Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Слово лечит, слово калечит, слово может убить…

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Слово лечит, слово калечит, слово может убить...


Анатолий Копылов, доцент МТУСИ


Георгий Сорокин, доцент МТУСИ

Количество программ радиовещания должно определяться не только техническими и экономическими возможностями, но и не в последнюю очередь целями и задачами, которые перед ним ставятся

Современное звуковое вещание

Мы будем говорить не только о радио-, но и звуковом вещании в целом, поскольку программы могут распространяться как с помощью радиовещательных передатчиков, так и по радиотрансляционным сетям (сетям трех-программного проводного вещания), по сетям кабельного телевидения, телефонным сетям. Цифровые технологии позволяют передавать программы звукового вещания также через Интернет, с использованием муль-тисервисных сетей нового поколения (NGN), по электрическим сетям и сетям сотовой подвижной связи. Учитывая сложившуюся практику, будем считать термины "радиовещание" и "звуковое вещание" равнозначными.

Убеждающая сила радио

В нашей стране радиовещанию, как мощному средству агитации и пропаганды, уделялось большое внимание. По техническим средствам и покрываемой территории советское радиовещание превосходило "Би-би-си", "Немецкую волну" и "Голос Америки" вместе взятые. Общий объем среднесуточного вещания в СССР превышал 1400 часов, вещание велось на 137 языках народов СССР и мира.

Зарубежное радиовещание как могучий инструмент политики активно использовалось для психологического воздействия на население. Так, жителям территорий, подвластных Англии, немцы бесплатно раздавали радиоприемники, которые ловили немецкую радиостанцию, чтобы настроить местное население против англичан. Еще один пример убеждающей силы радиовещания — феномен Кейт Смит. Популярная певица во время второй мировой войны в течение 18 часов сидела у микрофона и уговаривала американцев дать деньги на разгром фашистов. Американцы прислали 39 млн долларов. Во всех конфликтах противоборствующие стороны, в первую очередь, стремятся овладеть электронными средствами массовой информации или вывести из строя радиовещательные передатчики противника.

Радиовещание должно выполнять государственные функции, обеспечивающие управление обществом, например, информировать население страны и мировую общественность, в том числе оповещать в чрезвычайных ситуациях. Наряду с выполнением государственных функций радиовещание должно наиболее полно удовлетворять потребности людей в повышении культурного и образовательного уровня.

Сейчас главное — коммерческий успех

Развитие систем электросвязи России, а также ликвидация государственной монополии на вещание привели к значительному увеличению количества программ радиовещания. Еще больше возможностей по увеличению количества и качества программ дает переход на цифровые технологии. Федеральная служба телевидения и радиовещания РФ выдала к 1998 г. более 1500 лицензий на право работы в эфире, в основном частным лицам.

Новых программ много, но до полного удовлетворения разнообразных потребностей наших граждан еще далеко. Многие радиостанции выполняют только развлекательные функции — музыка на любой вкус, но это, по существу, дублирование звукозаписи. Например, при повреждении линий подачи программ на радиовещательные передатчики некоторые радиостанции могут в течение суток транслировать предварительно записанные материалы. Слушатели не могут ознакомиться с программами многих радиостанций. Исчезли образовательные программы по русскому языку, нет программ для студентов и школьников по изучению иностранных языков. При острой нехватке частотных ресурсов трансляция многих радиостанций на нескольких (двух и более) частотах кажется странной.

Создается впечатление, что современное радиовещание ориентируется не на удовлетворение потребности слушателей, а в первую очередь на коммерческий успех, доходы от рекламы. Прослушав навязчивую, бестолковую, многократно повторяющуюся рекламу, хочется выключить приемник и больше его не включать. Вызывает удивление и сожаление то обстоятельство, что "Голос Америки", "Немецкая волна" и "Свобода" могут работать без доходов от рекламы, а государственная радиостанция "Радио России" без рекламных денег работать не может.

Как изменить ситуацию?

В СССР речь дикторов была образцом грамотности и высокой культуры. Можно полностью согласиться с А.П.Ефимовым, что эти традиции, к сожалению, во многом утрачены (статья "Вернутся ли на радио дикторы?", "Broadcasting" № 1, 2006 г.). Вместе с тем ограниченные технические возможности по распространению программ, а также наличие строгой цензуры не позволяли в полной мере удовлетворить разнообразные запросы населения.

В адрес нынешних радиоведущих можно высказать много претензий. Они стремятся выразить себя и забывают, что работают на многомиллионную аудиторию. То, что может звучать в узкой компании — бестактность, граничащая с пошлостью, постоянные неуместные смешки, развязный тон, — неприемлемо в эфире радиостанции. Имеет значение и скорость произношения текста. Особая проблема в понимании современных ведущих состоит зачастую в необоснованном использовании ими иностранных слов, которые не вписываются в нормы русского языка. К тому же иностранные слова часто употребляются неверно. Получается язык и не русский и не иностранный.

В последнее время много говорят о свободе слова, но "слово лечит, слово калечит, слово может убить". Значимость слова, растиражированного с помощью радио на миллионы слушателей, соответственно возрастает. Музыка и слово могут влиять на человека как благотворно, так и отрицательно. Информация, как и пища, может быть полезной, а может быть и вредной. Имеет значение и доза: малые дозы могут приносить пользу, а большие — быть смертельно опасными. Вместо пропаганды здорового образа жизни на радио ведется массированная реклама лекарственных средств.

Всему, что отрицательно влияет на человека, не должно быть места на радио. В сложившейся ситуации государственное или общественное регулирование радиовещания просто необходимо. Критериями отбора радиопрограмм могут быть морально-этические нормы, выработанные обществом, рекомендации ученых, специалистов по радиожурналистике, правила русского языка. Государственные радиостанции должны быть свободны от рекламы и финансироваться из бюджета; на коммерческих станциях использование рекламы должно строго регламентироваться.

С увеличением числа программ встает вопрос о том, чтобы упростить слушателю поиск нужной радиостанции. Такая возможность имеется в передатчиках УКВ-ЧМ-2 (FM-диапазона) с использованием системы DRS. Но наиболее актуальным является предоставление слушателям возможности выбирать программы по жанрам, языку или другим признакам.

Для качественного функционирования те организации, которые занимаются радиовещанием, должны иметь лицензии на свою деятельность, сертифицированное оборудование и аттестованных работников. Требуется повышать профессиональный уровень радиожурналистов. Даже в условиях рынка радиовещание должно быть ответственным, учитывать общественную значимость, уважительно относиться к слушателям.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2006
Посещений: 16701

  Автор

Анатолий Копылов

Анатолий Копылов

Доцент МТУСИ

Всего статей:  1

  Автор

Георгий Сорокин

Георгий Сорокин

Доцент МТУСИ

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций