В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Андрей Малинин
Начальник управления спецпроектов ОАО "НТВ-Плюс"
C 3 пo 5 октября с. г. в столице Грузии Тбилиси прошел V Международный конгресс телерадиовещателей и операторов кабельного телевидения. В течение трех дней участники конгресса из разных стран - России, Украины, Грузии, Беларуси, Армении и Азербайджана - обсуждали насущные для всех вопросы: правовые аспекты международного информационного обмена, проблемы законодательного регулирования и лицензирования деятельности операторов телесетей, перспективы развития телекоммуникационного пространства
О значимости форума красноречиво свидетельствовал его статус - конгресс проводился под патронатом генерального секретаря Совета Европы Терри Девиса. В числе его организаторов - ациональная комиссия по коммуникациям Грузии, Союз кабельных телесетей и Национальная ассоциация телерадиовещателей Грузии, Ассоциация кабельного телевидения России, Всеукраинская ассоциация операторов кабельного телевидения и телеинформационных сетей.
Роль информационных технологий – решающая
Одним из важнейших результатов конгресса стало принятие его участниками резолюции, в которой, в частности, говорится: "Развитие информационных технологий каждому отдельно взятому гражданину предоставило возможность ощущать ежедневный пульс планеты, знать о проблемах различных народов, в буквальном смысле почувствовать себя частицей всего человечества. Очевидна решающая роль информационных технологий как основы демократического и успешного экономического развития общества. Таким образом, уровень информатизации страны, интеллектуальный уровень населения существенно определяют место государства в мире".
В прозвучавших на Конгрессе выступлениях неоднократно констатировалось недостаточное развитие информационного обеспечения в странах СНГ, наличие "цифрового разрыва", а также необходимость консолидации совместных усилий в данном направлении как правительств стран СНГ, так и телерадиовещателей и операторов кабельного телевидения. Важнейшим шагом в этом направлении, по мнению участников форума, могло бы стать создание Международного информационного союза, который позволит не только координировать стратегию развития информационного обмена на региональном, национальном и международном уровнях, но и активизировать деятельность телерадиовещателей и операторов кабельного телевидения, содействовать созданию открытого информационного общества, в котором каждый будет иметь доступ к информации и знаниям, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы иметь возможность в полной мере реализовать свой потенциал, повышая качество своей жизни на основе Всеобщей декларации прав человека.
Особенности национального вещания
В резолюции конгресса также отмечалось, что за последние 15 лет значительно возрос уровень технологического оснащения телерадиовещателей и операторов кабельного телевидения, что позволило им занять ведущую роль в информационном обеспечении общества наряду с общественными и государственными телерадиокомпаниями.
Более того, в ряде регионов население имеет возможность принимать информацию только благодаря частным телерадиовещателям и операторам кабельного телевидения.
Последнее особенно характерно для Грузии, которой, как стране - организатору Конгресса, было посвящено наибольшее количество докладов.
Особенности рельефа страны для грузинского эфирного вещания всегда представляли серьезную проблему - возвышенности и впадины образовывали так называемые "мертвые" зоны, в которых качество приема транслируемых каналов оставляло желать лучшего. Исправлению существующего положения способствовало появление к концу 1980-х гг. независимых кабельных телевизионных сетей, обеспечивших устойчивый показ телепрограмм. Пакет передач изначально состоял из местных эфирных каналов, 2 зарубежных каналов и одного канала, где основное время эфира занимали видеофильмы, музыка и мультфильмы.
Дальнейшему развитию сетей мешало низкое качество оборудования и, главное, отсутствие соответствующей законодательной базы. Это приводило ко всякого рода злоупотреблениям, особенно в сфере распределения частот и налогообложения. С развалом Советского Союза к уже существующим проблемам добавился и ряд специфических, связанных с общим ухудшением социально-экономического положения страны, и в первую очередь с технологической отсталостью отрасли и перебоями в электроснабжении.
Создание в 1998 г. Союза кабельных телесетей Грузии ознаменовало собой начало качественно нового этапа в развитии грузинского кабельного телевидения. Со дня своего основания союз повел последовательную борьбу с коррумпированными государственными чиновниками, активно включился в работу по совершенствованию законодательной базы отрасли. Во многом благодаря его усилиям был упразднен беспрецедентный налог на использование частот и была значительно упрощена процедура лицензирования. Кабельным телевидением в Грузии занимается теперь только один орган - Национальная комиссия по коммуникациям. Она утверждает проект сети, она же принимает сеть в эксплуатацию и выдает оператору лицензию на вещание (на 10 лет). В этом смысле положение грузинских кабельщиков выгодно отличается от условий деятельности их коллег в ряде других стран СНГ.
Качественный контент – каждому абоненту
Многое делается Союзом кабельных телесетей Грузии и для обеспечения кабельных операторов качественным контентом и современной техникой, а также для повышения профессионального уровня обслуживающего инженерно-технического персонала и творческих работников телесетей.
Сегодня в состав Союза входят 33 из 45 действующих кабельных операторов Грузии. Абонентская плата колеблется от 2,5 до $7. Количество ретранслируемых каналов - от 15 до 50, включая местные эфирные программы (10). Наиболее крупные сети сконцентрированы, естественно, в столице. На сегодняшний день в Тбилиси действуют 11 частных кабельных операторов. Из 325 тысяч потенциальных абонентов ими освоено лишь 15 процентов от этого числа. Такой низкий уровень проникновения вызван тяжелым энергетическим кризисом, который из года в год сотрясает Грузию. К другим причинам, сдерживающим рост абонентской базы, эксперты относят низкую покупательную способность населения (средний размер пенсии - $14), а также жесткую конкуренцию со стороны эфирных каналов. В регионах эта ситуация проявляется еще в более тяжелой форме.
Относительно новым явлением для Грузии стала конкуренция между самими кабельными операторами. В последнее время она приобрела особенно жесткий характер.
По действовавшему ранее законодательству строительство параллельных кабельных сетей здесь было запрещено. Но после отмены этого положения уже ничто не мешало появлению на сложившемся рынке новых игроков. Они и не заставили себя долго ждать. И все было 6ы хорошо, то есть соответствовало 6ы современным рыночным условиям, если бы не одно "но"
Дело в том, что в пылу борьбы и безудержной гонке за контентом ее участники как-то совсем забыли о правах и интересах еще одного субъекта телерынка, а именно: обладателя прав на телепрограммы. Причин тому несколько, главные из них - это правовой нигилизм самих кабельщиков и набившее всем оскомину несовершенство правового регулирования. Впрочем, Грузия, похоже, находится сегодня ближе многих других стран к решению этой проблемы. Вместо лицензированин здесь вводится упрощенная процедура регистрации, которая распространяется и на иностранные каналы. Несомненно, это будет способствовать наполнению сетей качественным и, главное, легальным контентом.
Шаг вперед в области регулирования
Как уже отмечалось выше, деятельность телесетей Грузии регулируется Национальной комиссией по коммуникациям, образованной в соответствии с Законом "О связи и почте", принятымв 1999 г. Ее создание специалистами отрасли оценивается как существенный шаг вперед в области регулирования телерадиовещания и одним из наиболее успешных проектов в рамках СНГ. Комиссия состоит из 5 членов, назначаемых президентом. Финансирование осуществляется из фондов, образуемых за счет ежемесячных отчислений (I% от дохода) контролируемых организаций. Справедливость этого в последнее время оспаривается.
В частности, представители Союза кабельных сетей считают, что настало время изменить это положение. По их мнению, комиссия должна финансироваться из государственного бюджета, чтобы обеспечить себе большую независимость. Сторонники же более радикальных перемен настаивают на ее полном реформировании.
Возвращаясь к теме V Международного конгресса, остается добавить, что его участники согласились с предложением Белорусской телевизионной ассоциации, решив провести VI Международный конгресс телерадиовещателей и операторов кабельного телевидения в IV квартале 2006 г. в Белоруссии.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2005
Посещений: 12451
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций