В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Алексей Зотов
Доцент тамбовского ГТУ
Александр Сидоренко
Директор тамбовского ОРТПЦ
Масштабы производства и использования телевизионной техники сегодня таковы, что радиотехническое образование немыслимо без иаупсния телевизионных средств. Продолжающееся развитие телевидения требует новых, высоко-образованных инженерно-технических работников. Такое заключение было сделано лучшими специалистами телевидения четверть века назад, но как нельзя более оно актуально и сегодня, в пору высочайшего уровня развития телевизионной науки и техники. Цифровое телевидение - уже не роскошь
Великий телевизионный путь: от черно-белого к цветному
Фундаментальными проблемами телевизионной передачи изображения справедливо считают три основополагающих физических процесса:
Все три проблемы решались в основном в стенах yчебных лабораторий.
В 1888-90 гг. профессором Московского университета A.Г. Столетовым были установлены основные закономерности внешнего фотоэффекта, что стало основой решения первой задачи.
Решение второй было осуществлено преподавателем Кронштадтских минных классов A.C. Поповым, открывшим в 1895 г. радио.
В стенах Петербургского технологического института в 1911 г. преподавателем Б.Л. Розингом с помощью электронно-лучевой трубки была решена третья задача - преобразование энергии электрического сигнала в световую энергию экрaна.
Спустя 20 лет, 1 октября 1931 г., на волне 379 м для изображения и 720 м для звyка с четкостью 30 строк и частотой кадров 12,5 Гц начались регулярные телевизионные передачи из Москвы в Ленингрaд, Одессу, Нижний Новгород, Томск и другие городa. Это стало возможным в результате упорных исследовaний, проведенных в лаборатории Всесоюзногo электротехнического инститyта под руководством проф. П.B. Шмакова.
Постyпь отечественного телевидения становилась все уверенней и тверже, дни оптика-механического телевидения были сочтены. Уже в 1 937 г. в Ленингрaде и в Москве были созданы центры электронного телевизионного вещания (240 и 343 строки соответственно), и 21 марта 1946 г. впервые на экране засветился телевизионный растр на 625 строк - величайшее достижение отечественных специалистов, ныне признанное мировым. Стандарт был предложен еще в 1944 г. C.И. Катаевым и C.B. Новаковским и разработан совместно коллективами Наyчно-исследовательского института радио (НИИР), Московского телецентра, Московского института связи и Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ-108).
С этим стандартом отечественное телевидение в 1960-е гг. твердо вступило на пyть цветного телевизионного вещания.
Регулярные цветные передачи начались октября 1967 г., а в 1975 г. успешно была проведена передача черно-белого стереотелевещания.
В настоящее время интеллектуальнyю мощь и всемирный размах цветного телевидения определяют стандарты систем: NTSC (National Television Systems Commettee, 1963), PAL (Phase Allternative Line, 1966), SЕСАМ (Sequence dе Couleurs Avec Меmoir, 1967). Колоссальные успехи, достигнyтые на базе этих систем, стали мировым достоянием науки и техники:
Перечень достижений цветного телевидения, естественно, этим не исчерпывает. Более того, сам процесс развития продолжается и будет продолжатся за счет огромного внутреннегo потенциала систем, да и просто по инерцин развития.
Однaко кардинальные преобразования буквально захлестывают телевидение: yже полным кодом идeт обоснование и создание научнo-технической базы цифрового телевизионного вещaния, чтo требует подготовки соответствующих кaдров.
Подготовка кадров. Методологическая модель
Цифровое телевизионное вещание, как и телевидение в целом, не стоит на месте. Во-первых, еще не истекло время действующих цифровых стандартов, которые будут определять развитие цифрового телевидения в ближайшей перспективе. Во-вторых, по мере развития цифровых методов передачи информации разрабатываются новые стандарты, которые обеспечат передачу аудиовизуальной информации не в виде потока, а в виде файла, преобразуемого в поток в воспроизводящем устройстве.
В-третьих, распределительные сети хотя и устаревают, что объективно и закономерно, но нyжно, чтобы они обеспечивали переход на новую техническую базу до тех пор, пока будет создаватьcя новый парк абонентского оборудования.
В-четвертых, переход на цифровое телевидение связан с большими затpатами. В связи с этими и другими предпосылками своевременной представляется постановка вопроса об освоении опыта перевода телевидения на цифровую основу с задачей целевого обучения и подготовки телевизионных кaдров. Этому способствуют и сложившиеся благоприятные условия: мощные научно-технические коллективы (НИИР, ЦНИИ-108 и др.); специaлисты высочайшего класса (Ю.Б. Зубарев, M.И. Кривошеев, B.Г. Маковеев, C.B. Новаковский, И.Н. Красносельский и др.); международное сотрудничество (семинары, ассамблеи и др. формы). В общем, есть y кого и чему yчитьcя, перенимать опыт и осваивать новое, во всех отношениях перспективное напpавление.
Проблема подготовки кадров объемна и многогранна. Она включает в себя необходимость предварительного изучения основ цветного телевидения co всеммногообразием проблем. Не менее острой является и необходимость знания цифровых методов и устройств обработки информации. Эти и ряд других особенностей являются ключевыми. В табл. 1, составленной на основе книги Ю.Б. Зубарева, M.И. Кривошеева, И.H. Красносельского "Цифровое телевизионное вещaние. Основы, методы, системы", выборочно представлены основные параметры цифровых телевизионных систем.
Как правило, чем сложнее техника, тем выше требования к наглядности в процессе обyчения работе с ней. Цифровaя телевизионная техника не является исключением.
Вполне логично начать рассмотрение вопроса с классификации систем и стандартов цветного телевидения. Такой подход продиктован, во-первых, наличием множества существующих систем и стандартов, а во-вторых, разветвленной сетью подсистем и стандартов, что усложняет их систематизацию, анализ, изучение и оценку. Поэтому проблему обучения следует решать на самой широкой основе, например, в масштабах представлений теории множеств и математической статистики. В данном случае целесообразно выбрать кортеж как наиболее гибкое и разветвленное математическое средство.
Простейший кортеж - упорядоченнyю тройку ХT.S.C = <Т, S, С> (1) - можно считать исходным пунктом в обобщенной методологической модели обyчения. Здесь Т - terrestrial (наземное цифровое телевидение); S - satellite (спyтниковое цифровое телевидение); С - cable (кабельное цифровое телевидение).
Соглaсно теории множеств такую упорядоченнyю тройку можно представить упорядоченной парой <Т, <S, C>> (2), которая представляет собой двухэлементнсе множество. Один из этих элементов есть не что иное, как составнaя пара <S, C>. В свою очередь <S, С> может быть определена двухэлементным множеством <S, С> = {T, <S, C>} (3) и далее {{S}, {S,С}} (4), где {S,С} - не-упорядоченная пара; {S} - отдельный элемент множества. Здесь S и C - элементы второго и тpетьегo эшелонов.
C целью обеспечения наглядности в представлениях и во взаимодействии телевизионных систем как физических объектов в соответствии с соотношениями (1; 2; 3) на рис. 1 представлена диаграмма Венна. Диаграмма на рис. 1, a устанавливает заданную область изучения и исследования телевидения (универсальное множество W), включающее в себя цифровое телевидение (включение ХT.S.C). Аналогично можно выразить все остальные отношения. Объединение Т U (S U С) (рис. 1, б) представляет собой упорядоченную тройку <Т<S,С>>, устанавливающую исходное состояние телекоммуникационной системы при наличии всех трех видов ТВ-систем - наземных, спутниковых и кабельных.
Диаграмму на рис. 1, в характеризует объединение наземного (Т) и спутникового телевидения (S): T U S. Это множество определяетcя упорядоченной парой На рис. 1, г изображено объединение ТиС, которое представляет собой упорядоченнyю двойку <Т,С>. Наконец, объединение SиС охватывается упорядоченной парой <S,С>.
Логические связи теории множеств позволяют представлять системы и объекты в удобной для обучения форме. Также они могут использоваться при разработке телекоммуникационных сетей любой сложности. Немалую пользу использование ситyaционной модели принесет при освоении и внедрении мультисервисных сетей - информaционного будyщего России.
В качестве примера рассмотрим ситyацию, когда нyжно определить перечень и заказать оборудование для цифровой телекоммуникационной сети областного масштаба. Условия зaдачи: областной центр, 4 города районного масштаба, 15 районных пунктов городского типа.
Решение: в областном иене предусматривается наземное, спутниновое и кабельное телевидение, что представляет собой комплексную системy, объединеннyю в телекоммуникационную сеть.
Очевидно, что такая сеть представляет собой упорядоченную тройку <Т, S, C>.
Во всех четырех городах нужно установить наземное телевидение (Т), которое будет "первым" объектом, и замкнyть на него спутниковое (S) и кабельное(С) как упорядоченную пару . В целом получится составная пара {T,<S, C>} с "первым" элементом множества {Т} и кортежом второго и третьего, то есть двухэлементным множеством <S, С> или {{S},{S, C}} (4).
Наконец, для поселков городского типа, раскрывая кортеж (3) с учетом множecтва {Т}, поим неупорядоченное множество трех объектов: {{T},{S}, {C}}, где {T}, {S}, {C} - отдельные множества.
Следовательно, для оснащения области цифровым оборудовaнием потребуется:
Эти результаты отражены в табл. 2. Таким образом, подход и конкретизaция форм математической логики позволяют yчесть многие условия обучения, существующие в практине цифровoго телевидения. При этом самым ценным начальным пocтyлaтом, самым верным текущим правилом и самым важным конечным выводом в ходе обучения являетcя yпорядоченность - yпорядоченность пары, тpойки и т.п., а также упорядоченнocть всего процесса овладения сложнейшей техникой. Подобный подход может быть реализован во многих формах:
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2006
Посещений: 13042
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций