучерных" американских приставок. Останется сколотить необходимый пакет телеканалов и радиостанций из штатных проверенных бойцов и можно будет рапортовать, что страна к "цифре" готова. Видимо, так и будет. Можно несуетно резервировать места под новые телепередатчики на РТПЦ и досматривать однообразное эфирное аналоговое, окончательно театрализованное телевидение.
Каналы, которые созданы на частные деньги, будут либо тихо сводить концы с концами, либо активно работать на два фронта - на спутник и в Сети. А так как почти все медиа создаются исключительно для получения сверхдоходов, при достижении положительного баланса на счете они будут проданы. Ожидание рекламного вала закончится разочарованием. Деньгодатели находятся на серьезной развилке - прорываться в новые медийные направления к новым покупателям или по инерции ставить в эфир ролики по бешеным ценам. Какие-то легкие волны в ограниченном количестве все-таки дойдут до телеканалов, но на рекламе вибромассажеров, таблеток от переедания и вульгарных SMS содержать приличный ресурс затруднительно.
Из-за технологической легкости организации частного цифрового телевещания конкуренция на телерынке к 2012-14 году дойдет до крайней точки. Крупные рекламодатели, скорее всего, при распродаже лишних активов выкупят в собственность по телеканалу и массовому Интернет-ресурсу и будут развивать свои медийные подотделы как аутсорсинг. А если вдруг случится мировой экономический кризис, то страшно твориться в медийной сфере. Нетрудно и предположить, что изменения как первые контуры 2012 года мы увидим уже в конце 2008-го.
Большинство долгосрочных бизнес-планов, написанных в 2006-2007 годах, уже сегодня можно подвергнуть внимательной ревизии и дискретизации. Доминанта современного медиа-рынка - динамически неустойчивая модель с периодом от силы два-три года. Оборот ресурсов и возврат инвестированных средств будет катастрофически замедляться.
Потребуется и новый тип управляющего медиаменеджера, а точнее, нужна сразу связка (как в выборной политике) - шеф и вице-шеф. Подобные кадры и по знакомству затруднительно найти. Как говорят в таких случаях: они и так при делах. Всем требуется опыт, - а опыта работы в современных условиях конвергенции еще действительно мало даже у ветеранов. Это и не хорошо, и не плохо. Вырастут новые медиаволки, а отставники будут смотреть и слушать цифровое ТВ и радио уже как рядовые потребители, не справившиеся с волной изменений. Но видно, что в рекрутинг нужно заказывать именно пару главных лиц - управляющего и программного директора-продюсера, на которого денег лучше не жалеть, а вдруг шестым чувством вывезет и всю компанию?
Шеф видится продвинутым, гуттаперчевым на решения - получиновник-полукоммерсант с сильным торгашеским чутьем. Возможно, с МВА, чтобы понимать, как избавляться от денег с IPO. Лучше с инженерным советским прошлым, технолог, чтобы отличал Wi-Fi от Wi-MAX, DRM от DRM и мегабиты от мегагерц. Иначе будет трудно понять, откуда, по сути, притекут деньги и что делает что - новаторская механика продвижения, навороченный сайт, виртуозная сетка или все-таки контент.
Время так называемых главных редакторов с партбилетом плавно отошло. Благодаря компьютерной революции писать научились почти все. В крайнем случае с помощью нехитрой операции соpy-paste (копировать-вставить) можно позаимствовать удачные слова и у грамотного редактора "Немецкой волны", и у неизвестного умного блоггера. По большей части журналистика скатывается к мастерству компоновки и рысканью по Сети. Поэтому каждый протестует как может - и как сценаристы Голливуда, и как работодатели, которые полагают, что за написание слов можно платить совсем скромную зарплату, и как потребители, которые выключают все "гнусящие" медиаприборы. А каналы прибывают и прибывают, и все со своими "контентами".
О качестве словообразования, а также о смысле текстов и на телевидении и на радио, а тем более в Сети можно надолго забыть. Поймите меня правильно: остаются и останутся абсолютно профессиональные материалы и программы, которые люди будут читать, смотреть и слушать, но их становится так мало, что они просто тонут в потоке текстового мусора. Или даже новой категории е-Мусора.
Год назад я слушал, как один из директоров ВВС радостно говорил, что британский холдинг создал уникальную систему приема материалов событиях по мобильным ресурсам -даже если пингвин в Антарктиде несанкционированно упадет в воду, то уже почти через минуту весь мир об этом узнает. Жаль, что событий в мире стало происходить мало, подумалось мне, может, агентство явлений создать, чтобы новые медийные возможности заработали на всю мощность?
В шутке тоже есть разумное зерно. Уже до 50-60% фактов на информационных лентах напоминают отчеты из деревни и производство PR-агентов.
Увы, к этому придется привыкать. Но протест неизбежно будет нарастать и принимать непредсказуемые или дикие формы.
Ситуация с кадрами исправится через 3-4 года, только и ТВ уже будет другое. Есть основание полагать, что произойдет естественный переток кадров в другие СМК, в Сеть, возможно, в оригинальные on-line-проекты, где все только начинается. Слабые знания, столкнувшись с новыми технологиями, могут неожиданно развиться. А неудачники продолжат тиранить своей тупостью уже Сеть 2.0 или новые цифровые телеканалы.
Телевизионные люди найдут еще 400 способов грести деньги с каждой запятой и титра плюс с атрибутов в кадре и на втором плане. Полный цирк еще не наступил, но ждем-с. Да и пять лет назад на ТВ было коммерциализировано почти все, просто делали вид, что так-де получается.
В таком случае предлагаю закрыть навсегда дискуссии о том, что такое СМИ, точнее, СМК XXI века. Средства массовой коммуникации отражают только движение денег с помощью экрана и приемника, но не развитие общества как состояние людей и культуры бытия.
А готово ли контентообразующее и коммуникационное сообщество к изменениям? На мой взгляд, да. Ибо все чувствуют, что подкрался информационный, скажем так, дефолт. Если не нравится слово, замените его на традиционное русскоязычное выражение, и все станет на место. Смысл ясен. Перебор, господа-товарищи! Много вас. Но если мы говорим о падении интереса потребителей к вложенным в медиа деньгам, то и тогда категория "дефолт" подходит к такой экономической картинке. А как назвать - дело вкуса. Кризис продаж так называемого информационного и досугового контента вот-вот наступит. А в цифровом или аналоговом варианте - значения пока не имеет. Потом сработает "принцип домино".
Но машина ци-фровизации всея России пока не подает никаких импульсов к пересмотру концепта телевещания. Именно такой подход и начнет замедлять все медийные эволюции. Через 10-12 лет у всех будут цифровые медиаком-плексы, и даже сетевые ресурсы можно будет смотреть с помощью своего приемника, но мало кто заметит перемены.
Молодое поколение неотвратимо уплывает в Сеть, далее в беспроводные системы, стационарные или мобильные, при возможности - в ШПД или продолжит мигрировать в мегаполисы. Маловероятно, что произойдет резкий всплеск покупательной способности в целом, и, как следствие, цифровое ТВ получит не очень образованную периферийно мыслящую аудиторию преимущественно в возрасте от 50 лет. Ну и соответствующий контент на уровне 70-80-х годов. Новый или старый - хороший вопрос, но скорее концептуальный. В данном случае кто финансирует, тот и должен требовать корректное исполнение мелодии.
Можно начинать или продолжать затратные комплексные медийные исследования, чтобы реже говорить, "все идет не так, как мы думали". Экономия на них обойдется дороже в дальнейшем. Цивилизованный шаг, если РФ собирается в ВТО. И к методологии при их составлении нужно подойти уже иначе.
Можно сократить персонал до минимума или перевести до максимума на аутсорсинг. Здесь хорошее поле - прошерстить регионы на интересные и нереализованные в силу ограниченности местного начальства идеи. Хотя все, кто хотел, уже давно убежали. По крайней мере, из Тольятти выехали практически все профессиональные кадры.
Можно ломать сетки вещания, дробить их по целевым группам, экспериментировать с контентом на уровне хорошего вкуса, запускать малобюджетные программы, не похожие ни на что ранее виданное.
Можно работать с цифровым радиовещанием DRM - инвестиционные затраты относительно небольшие, перспектива понятная.
Можно в рабочем порядке разложить деятельность медиакомпании на категории revolution и evolution, или "вчера - сегодня - завтра", или "идея - реализация - кто виноват", -результат может быть неожиданным. Выяснится, что директор - с мышлением партийного библиотекаря - заведует телевидением и какой уж там on-lihe или VoD! Главный инженер -махровый консерватор, но добрый человек, а его заместитель - прогрессист, задавленный прессом обстоятельств. Им бы до пенсии дотянуть, а не до DRM. Комбинации могут быть разными, но суть всегда одна - вчерашний день в голове и в делах.
Ну а дальше - интуитивно, на базе новых знаний, тихо и без PR. Чтобы конкуренты не украли свежую идею.
Лично я смотрю оптимистично на процессы изменения медийного мира. И не стоит делать круглые глаза и говорить, что все плохо.
Старая информационная геометрия мучительно рушится.
Разумеется, у каждого появятся и другие рецепты "что делать", но делать придется. Традиционный медийный рынок близок к стагнации. Сетевые медиаресурсы с каждым днем будут все сильнее и безапелляционнее дышать в спину всем известным классическим СМК.
Таким образом, поводов для глубоких размышлений в этом году будет достаточно. Времена действительно меняются.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2008
Посещений: 10213
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций