В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Генеральный продюсер проделывает то же самое, правда, за более длительный срок и, как правило, с ограниченным бюджетом: придумывает или заказывает программы, шоу, сериалы, привлекает талантливых ведущих, формирует сетку вещания, устанавливает свою целевую аудиторию, “рисует” заставки и декорацию студий, привлекает талантливых сотрудников в команду. Адский труд, если вдуматься.
До 1991 года в СССР много чего не было. Не было, как мы помним, секса, коммерческого телевидения и, соответственно, генеральных продюсеров. Их функции выполняли всемогущие главные и шеф-редакторы.
Наше телевидение стало жить по мировым законам только с начала 90-х годов, сама конкуренция появилась, лишь когда возникли каналы, управляемые не из единого центра, когда сформировался рекламный рынок.
Первым полноценным генеральным продюсером в новой России стал Иван Демидов. Его, акционера телекомпании “Вид”, ведущего и производителя лучшего на тот момент музыкального шоу “Муз.обоз”, пригласили на первый в стране телеканал без государственного участия “ТВ6-Москва”.
Совладелец канала Эдуард Сагалаев не прогадал: за короткое время Иван Демидов смог резко поднять рейтинги, обладая тонким чутьeм на запросы аудитории. “Не будем прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше мир прогнется под нас!” – лозунг телеканала оказался по вкусу телезрителям. После кризиса 1998 года “Шестерка” оказалась в тяжелом финансовом положении и перешла в руки структур Бориса Березовского, а потом была лишена вещательной лицензии. Иван Демидов перешел на работу в администрацию президента, затем в Министерство культуры. Сейчас он возглавляет Фонд современного искусства.
Удивительно, хотя словосочетание “генеральный продюсер” имеет английское происхождение, в США, где телевизор смотрит до 99% населения и создана самая эффективная модель телевещания, такой должности нет. Беглый взгляд на должностную структуру крупнейших американских телеканалов позволяет увидеть, что там правят бал Executive Producer (исполнительный продюсер) и Showrunner (продюсер, отвечающий за ежедневный выход в эфир сериалов, в России эквивалентной должности нет).
“Название должности “генеральный продюсер” в России, видимо, появилось потому, что какой-то генерал решил на пенсии попродюсировать и назвал себя генеральным продюсером!” – шутит Юрий Володарский, производитель многих известных проектов, среди которых знаменитые “Маски-шоу” и “Суд идет”. Он уже более 20 лет живет в Сан-Франциско, поэтому знает заокеанскую телевизионную кухню изнутри. “На каналах вообще нет такой должности. В общем, самая обычная американская формула – это генеральный директор, или CEO (Chief executive officer). А дальше – вице-президенты по направлениям: развлекательная, политическая, документальная, новостная редакции, как раньше в Союзе”.
Любопытно, что гендиректор НТВ Владимир Кулистиков ввел схожую систему у себя на канале. Самый успешный период телекомпании пришелся на годы его руководства с 2004 по 2015 (не считая догазпромовский период деятельности): медиаменеджер с журналистским образованием управлял без помощи генерального продюсера. Львиную долю высокорейтинговых программ производили два человека: Юрий Шалимов и Николай Картозия, руководители дирекций общественно-правового вещания и праймового вещания соответственно. Неожиданно покинув канал, сейчас они возглавляют “Рен” (Юрий Шалимов) и “Пятница” (Николай Картозия).
“Чтобы в США продать проект на тот или иной телеканал, – поясняет далее Юрий Володарский, – нужно идти по направлению/жанру в соответствующую редакцию. На самом верху утверждается уже финальная стадия проекта – пилот. Это касается только производства новых проектов, если это готовая продукция, то нужно обращаться в отдел закупок и к программному директору”.
В России судьбу проектов решают генпродюсер и гендиректор: первый приносит идею, второй – дает (или не дает) деньги. Как складываются их взаимоотношения, рассказывает Александр Олейников – легендарный телевизионный ветеран, успевший поработать на многих телеканалах: начав редактором в телекомпании “Вид”, он совершил карьерный прыжок, последовательно заняв кресло программного директора на “ТВ-6 Москва”, генерального продюсера на НТВ, а впоследствии создал и возглавил службу генерального продюсера на “ТВ Центре”.
“Это большая ошибка, когда приходит команда, в которой между директором и продюсером есть конфликт, это передается вниз и ведет к разбалансировке. Хотя такой конфликт в том или ином виде существует всегда. А вот если во враждебных действиях начинает принимать участие еще и руководитель службы информации, тогда мало никому не покажется. Кто дает больше рейтингов? Что важнее с точки зрения имиджа? Выяснение подобных вопросов к добру не приводит. Подобные конфликты необходимо купировать на этапе возникновения. Соперничество между ветвями власти на телеканале в малых объемах является подгоняющим и стимулирует рост, если не ведет к ссоре”.
– Александр, на российском телевидении большинство громких проектов – импортные. Даже, казалось бы, самая российская программа из всех – “Битва экстрасенсов” – это английский формат “Psychic challenge”. Чем вы это объясняете? Почему мы не можем создавать свое?
– Праймовые шоу в нашей стране – в основном адаптации. Это результат универсализации, зачем что-то выдумывать, если уже есть готовые форматы? Намного проще просчитать успех с имеющимися успешными аналогами. Правда, и здесь нет абсолютных гарантий успеха – иногда происходят и неудачи, потому что зрителям не понравилось.
Международный опыт доказывает, что продюсеры имеют свойство ошибаться, как обычные люди.
Например, всемирно известный сериал “X-files” (“Секретные материалы”) Криса Картера поначалу не хотели ставить в прайм-тайм, потому что руководство телеканала Fox не верило в успех рассказа об инопланетянах. Однако даже в дневное, малосмотрибельное время сериал сделал феноменальные рейтинги, и его, наконец, передвинули на вечер. Сериал “Friends” (“Друзья”) в 1993 году не хотели принимать на NBC, потому что в нем не было акцента на молодежную аудиторию, но, к счастью, сценаристы отказались переписывать свое произведение. “Got Talent” на сегодняшний день внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый успешный формат реалитишоу, а ведь в 2005 году английский канал ITV отменил запуск программы из-за неверия в успех. Его создатель Саймон Кауэлл был вынужден перенести производство в США, откуда началось его победное шествие по всей планете. В каждом из этих случаях руководители, у которых отказало чутье, так или иначе понесли наказание, потому что у каждой ошибки есть фамилия.
В России просчеты генеральных продюсеров не становятся достоянием гласности.
“Не всегда все зависит от генерального продюсера, это иллюзия тех, кто эту должность никогда не занимал, – считает Александр Олейников, – только команда может быть успешной. Это командный вид спорта. Здесь нельзя все вешать только на работу вратаря или защитников”.
Станислав Прибылов знает об этом не понаслышке: он занимал должность генерального продюсера на “Рене” в 2006–2008 годы. В интервью он рассказал, что не испытывает горечи после отставки, хотя это был непростой период: доля канала сильно упала, и нужно было сформировать вещание для совершенно иной (мужской) аудитории: “Все получилось, в конце концов: доля канала стала медленно расти, а после моего ухода заработало многое, что было нами заложено в сетку вещания. Ностальгии я тоже не испытываю, потому что я сработал тогда как “кризисный менеджер”, чем, наверное, можно гордиться, хотя это и не романтично”.
– С 1992 года в России погибло более 200 журналистов. Это данные Союза журналистов России. И только один генпродюсер. В 1999 году был убит англичанин Кристофер Рис, генеральный продюсер СТС. Но не по политическим мотивам, а на почве нетрадиционной любви. Эта статистика означает, что генеральным продюсерам, кроме увольнения, ничего не грозит? Насколько расстрельная эта должность?
– Эта статистика показывает, что настоящий профессиональный журналист, как правило, оказывается на “линии фронта”. Генеральный продюсер, соответственно, – это “штабная” должность, и, возможно, не следует преувеличивать ее значимость.
– Интересно узнать, что происходит после отставки? “Друзья” не бросают? Как меняется отношение бывших коллег? Тяжело пережить уход с должности?
– Это известно каждому, кто хоть раз в жизни покидал крупную должность: телефон постепенно умолкает, становится ясно, кто относился к тебе искренне. Интересно, что “близкими” оказываются иногда совсем не те, кого ты сам считал таковыми. С должности уходить не тяжело. Тяжело потом встречать людей, отводящих взгляды.
– Чем занимаетесь сейчас? Какие творческие планы?
– Меня всегда интересовало будущее телевидения. Занимаюсь новыми телевизионными продуктами, сервисами и новыми видами вещания. Написал про это книгу и сам пытаюсь “претворить ее в жизнь”.
Как правило, проштрафившиеся теленачальники сохраняют репутацию. Каналы стараются не выносить сор из избы. В редких случаях, правда, тайное становится явным, особенно когда низкий рейтинг приводит к падению доходов.
И вот тому пример. В 2009 на канал “Рен ТВ” с НТВ пришел новый генпродюсер Илья Огнев. Он должен был “сформулировать целостный облик канала”. Председатель экспертного совета “НМГ-ТВ” Александр Роднянский описывал новое направление так: “Остросюжетное журналистское телевидение с сильным социальным элементом, которое смотрит на мир мужскими глазами. Этот мир динамичный, без сантиментов, информационно насыщенный”.
Но улучшить показатели канала Илья Огнев не смог. Среднесуточная доля за год упала с 4,6 % до 4,2%. А запущенный им сериал “Черкизона”, по мнению критиков, стал одним из самых неудачных запусков “Рена”.
Огнев покинул канал по собственному желанию.
Хотя покидать свой пост добровольно на российском телевидении не принято. Редкое исключение – Кирилл Легат, первый главный продюсер “ТВ-6”, создатель знаменитого “Дорожного патруля” и других легендарных проектов: в июле 1999 года его назначили генеральным продюсером канала “ТВ Центр”. К удивлению всех меньше чем через две недели Кирилл Евгеньевич подал в отставку, назвав причиной отсутствие единомышленников и разногласия по концепции вещания. Сейчас он успешно трудится в должности первого заместителя генерального директора “Рен-ТВ” по перспективному и стратегическому развитию.
Эти годы оказались богатыми на одаренных продюсеров: за короткое время в стране выросла целая плеяда самобытных творческих руководителей.
Одна из самых ярких фигур российского телевидения – Дмитрий Лесневский. Когда-нибудь наверняка появится книга, рассказывающая, как бывший красавчик-мажор, оказавшийся талантливым продюсером, вместе с матерью Ирэной Лесневской создал крупный федеральный телеканал “Рен ТВ”. В 2005 году основатели продали свою долю в бизнесе и вскоре написали заявления об уходе. Еще через два года Дмитрий Лесневский купил европейский телеканал Mini Movie International Channel со штаб-квартирой в Люксембурге, а в 2008 году приобрел немецкий телеканал Das Vierte.
Дмитрий Лесневский снял множество рейтинговых сериалов, но самой большой его удачей стало открытие гениального Андрея Звягинцева, который на тот момент трудился скромным режиссером на “Рен ТВ”. В 2003 году спродюсированный им фильм “Возвращение” завоевал главный приз “Золотой Лев” на Венецианском кинофестивале и множество других российских и международных наград, а в 2007 году его картина “Изгнание” выиграла Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Режиссер Андрей Звягинцев и продюсер Дмитрий Лесневский стали мировыми знаменитостями.
В настоящий момент Дмитрий Анатольевич проживает в Лондоне.
Любопытно, что большинство из самых известных генпродюсеров не имеют профильного телевизионного образования: Константин Эрнст, возглавивший ОРТ (затем переименованный в “Первый”), – биолог по образованию, Павел Корчагин (в середине девяностых – директор продюсерского центра ВГТРК) – филолог, Дмитрий Троицкий, генеральный продюсер СТС, ТНТ и “Перца”, – историк, Александр Левин, руководивший НТВ, – режиссер ВГИК.
“Генеральный продюсер – это хозяйственная или творческая должность?” – этот вопрос мы задали продюсеру Игорю Болдыреву, уроженцу Иркутска, лауреату “ТЭФИ Регион 2010” за документальный фильм “Безденежные”.
Сейчас он живет в Турции.
– Вы были гендиректором телекомпании “9-й канал” в Кирове, а до этого главным редактором ЗАО “Тюменское телевидение и радио”. На последнем месте вы руководили телекомпанией из 80 человек – от уборщиц до операторов и репортеров. Финансы, хозяйственная деятельность, производство, редакционнная политика – все это было возложено на вас. Вы, по сути, выполняли функции генпродюсера?
– На региональных каналах в телекомпаниях со штатом меньше 100 человек должность генпродюсера либо отсутствует, либо часто носит декоративный характер. Не надо забывать,что в регионах, в свое время “подсевших” на сетевое сотрудничество с СТС, “Рен ТВ”, ТНТ и др, производство ограничено окнами вещания, поэтому производство стало с некоторых пор вторичным.
Я могу сказать, что в крупных региональных компаниях, вроде “Югры”, “Татарстан Новый Век” и пр., все эти годы закрывавших свой эфир в основном своими силами, эта позиция отнюдь не декоративна, и, конечно, это профессия, а не должность. Чутье, расчет и опыт – качества необходимые в полном комплекте. Но мне сложно сказать, сколько в процентах их должно быть в этой работе. Где-то удачным продюсером становится человек с прекрасным “художественным” нюхом, где-то с усиленной коммерческой “подвеской”. Однако, на мой взгляд, сегодня эти качества несколько обесценились, обилие госзаказа и идеологической заданности его результата больше не требуют от генпродюсера большого напряжения, более того, если он честен перед собой, он часто задает себе вопрос: “А зачем я вообще нужен, если с этой работой под кальку могут справиться редакторы и режиссеры?”
“Генеральный продюсер не может не быть человеком творческим, – уверен бывший генпродюсер телеканала “Рен ТВ” Андрей Праслов, – нужно уметь вдохновить идеей коллег, создать ту самую атмосферу, в которой эти идеи будут развиваться и превращаться в эфирные продукты. Генеральный продюсер не может не быть менеджером. Нужно уметь найти производителя, да и в конце концов уметь убедить финансовую дирекцию канала выделить бюджет для производства того или иного продукта”.
Андрей Праслов по образованию театральный продюсер. Начав редактором на “ТВ-6 Москва”, он дорос до должности исполнительного продюсера на “ДТВ”, а затем стал генеральным продюсером на “Рене”.
– Андрей, вы осуществляли функции генерального продюсера “Рена” с 2011 по 2014 годы Интересно узнать, что происходит после отставки? “Друзья” не бросают? Как меняется отношение бывших коллег? Тяжело пережить уход с должности?
– После ухода с канала… ты понимаешь, что закончился очередной этап. По привычке каждый будний день ровно в 10 ч. 30 мин. открываешь почту и смотришь таблицу с рейтингами. И осознаешь, что больше не можешь влиять на результат канала. Это ощущение, пожалуй, самое тяжелое. Что касается бывших коллег, то я со всеми поддерживаю конструктивные рабочие отношения. А как иначе? В телевизионном бизнесе все друг друга знают. Наверное, можно бить себя в грудь, говорить, что я круче всех, и посылать всех куда подальше, но… Не лучше ли прислушаться к профессиональному мнению, взять что-то на вооружение, расширить собственный кругозор, даже если ты 20 лет работаешь на телеке. Одним словом – я не испытываю трудностей в общении с бывшими коллегами по “Рен ТВ”.
– Чем занимаетесь сейчас? Какие творческие планы?
– Занимаюсь развитием собственного продакшена. Делаем программы для российских телеканалов. В настоящее время – в производстве более десятка проектов. Уходят с каналов, но из телевидения уйти нельзя.
Дмитрий Троицкий после смены руководства на “СТС-медиа” живет в Майами. Телевидением в прежнем масштабе не занимается. Во всяком случае, прессе о его проектах ничего не известно. По некоторым сведениям, он увлекся фотографией.
А в Сан-Франциско, на расстоянии примерно четырех тыс. км, кстати, снимает кино его бывший начальник, экс-генеральный директор ТНТ Роман Петренко.
Александр Левин, покинув ТВС, занялся продюсированием программ и сериалов. Кроме того, он несколько лет назад приобрел русскоязычный “9-й” канал в Израиле.
Подводя итоги нашему мини-исследованию, можно смело утверждать, что профессии генерального продюсера невозможно научить, ей можно только научиться методом проб и ошибок, ценой собственных нервов и здоровья, опираясь на свой опыт, чутье и талант.
Прагматичные американцы давно разработали механизм определения профессиональной пригодности этих ключевых работников телевидения. Главный критерий их оценки – прибыльность проектов. Никакие другие качества, такие, как, например, преданность, количество друзей в верхах, умение пустить пыль в глаза и политическая лояльность не имеют значения. Телеканал должен приносить доход! Когда нет государственной поддержки – а в США подавляющее число медиа коммерческие, – это требование выходит на первый план.
Американские СМИ внимательно следят за работой руководителей телеканалов. Журнал “Vanity Fair” (“Ярмарка тщеславия”), например, регулярно публикует рейтинг самых заметных медиаменеджеров, не пропуская ни их успехов, ни промахов. Известнейший портал Internet Movie Database (IMDb, в переводе – “Интернет-база кинофильмов”) – крупнейшая в мире база данных о кино и телевидении – тоже держит творческих людей в тонусе. В ней собраны сведения почти о четырех миллионах кинофильмах, телесериалах, рейтингах и доходах, а также о нескольких миллионах режиссеров, сценаристов и актеров. Все кинокомпании и телестудии ориентируются на эту информацию. Если тот или иной продюсер последовательно выпускает провальные проекты, он рискует остаться без работы или заказов. Это очень жесткая, но объективная система, которая позволяет избегать управленческих ошибок и финансовых потерь.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2016
Посещений: 9604
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций