В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
По доброй традиции открыл программу конференции президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев. Началась встреча с вручения сертификатов региональным телекомпаниям которые стали членами НАТ в этом году.
Первым спикером семинара стала Регина Юркина – генеральный директор конкурса “МедиаБренд”. В ходе своего доклада она рассказала о такой важной составляющей любого канала, как телевизионный брендинг. По ее словам, правильный брендинг – это, прежде всего, дисциплина, соблюдение которой помогает достигать высоких результатов. Одно из ключевых правил – знание своей аудитории. Наиболее полная классификация целевых групп дана в “теории поколений” – универсальном инструментарии для разных стран:
Зачастую провал того или иного канала зависит не столько от качества контента, сколько от непонимания предпочтений своего конечного потребителя, и как результат – потеря зрительского внимания и рейтинга. Для того чтобы быть интересным зрителю разных поколений, важно знать их поведенческую модель и систему ценностей – в этом и заключается значимость “теории поколений” для представителей ТВ и радио, об эффективности которой напомнила Регина Юркина.
Отдельный блок вопросов был посвящен реализации успешных кейсов. Заместитель генерального директора телеканала ТНТ по стратегическому маркетингу Рубен Оганесян выступил с темой “Менеджмент маркетинга в телевизионном бизнесе” и показал свежий кейс нового телесезона ТНТ. На вопрос, в чем же секрет успеха маркетинговой стратегии канала, спикер, продолжая мысль предыдущего оппонента, ответил: “четко понимать свою целевую аудиторию” и привел пример со стеной – “если мы хотим ее пробить, то нужно бить в одно место, то же самое и с нашим зрителем”. В конечном итоге, бренд – это то, что находится в голове у потребителей, то, что о вас думает аудитория, для которой телеканал делает программы, поэтому необходимо создавать контент под зрителя, под его вкусы и предпочтения.
О специфике регионального вещания рассказал Павел Паутов – генеральный директор холдинга “МКР-Медиа”. Телеканал “Продвижение” и TV Brics – показательный пример распространения информационного продукта в разных регионах страны.
По пути самопрограммирования и поддержания собственного бренда пошел один из лидирующих региональных каналов – “Губерния” (Хабаровск). На примере своей презентации Егор Кан – руководитель промо и дизайна – показал, какие стратегии по продвижению телеканал использовал во время перехода с эфирного на кабельное вещание, при получении нового статуса и бренда. Полное анонсирование по ТВ и сети Интернет позволило каналу не потерять своего зрителя и, более того, перевести некоторую часть аудитории на другого сетевого оператора, куда зритель ушел вслед за любимым каналом. Проект “Вместе с Губернией” еще раз наглядно подтвердил, что за время телевещания у канала сформировалась своя аудитория. Высокий рейтинг позволил телеканалу “Губерния” выиграть проект “21 кнопка” и продвигать медиапродукт для нескольких СМИ: от эфирного промо до интернет-портала, где активно осуществляется обмен информацией, анонсами и ссылками на материалы. Так или иначе, телеканал видит будущее за кабельным ТВ и постоянно работает в сторону качественного наполнения контента.
Главной темой конференции стал вопрос о взаимодействии телевидения и сети Интернет в едином информационном поле. Один из докладов так и звучал: “Какие вызовы ставят соцсети перед каналом и чем на них отвечать”. По ходу доклада эксперт мультимедиа Павел Куделкин привел процентные соотношения полученных данных от просмотра новостей через телевидение и Интернет, где второй сервис заметно превышает количество просмотров. В разговоре о мировых трендах эксперт заметил, что в Америке уже четверо из десяти людей моложе 30 лет планируют отказаться от услуг кабельного ТВ в пользу видеосервисов. По его мнению, аналогичная тенденция скоро будет наблюдаться и в России.
Нельзя отрицать и тот факт, что компьютерная революция повлекла за собой не менее важную тенденцию – происходит модернизация телевидения на базе интернет-пространства. Благодаря быстрому развитию за короткое время в Интернете появилось множество платформ и площадок для организации вещания и размещения неограниченного количества видеоконтента. Например, исследование НАТ “Телеканалы в соцсетях” на базе таких популярных площадок, как соцсети VK, “Одноклассники”, Facebook, Instagram и видеопортала YouTube, показало степень активности российских телеканалов в соцсетях и их рейтинг по количеству подписчиков. Вот что сказал генеральный директор НАТ Александр Широких: “На конец марта 2017, когда только начиналось исследование, лишь 27 региональных телеканалов имели в совокупности более 30 тыс. подписчиков в трех соцсетях (VK,FB,IG) и 78 телеканалов – более 10 тыс. При этом отдельно подсчитывалась статистика городов-миллионников и городов с населением менее 1 млн человек. В процессе исследования получены интересные показатели: канал “Телемикс” из Уссурийска имеет в YouTube более 17 тыс. подписчиков, а это примерно 10% от общей численности города. Среди городов-миллионников лидируют “БСТ” (Уфа), ТВК (Красноярск), ТК “Санкт-Петербург” и три челябинских канала: “ОТВ”, “31 канал” и “Восточный экспресс”. Ошеломительные показатели в соцсети Instagram у федерального канала ТНТ – 11,7 млн подписчиков, что в пять раз больше, чем у занимающего второе место МУЗ ТВ (5,8 млн подписчиков)”.
В рамках круглого стола под названием “Интеграция телеканалов в социальные сети” отдельная тема была посвящена технологиям потокового вещания в Интернете, которые с каждым годом набирают оборот. Представительница компании Live U Анастасия Хорт рассказала о преимуществах интеграции ТВ-контента в соцсети.
Для успешной практики любого телеканала имеет большое значение способность предугадывать зрительские ожидания. Прямые трансляции концертов Усадьбы Jazz телеканала “Санкт-Петербург” – прекрасный тому пример. Просмотры концерта в онлайн-формате составили более полутора миллионов. Сегодня, по мнению замдиректора канала Юрия Зинчука, предугадывать становится все сложнее, потому что для зрителя в первую очередь представляет интерес информационная шумиха под названием “хайп” (всплеск зрительского внимания. – Ред.). Этот феномен пришел из Интернета и быстро вовлек телевидение в свои правила игры, но телевидение, взяв на вооружение некоторый инструментарий (инфографика, титры, заваленная камера, интерактивность), все равно остается аутентичным продуктом, производящим профессиональный контент. Автор доклада сравнил соцсети с грузовиком, который транспортирует телепродукт до зрителя. И, подводя итоги, заметил, что синтез социальных медиа и телевидения возможен только в том случае, если оба формата информационного вещания будут не вытеснять друг друга, а перенимать лучшие модели и стратегии по продвижению и производству программ.
“Кейс о том, как Александр Смол аплодировал депутатам” – тот случай, когда реакция ведущего телевизионных новостей стала инфоповодом для Интернета, то есть телевидение в связке с Интернетом составили одно информационное облако для потребителя новости. Генпродюсер канала “ТВК” Илья Рождественский поделился некоторыми вспомогательными механизмами, которые канал взял на вооружение после того, как запись эфира облетела не только Интернет, но и появилась в новостях других каналов. На примере красноярского канала “ТВК” видно, что телевидение в тандеме с Интернетом может делать высококачественный хайп, который в некоторой степени влияет на ход событий в стране (как известно, после реакции ведущего на новость о повышении депутатами собственных зарплат, те отменили данный законопроект. – Ред.).
Продвижение новостной ленты с помощью интернет-ресурса на сегодняшний день представляет основополагающую модель развития для современного телевидения. От телеканала 360° выступил специалист по Digital-маркетингу в соцсетях – Дмитрий Бойко, который дал несколько советов по созданию соцсетей телеканала. По его словам, главное – понять, что “соцсети – это отдельный продукт” и на их разработку, контент и дизайн требуются новые интернет-технологии, которые существенно отличаются от телевизионных. О другой тенденции в соцсетях – прямой трансляции – рассказала руководитель спецпроектов “ЮТВ Медиа” Юлия Курбатова и показала промо ежегодной премии “Муз ТВ”. В рамках последней премии канал пригласил в дуэт к ведущему Андрею Разыграеву известного блоггера Амирана Сардарова, где они вместе общались со звездами за сценой и комментировали концертную программу, что привлекло колоссальное внимание интернета.
В конце семинара обсуждался юридический блок вопросов, связанных с товарными знаками нематериальных активов, регистрацией названия и его защитой на медиарынке, а также затрагивались другие темы в области прав и обязанностей каждой компании. Управляющий партнер коллегии медиаюристов – Федор Кравченко ответил на встречные вопросы участников семинара.
Подводить итоги подобных конференций сложно, так как темы обсуждения в сфере ТВ, радио и телекоммуникаций становятся плацдармом для дальнейших размышлений. Стоит ли говорить, что медиареволюция происходит на наших глазах? Об этом свидетельствуют темпы развития СМИ: для того чтобы завоевать многомиллионную аудиторию, радио понадобилось более 30 лет, телевидению – приблизительно 12 лет, а сети Интернет и того меньше – четыре года. Сегодня благодаря компьютеризации термин “телевидение” приобретает другой смысл, телевидение становится интерактивной визуальной средой, где Интернет выступает высокоскоростной платформой для передачи новейшей информации. Вызов времени, который поставил Интернет перед телевидением, перехватив существенную долю аудитории и зрительского внимания, заставил эфирное вещание идти по пути мультимедийности, онлайновости и многоканальности. В свою очередь, это дает телевидению возможность постоянно обновлять информацию и выпускать ее в режиме реального времени, а размещение продукта телеканалов на интернет-платформе предлагает зрителю максимальную свободу выбора контента и расширяет возможности для высказывания личного мнения. Таким образом, зритель опосредованно участвует в создании контента и, что важно, во многом определяет то, что будут показывать завтра.
Интернет и телевидение с каждым годом находят все больше точек соприкосновения. Их роли четко распределены: в специфику Интернета входит создание сетей для передачи данных, а телевидение отвечает за наполнение этих данных – контент. Для телевизионного вещания сегодня существует многообразие платформ, как стационарных (телевизоры, ресиверы цифрового ТВ (Set Top Box), персональные компьютеры), так и мобильных (iPad, планшеты, ноутбуки, а также и гибридные, например телевизоры с возможностью выхода в Интернет и т.п), что позволяет телевидению идти в ногу со временем и применять технологии интернет-пространства.
Мы видим, что синтез Интернета и телевидения – один из продуктов глобализации, который в будущем может в процессе смешения разных видов СМИ привести к созданию новых форм. Все это лишний раз доказывает, что человек становится зависим от информации, а медиа являются лишь атрибутами и вспомогательными инструментами для каждого дня. Как показывает практика, с приходом новых средств массовой информации прежние медиа не исчезают, а только трансформируются под воздействием современных технологий.
Обзор подготовили
Зинаида Вареник
и КаринаЦирхова
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4+5, 2017
Посещений: 7106
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций