В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Юрий Хмелюк
Главный инженер ЗАО "Рaдиоaгентство-M"
Алексей Шушкевич
Руководитель сектора передающих систем ФГУП "РТРС"
В статьях "Мы вещаем в FМ-диапазоне..." ("Broadcasting" № 2, 2005) и "Варианты модернизации ОВЧ ЧМ-передатчиков" ("Broadcasting" № 4, 2005) авторы настоящей публикации начали разговор о переходе от системы с полярной модуляцией к системе с пилот-тоном. Выдвинутые положения вызвали ряд замечаний ("Вызывает большое сомнение...", "Broadcastiпg" № 5, 2005). В данной статье сделана еще одна пoпыткa решить спорные вопросы
Переход будет поэтапным
Переход к системе с пилот-тоном уже назрел, так как около 70% устаревших передатчиков "Дождь", транслирующих "Рaдио России", "Маяк", "Юность," работают в монорежиме. Сегодня нет необходимости пересматривать весь частотный план в диапазоне 65,9-74 МГц. В системе с пилот-тоном при девиации ±50 кГц контрольная ширина полосы укладывается в требования ГОСТ Р 51741-2001. В частности, в Германии система стереовещания с пилот-тоном работает с девиацией ±50 кГц, значение контрольной ширины полосы для этой системы равно 206,0 кГц.
К сожалению, в настоящее время передающая сеть федеральных программ России (в диапазоне частoт 65,9-74,0 МГц) состоит в основном из радиовещательных ОВЧ ЧМ-радиостанций типа "Дождь", которые оснащены двумя передатчиками мощностью 4 кВт, работающими на общyю антенну через систему сложения.
Действующие радиостанции типа "Дождь" находятся в эксплуатации с 1960 г. и в настоящее время морально и физически устарели. Они имеют низкий промышленный KПД и не отвечают требованиям современности. Срок службы значительной части передатчиков превышает нормативный, что приводит к увеличению материальных затрат на эксплуатационное обслуживание. Амортизация данных устройств составляет 100%, и они нуждаются в замене, так как выработали свой ресурс.
Алексей Шушкевич B настоящее время проводится плановaя замена передатчиков типа "Дождь". B качестве основного технологического оборудования, рекомендуемого для замены устаревшей техники, предусматриваются передатчики, выпущенные отечественными производителями.
Сегодня это оборудование выполняется на современной элементной базе, предназначенной для ЧМ-радиовещания в диапазоне частот 65,9-74,0 МГц, с более высокими качественными показателями, чем устаревшие передатчики.
Многие РТПЦ самостоятельно произвели замену этик передатчиков и реконструировали АФУ с заменой мостов сложения.
В апреле 2001 г. введен в действие ГОСТ Р 51741-2001 "Передатчики радиовещательные стационарные диапазона ОВЧ". Пунктом 5.1.3 указанного ГОСТа допускается с разрешения соответствующих федеральных органов связи использовать систему стереовещания c пилот-тоном в диапазоне частот 65,9 -74,0 МГц.
Но до настоящего момента не определен механизм перевода ОВЧ ЧМ-передатчиков из одной системы стереовещания в другую.
Новые передатчики позволяют работать в стереорежиме как с полярной модуляцией, так и с пилот-тоном. Перевод рaдиовещательных передатчиков на работу в диапазоне частот 65,9-74,0 МГц в режим стереовещания с пилот-тоном затрагивает интересы вещателей и операторов связи в области радиовещания и интересы радиослyшателей. Переход на систему стереовещания с пилот-тоном не произойдет одномоментно, передатчики будут переводиться в этот режим поэтапно.
Преимущества вещания в новом формате
Вещание в новом формате позволит минимизировать эксплуатационные затраты на распространение программ в режиме стерео, а также на предоставление дополнительных услуг, используя систему частотного уплотнения (RDS, "Радиотекст" и другие) согласно ОСТ 45.125.
В настоящее время тенденции к сворачиванию RDS в мире не наблюдается. По данным зарубежной прессы, RDS применяется в Европе. В США с использованием этой системы работают -50% радиостанций, в ЮАР - до 70%. Развертываютcя сети RDS в Австралии, Южной Корее и Китае. В Японии применяется немного другая система радиоданных,разработанная японцами специально для внутреннего применения. Многие стационарные Hi-Fi-приемники кроме обычных функций RDS (PI, РS, ТР, ТА, AF) поддерживают и более новые, например: радиотекст (RT), индикацию времени/даты (СТ). У RDS есть будущее, и оно не будет замещено DAB (Digital Audio Вгоадcasting), пока существует аналоговое ОВЧ ЧМ-радиовещание (несмотря на наступление цифровых технологий).
Необходимы дополнительные исследования
ФГУП "НИИР" провел научное расследовaние на темy "Исследовaние парамeтров электромагнитной совместимости при переходе от системы стереовещания с поной модуляцией на систему с пилот-тоном в действующей сети радиовещания в диапазоне частот 65,9-74,0 МГц".
Результаты проведенных исследований и анализа возможных вариантов внедрения системы стереофонического радио-вещания с пилот-тоном позволяют сделaть предварительный вывод o возможном частичном применении системы стереовещания с пилот-тоном в действующей передающей сети радио-вещания в диапазоне частот 65,9-74,0 МГц. Для окончательного решения o полном переходе к системам стереовещания c пилот-тоном в сети радиовещания в диапазоне этик частот должны быть проведены дополиительные исследования с раз-личными типами возбудителей (передатчинами) и различными устройствами сложения. Эти исследования позволят выработать конкретные рекомендации по устранению влияния отдельных асов передающего акта на параметры стереосигналов в системе c пилот-тоном.
Дефицит частот и соответственно сложная электромагнитная обстановка в ОВЧ-диапазоне наблюдаются исключительно в крупных городах.
Из этого следyет, что если при переводе из системы стереовещания с Ионой модуляцией в систему стереовещания с пилот-тоном принять девиацию, равную ±50 кГц, то контрольная ширина полосы в этом случае будет находиться в поле допyска, установленного ГОСТ Р 51741-2001, и ин один из основных парaмeтров, влияющих на ЭМС, не будет превьинен.
Слушателей не станет меньше
В связи с вышеизложенным необходимо определить механизм получения разрешения федеральных органов связи на перевод ОВЧ ЧМ-передатчиков, работающих в диапазоне частот 65,9-74,0 МГц, на режим стереовещания с пилот-тоном в соответствии с ГОСТ Р 51741-2001.
Наша промышленность несколько лет назад прекратила выпуск отечественных приемников, принимающих стереопрограммы с полярной модуляцией.
Вещание в системе с пилот-тоном в диапазоне частот 65,9-74,0 МГц пpидаст необходимое ускорение отечественной промышленности в освоенин выпуска недорогих приемников для населения, позволяющин принимать передачи в стереофоничecком режиме. В зарубежных массовых приемниках отсутствует возможность принимать сигнал ОВЧ ЧМ-передатчиков, работающих в режиме с полярной модyляцией в полосе 65,9-74,0 МГц. даже в монорежиме. Привлекательнocть звания определяется первичной обработкой сигнала, которая в новых станциях с пилот-тоном более современна (например, радиостанция "Мaяк 24" работает в системе с пилот-тоном в полосе 87,5-108 МГц).
Конечно, слyшатель выберет тy радиостанцию, которая звучит лyчше. Но это не означает, что переход к системе с пилот-тоном приведет к уменьшению аудитории слушателей государственного рaдиовещания.
Дискуссия по вопросу перехода на систему вещания с пилот-тоном ведется уже не первый год, а решение этого вопроса до настоящего момента не принято. Во всех бывших странах социалистического лагеря, которые вещали в системе с полярной модуляцией, переход на систему с пилот-тоном давно уже завершен. В настоящее время система с полярной модуляцией используется только в России, странах СНГ и Монголии.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2006
Посещений: 12684
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций