В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сергей Дмитриев
Генеральный директор компании "Мультирегион",
вице-президент АКТР, д.т.н.
Сергей Александрович Дмитриев окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики по специальности "Радиотехника". В1988 г. окончил аспирантуру Ленинградского электротехнического института связи имени профессора М.А. Бонч-Бруевича. Доктор технических наук (2000 г.). Действительный член Международной академии связи и Международной академии информатизации. С 2004 г. является генеральным директором ЗАО "Мульти-регион". Последние пять лет основной практический интерес С.А. Дмитриева и возглавляемых им компаний сосредоточен на создании многофункциональных широкополосных интерактивных телекоммуникационных сетей (кабельное телевидение, Интернет, телефония, передача данных, видеонаблюдение и т.д.) на основе волоконной оптики (технология "оптика в дом"). С 2001 г. вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России
Прежде чем приступить к обозначенной теме, хотелось бы порассуждать о терминологии, и в частности о термине "кабельное телевидение". Термин появился еще в конце прошлого века и был в то время обоснован, так как в строящихся сетях телевидение занимало основную полосу передачи и было главным передаваемым сигналом. Более того, вы видите, что этот термин есть и в названии нашей Ассоциации (Ассоциация кабельного телевидения России). Техника идет вперед семимильными шагами, и сегодня телевидение, хотя, как и раньше, является самым широкополосным сигналом, но возможности современных сетей значительно превышают возможность сетей прошлого века. Кроме телевидения по строящимся сетям возможна передача телефонии, Интернета, сигналов передачи данных, видеонаблюдения и проч. В связи с этим предлагаю перейти от термина "кабельное телевидение" к термину "современные сети доступа", причем технологии могут быть любыми: это и волокно в дом, и в квартиру, и волоконно-коакси-альные сети, и WiMax. Технологии вторичны, услуги первичны при формулировании этого определения.
На сегодняшний день достаточно высок уровень обеспечения городского населения страны услугами кабельного телевидения. Поэтому начать рассмотрение вопроса следует с анализа существующего положения дел. В настоящее время в этой сфере, согласно оценке Ассоциации кабельного телевидения и данным регуляторов рынка, представлено около 3000 операторов кабельного телевидения. Существующие технологии построения кабельных сетей разнообразны: от коаксиальных сетей до волоконно-коаксиальных и чисто волоконных, а занимаемые объемы рынка определяются потребностями населения в том или ином виде услуг.
В табл. 1 указано распределение видов и типов сетей или технологий в процентах от общего охвата. Оценки являются экспертными и не претендуют на абсолютную достоверность (они показывают качественную картину).
Как видно из таблицы, основную долю сетей составляют устаревшие СКПТ и КСКПТ, причем основная их масса сосредоточена в мегаполисах России, и главная задача - это их перестройка (не модернизация, а именно новое строительство) по технологии "волокно в дом" (многоквартирный или группу малоэтажных домов).
В настоящее время большинство сетей строятся по технологии HFCB ("волокно к многоквартирному дому") с коаксиальным кластером, который охватывает 100, 120, 160 абонентов (так называемый оптический узел связи), а далее до абонента идут фактически две независимые сети - коаксиальная для телевидения и витая пара для Интернета. Реальность построения современных сетей такова, что пользователю должен быть доступен широкий спектр информационных услуг - телевидение, Интернет, телефония и т.д. Технология, по которой все это будет реализовано, определяется возможностями операторов связи и запросами конкретных абонентов. Активно развивается IPTV, где технический доступ реализуется или путем построения сети Ethernet, по которой происходит телевещание, или через ADSL. Однако массового спроса на эту услугу пока нет.
Дальнейшее развитие цифровых сетей в России будет определяться не только вопросами инвестиционной привлекательности проектов, но и процессами глобализации. Сейчас на рынке операторов кабельных сетей пять ведущих игроков (табл. 2). В ответ на запросы рынка российские компании будут увеличивать инвестиции в строительство новых кабельных сетей и наращивать абонентскую базу. При этом региональные операторы "ЭР-Телеком" и "Мультирегион" не планирует пока осуществлять экспансию в Москву.
В табл. 2 в третьей и четвертой графе вы видите две цифры через дробь (снизу указаны емкость сети и количество абонентов с возможностью современного сетевого доступа: Интернет, телефония, пожарная и охранная сигнализации и т.д.).
Что касается прогноза по технологическому развитию кабельных сетей, то здесь основополагающим фактором развития будут пожелания конкретных потребителей данных услуг связи - абонентов. И вероятнее всего, не технологии будут определять степень развития кабельных сетей, а востребованность услуг. Если конечный пользователь будет потреблять много IP-услуг, то ему нужна будет выделенная линия связи, и конечно же, компании-операторы предоставят такую возможность, проведя волоконную связь каждому конкретному абоненту. У нас уже есть ряд перспективных разработок цифровой сети для коттеджного поселка, где волокно проведено в каждый отдельный дом, что предоставляет безграничные возможности для абонентов, но это пока дорого. Однако условия технологичности проектов и их успешной реализации будет диктовать рынок.
У всех компаний, работающих сейчас на рынке кабельных сетей, имеется более или менее стандартный набор услуг - телевидение плюс Интернет. Пока пять основных игроков стараются не начинать бизнес в том городе, где присутствует один из них, но темпы развития таковы, что возможно появление новых игроков (как это случилось на рынке сотовой связи), а также слияние и поглощения компаний. Один из возможных аспектов конкурентной борьбы на рынке кабельных сетей -это сфера контента. Тот провайдер, у которого он будет интересней и оригинальней и который сможет обеспечить защиту от несанкционированного доступа в перспективе, получит наибольший сегмент российского рынка. Но при планировании бизнеса необходимо учитывать одну особенность, присущую в целом населению России - консерватизм. Примеры показывают, что даже если на рынок приходит новый оператор, услуги которого значительно дешевле, большинство абонентов не стремится сменить привычного поставщика услуг. По оценкам различных СМИ, на сегодняшний день большинство населения России получает информацию в основном не из Интернета, а через телевидение, газеты. Бесспорно, Интернет и сопутствующие технологии активно проникают во многие сферы деятельности, и на рынке кабельных сетей каждый холдинг будет стремиться реализовать свои оригинальные проекты.
Рынок цифровых сетей с многочисленными дополнительными информационными ресурсами активно развивается во всем мире, и вряд ли у России будет какой-то свой особый путь развития. Через два-три года вопросы конкуренции и глобализации резко обострятся и затронут многих операторов рынка кабельных сетей, так как темпы развития техники очень стремительные, и в этой гонке преимущество будет у тех операторов, которые смогут предоставить наиболее широкий спектр услуг для абонентов по современному сетевому доступу и качеству обслуживания сетей.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2007
Посещений: 17055
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций