Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Цифра и региональное вещание: туман рассеивается

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Цифра и региональное вещание: туман рассеивается

Туман неопределенности – примерно так в последние годы описывали свои перспективы региональные вещатели. Похоже, сейчас этот туман рассеивается
Андрей Гайнулин
Директор ООО “Кьюлиджент.ру”, к.т.н.

Дан приказ

РТРС, согласно подписанному 1 сентября 2015 года приказу Минкомсвязи, является единой точкой присоединения всех кабельных, IP-и прочих операторов, включая спутниковых. Кабельным операторам по факту запретили модифицировать качество и контент сигнала из 20 обязательных к распространению бесплатных каналов.

У операторов возникло два больших вопроса. Первый – в каком формате нам отдадут сигнал? Этот вопрос вроде бы начали решать, организовав интерфейсы, которые позволят забрать сигнал – кому-то в IP, кому-то в ASI. Второй вопрос – отдали нам сигнал, но региональнойто врезки в нем нет. Что с этим делать? Похоже, что по этому вопросу тоже началось движение. Потому что РТРС оказался в ситуации, когда предоставление сигналов региональной врезке является неизбежным.

Почему? Потому что пользователь, получив в кабельных сетях сигнал более высокого качества по сравнению с аналоговым, начинает смотреть именно его и тем самым переходит на федеральную версию вещания – ведь регионализации пока нет. “Россия 1”, “Россия 24” в цифре не имеют регионального вещания, и реклама, которая в аналоге регионально замещается (это обеспечивают VI, “Алькасар” или местные компании), в них не попадает. И получается, что аудитории не доставляется местная информация, а у компаний, размещающих рекламу, выпадают местные доходы. В настоящий момент в России есть всего одна точка, где производится настоящая региональная рекламная врезка, – это город Севастополь (понятно, что еще есть Москва, но это исключительный случай, для столицы форми руется отдельный набор программ первого мультиплекса).

Возникла ситуация, когда исполнение закона требовать уже начинают, но, по большому счету, немедленное его исполнение приведет к тому, что зритель перестанет получать ту информацию, к которой привык. И это может вызвать у него существенное недопонимание, особенно в выборный год. Он возьмет да начнет писать письма в самые высокие инстанции... Поэтому РТРС этой темой очень серьезно озаботился.

Реклама в профиль

Телеканалы, если не получат регионализацию, вообще откажутся от второго мультиплекса, у них реклама – практически единственный источник финансирования

Сейчас операторами региональной врезки являются VI и “Алькасар” (и аффилированные с ними компании), которые арендуют у РТРС возможность размещения своего оборудования непосредственно в цехах производства вещания и осуществляют врезку по согласованию с РТРС из федерального центра. Теперь, с появлением единой точки входа, бизнес разделится на две части. Одну обеспечивает РТРС, а именно техническую и технологическую возможность обеспечения рекламной врезки и регионального замещения для местного вещания. То есть платформу, протоколы стыка, обмена данными и доставки будет предоставлять РТРС по тарифам и в соответствии с условиями, которые будут прописаны в неких подзаконных актах и описаны в рамках Федеральной целевой программы. С марта это начнет, видимо, очень стремительно развиваться, поскольку времени нет совсем, лето будет очень горячим.

Что касается операторов рекламы – крупнейших игроков уровня “Алькасар” и VI, – то им останется именно рекламный бизнес. Они абстрагируются от технологического процесса размещения рекламы и займутся покупкой рекламного времени, перепродажей его рекламодателям, обеспечением производства этой рекламы и передачей ее на размещение в соответствии с согласованным расписанием ее вещания непосредственно оператору региональной врезки, в роли которого в данном случае выступает РТРС. Рекламные операторы перейдут на профильную деятельность в чистом виде – купить оптом, продать в розницу, помочь произвести и на этом заработать.

Трудности измерения

И хотя на адаптацию к ситуации время есть – аналоговое вещание сохранится до 2019 года, – похоже, что каналы первого мультиплекса довольно скоро начнут настаивать на отключении аналогового вещания, в противном случае произойдет очень сильное размывание их аудитории. Вряд ли измеритель в настоящий момент готов корректно измерять столь разную аудиторию – бабушек, смотрящих по привычке Первый канал в аналоге в своем стареньком лупоглазом телевизоре, и людей, давно привыкших к цифре, которую принимают у кабельного оператора или IPTV. Это тонкий момент, потому что размытие уже произошло. Затем оно должно превратиться в слияние, а как это правильно измерить – вопрос.

К слову, Первый канал в своем интернет-вещании в декабре прошлого года запустил замещение региональной рекламы. Оправдывая свое название, канал первым из всех попробовал продавать рекламное время в интернет-вещании отдельно от эфирного – не просто транслировать эфирную версию через Интернет, а немного менять контент, подставляя другую рекламу. Для этого есть и технические возможности, и интерес у рекламодателей.

ОТР - регионам?

Сейчас у РТРС есть техническая возможность замены одного канала региональным вещанием. По слухам, такая судьба ожидает ОТР, которое производится федерально и изначально задумывалось как канал с региональным врезками, включающими региональные передачи и трансляции. Больше, похоже, никто на эту роль не претендует. Так как второй мультиплекс состоялся ограниченно, на текущий момент его вещатели сошлись на том, что они согласны на 238 объектов (это примерно все города с населением 50 тыс.+), остальное они пока не готовы взять, хотя эти объекты сдаются в эксплуатацию, но в эфире не находятся – у вещателей нет денег, чтоб за это платить. А уж про третий мультиплекс, где должны были оказаться регионалы, речь вообще не идет. И, вероятно, в условиях непростой финансовой ситуации региональным каналам будет предложена отдушина в виде возможности вещать в составе ОТР в выбранное время. Как скоро это будет реализовано и в каком объеме, пока неясно, но, повторю, техническая возможность для этого существует.

Пора, мой друг, пора!

Вывод из вышеизложенного – похоже, за регионализацию взялись. Подталкивают к этому, с одной стороны, выпадающие доходы рекламодателей. Телеканалы, если не получат регионализацию, вообще откажутся от второго мультиплекса, у них реклама – практически единственный источник финансирования. Второй мультиплекс движется только этим. С другой стороны, у Минкомсвязи и РТРС есть обязательства, и их надо выполнить. Есть политическая воля, Центризбирком, наконец, который очень жестко проконтролирует исполнение нашего выборного законодательства в части предоставления равного доступа к агитации через СМИ. И если эта равная возможность не будет обеспечена, с ответственных спросят. В общем, сколько ни откладывай решение этого вопроса, время пришло.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2016
Посещений: 8491

  Автор

Андрей Гайнулин

Андрей Гайнулин

Директор ООО “Кьюлиджент.Ру”, к.т.н.

Всего статей:  33

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций