В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В настоящее время в мире насчитывается около 50 национальных космических агентств, как гражданских, так и военных. Количество этих агентств возросло за последние несколько лет, и данный факт объясняется тем, что многие развивающиеся страны стремятся расширять космические программы, видя в этом прямую связь с социально-экономическим подъемом страны. Если сравнить ситуацию 1990 годов с нынешней, то можно увидеть, что количество игроков намного увеличилось, хотя лидером по объему финансирования, как и раньше, остаются США, где гражданская космическая программа располагает бюджетом в 20 млрд долларов. Объем общих инвестиций европейских стран равен не многим более 5 млрд долларов. Третьей страной по объему выделенных средств на развитие космических программ стала Россия, ее бюджет в 2009 году составил 2,7 млрд долларов. Еще в 2008 году третьей была Япония. То есть за последние 10 лет отмечено возобновление инвестиций в космические программы лидирующих стран, а также развивающиеся страны впервые начали вкладывать инвестиции в космические технологии. Важно отметить, что значительное количество стран с развивающейся экономикой в Азии, в Африке, в Латинской Америке проявляют все больший интерес к отрасли.
Что касается России, то ее государственный бюджет, предназначенный на развитие гражданской космической программы, постоянно растет, начиная с 1999 года, и в 2009 году он достиг почти 90 млрд рублей. Причем следует отметить, что бюджет был увеличен в два раза по сравнению с предыдущим годом. Хотелось бы подчеркнуть, что 30% этого бюджета пошло на финансирование и улучшение программы “ГЛОНАСС", которая является главным приоритетом российской космической программы.
По прогнозам только что вышедшего экономического исследования “Спутники построенные и запущенные к периоду 2018 года", рынок космических аппаратов должен вырасти в последующие 10 лет на 58%. Если сравнивать период 2000-2009 с периодом 2010-2019 годов, то рынок должен вырасти с 772 космических аппаратов до 1220. Объем рынка производства спутников также возрастет на 57%, а средняя цена за спутник снизится примерно на 1%. Это значит, что локомотивом роста рынка станет количество запускаемых спутников. Что касается рынка запуска космических аппаратов, то на нем также наблюдается тенденция роста, достигшая 34%. Рыночная структура космического сектора подразделяется на три сегмента: гражданский государственный, военно-государственный и коммерческий. Государственные программы - гражданские и военные - являются локомотивом производства. Согласно экономическим прогнозам, около 2/3 всех спутников будут запущены гражданскими и военными техническими агентами. Что касается коммерческого рынка, его рост объясняется двумя факторами: заменой геостационарных спутниковых систем и приходом на этот рынок новых игроков из развивающихся стран.
Характерной чертой рынка производства и запусков телекоммуникационных спутников является наличие циклов спроса. В данный момент спутник проходит свой четвертый цикл, характеризующийся большим количеством запусков. Сейчас происходит около 24 запусков в год, в последующие 2-3 года количество запусков останется на этом же уровне. Однако, по прогнозам, в конце этого десятилетнего периода, то есть к 2018-2019 годам, количество запусков спутников достигнет 17-18 в год. Общий объем рынка производства коммерческих спутников за последние 10 лет оценивается в 25,77 млрд долларов. Надо сказать, что этот рынок характеризуется большой концентрацией производителей спутниковых систем, из которых три - российские компании: “Энергия”, “Хруничев" и “Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнева". По прогнозам специалистов в следующие 10 лет объем рынка возрастет на 12%.
Что касается рынка запусков коммерческих аппаратов, то эта сумма оценивается в 21,4 млрд долларов на последний десятилетний период. Интерес представляет тот факт, что этот рынок отличается еще большей концентрацией, на нем присутствуют только три оператора запускаемых услуг, и они составляют доминирующие 90% этого рынка. На период 2010-2019 годов прогнозируемый объем рынка составит 24,9 млрд долларов, что составляет 16% роста по сравнению с предыдущим десятилетним периодом. Необходимо подчеркнуть, что российский рынок запуска космических аппаратов является закрытым и конкурентно защищенным. В период с 2010 по 2019 год объем рынка увеличится вдвое по сравнению с нынешним периодом и достигнет 1,5 млрд долларов.
2008 год был отмечен высоким спросом на спутниковый ресурс. По прогнозам экономического исследования мирового рынка телекоммуникационных услуг, в 2009 году этот спрос несколько уменьшился, так как экономическая ситуация была не совсем благоприятной. Объем этого рынка составил около 6 тыс. транспондеров в 2009 году. Практически 40% всех транспондеров используются для сегмента телерадиовещания, еще 30% - на транкинг, а оставшаяся часть делится между сегментами доставки ТВ-программ и телекоммуникаций. Следует сказать, что этот рынок будет продолжать расти. Рынок космических услуг фиксированной связи также будет расти: это относится как к спросу на транспондеры, так и к получаемому доходу. Причем такой рост особенно отмечен в последнее десятилетие.
Говоря о России, следует сказать, что здесь спрос на транспондеры вырос почти на 7,1% в прошлом году. Этот рост вызван увеличением спроса на транспондеры для обеспечения телевещания, но страна продолжает испытывать большую потребность в телекоммуникационных услугах. Данная тенденция останется, что вызовет увеличение потенциального рынка для операторов фиксированной связи в этом регионе. Большая потребность в средствах связи и быстрое расширение рынка телевещания вызовет спрос на транспондеры в последующие 10 лет. Несмотря на спад экономической активности, ожидается, что будет иметь место устойчивый спрос на спутниковый ресурс, хотя цифровое телевидение и некоторые типы телекоммуникационных услуг находятся на раннем этапе своего развития в этом регионе.
Из выступления на конференции SATRUS 2010
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2010
Посещений: 12690
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций