В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Евгения Сотникова
Начальник отдела маркетинга ТК СКУ ТВ
Cуществует ли сегодня реальная потребность в телевизионном образовании, и если существует, то как ее измерить? Может быть, бурное развитие дистанционного обучения, огромные тиражи учебников и пособий различного типa говорят o неактуальности образовательного телевидения и об отсутствии необходимости развития и поддержания его инфраструктуры за счет выделения особых частот спутникового вещания, денежных средств и пpивлечения человеческих ресурсов?
Зрители и их предпочтения
Оценки специалистов и, главное, пользователей свидетельствуют o наличии спроса на образовательное телевизионное вещание. Они основывают, с одной стороны, на несовершенстве Интернета в России, а с другой - на том, что персональный компьютер еще не скоро появится у отдельно взятого учащегося.
К тому же большая часть российских учителей в обозримой перспективе будет рассматривать телевидение в качестве привычного и самого доступного носителя образовательной информации. Интересно отметить, что даже в значительно более "интернетизированных" странах, чем Россия, не прекращается устойчивый рост образовательного телевидения. Например, передачи американской телекомпании Саblе in the Classroom смотрят 4 из 5 американских школьников. В Великобритании каждый год открывается несколько образовательных телепрограмм. В Мексике проблему дефицита квалифицированных педагогических кадров пытаются разрешить активным развитием проекта Telesecundaria: по имеющимся данным, почти 75% мексиканских учащихся, включенных в этот проект в 7-м классе, успешно продолжают обучение в его рамках в 8- и 9-м классах.
Тем не менее необходимость точных количественных оценок потребности в телевизионных образовательных продуктах очевидна. Реальным инструментом для получения таких сведений являются прикладные социологические исследования в области телевизионного контента. При правильной постановке задачи их результаты могут проиллюстрировать потребность населения в различных видах образовательной информации и отразить предпочтения зрительской аудитории (в частности, соотношение популярности авторскихпрограмм, излагающих взгляды ведущих ученых и преподавателей страны на актyальные проблемы современного мира, и телекурсов, максимально приближенных к содержанию университетских программ).
Нерешенными остаются вопросы: o степени заинтересованности молодежи и людей более зрелого возраста, желающих повысить свой образовательный уровень, в таких программах, как "Телевизионный семейный университет", "Здоровье", "Мир живой природы" и других; о наполнении образовательного телевизионного канала материалами, адресованными взрослому работающему населению и нацеленными на образование, повышение квалификации и переквалификацию; 06 образовательных потребностях людей пенсионного возраста и инвалидов c ограниченными физическими возможностями. Эти проблемы становятся все более насущными в связи с растущей динамикой развития промышленности, миграцией больших масс трудоспособного населения и т.п.
Реальные цифры
В качестве примера рассмотрим образовательный телевизионный канал СГУ ТВ (телевидение Современного гуманитарного университета, г. Москва) и социально-демографические характеристики его зрительской аудитории, которая в России на начало 2006 г. составляла несколько миллионов человек. Актyальность образовательного телевещания подтверждается ростом его аудитории: с 1 млн человек в 2004 г. до 3,5 млн человек в 2006 г. (рис. 1). Зрители канала представлены различными социальными группами населения страны: школьниками, стyдентами, преподавателями, абитуриентами, родителями, специалистами разных возрастов, пенсионерами.
В настоящее время в сетку вещания канала СГУ ТВ входят такие образовательные передачи, как "Мир образования", "Авторские программы", "События культyрной жизни", "Телекурсы", "Имена", "Домашний зоопарк", "Мастер-класс) ", "Семейный доктор", "Спросим у юриста", "Школа здоровья", "Нить Ариадны", "Пангея", "Под солнцем Ойкумены", а также художественные и мультипликационные фильмы. Результаты социологических опросов отображают интерес населения к образовательным телевизионным программам. По данным опроса городского населения России в возрасте от 15 лет и старше, 6% российских зрителей смотрят телевизионные передачи для повышения своего культyрного и образовательного уровня. Аналогичные данные приводятся в социологических исследованиях аудитории телеканалов
СГУ ТВ в городах Уфе и Тольятти: востребованность этик каналов среди населения составляла порядка 7 и 8% соответственно.
Таким образом, очевидно, что в последние годы потенциальная аудитория образовательных телевизионных программ растет. Возможно, не последнюю роль в этом процессе играет то, что старшее поколение, родители и yчителя помнят о качественных телезанятиях по физике, химии, гeoграфии, биологии, литератyре и истории, передававшихся главной редакцией учебных и образовательных программ Центрального телевидения.
Еще в 90-е гoды прошлого века образовательное телевидение канала "Российские университеты" транслировало такие авторские программы, как беседы академиков Д. Лихачева, А. Панченко, Ю. Лотмана, историка театра А. Аникста и многих других.
Сформируем контент образовательных каналов вместе
Сегодня крайне важным является точное выяснение предпочтений зрителей в отношении телепередач, рубрик, способов и стилей изложения внутри образовательного канала. Значимость именно этин вопросов подтверждают материалы имеющихся социологических исследований. Например, по данным изучения аудитории телеканала СГУ ТВ в г. Уфе, основная причина негативного восприятия - это "скучная, неинтересная форма подачи" (35%), а также то, что "передачи похожи одна на другую, нечего смотреть" (13%) (рис. 2).
Следовательно, необходимо активизировать научные исследования, направленные на повышение внимания и интереса к образовательной продукции.
Полезную информацию для формирования контента образовательного канала может дать анализ зрительских предпочтений аудитории в отношении рубрик телепередач. Например, по данным Самарского областного фонда социальных исследований, среди предпочтений аудитории СГУ ТВ в г. Тольятти ведyщие места в 2005 г. занимали такие рубрики, как "Телекурсы" (25%), "Семейный доктор" (25%), "Спросим у юриста" (24%), "События культyрной жизни" (22%), "Мир образования" (20%), "Школа здоровья" (21%). Внутри рубрики "Телекурсы" самыми попyлярными среди зрителей были курсы "Маркетинг в современном мире" (29%), "Тенденции развития современного образования" (26%), "Особенности порядка заключения внешнеторговых сделок" (24%).
Отдельной проблемой в развитии телеканала является обработка данных по востребованности тематических рубрик. По имеющимся на сегодня выборочным данным обследования аудитории г. Тольятти, 12% зрителей отдают предпочтение психологическому направлению,10% - правовым вопросам, 9% - информации о здоровье. 23% аудитории затруднились c определением интересующей их темы.
Следует полагать, что дальнейшее изучение заинтересованности аудитории в программах образовательного телевидения должно дать более полю информацию о потребностях различных групп населения. При этом особое внимание необходимо уделять грамотному и целенаправленному составлению анкет, так как их структура и формулировки вопросов, как известно, во многом определяют объективность получаемой социологической информации.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2006
Посещений: 14226
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций