Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Система автоматизированного мониторинга телевизионной рекламы

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Система автоматизированного мониторинга телевизионной рекламы


Роман Майзульс, НИИР


Юрий Шавдия, НИИР

Для проведения выборочного мониторинга телевизионного эфира в интересах одного или нескольких заказчиков целесообразно примене-ше йвтоматизированной системы мониторинга, использующей современные компьютерные технологии кодирования и идентификации ТВ-контента

Федеральные телекомпании транслируют свои программы по линиям связи в региональные центры России. В составе этих программ передаются рекламные блоки, среди которых есть блоки федерального и центрального распространения. Первые должны распространяться по всей территории России и не могут замещаться в регионах, а вторые должны распространяться в основных вещательных центрах распространяться в основных вещательных центрах страны и могут быть замещены на местные фрагменты рекламного или информационного характера в регионах страны при наличии разрешения на это соответствующей телекомпаний.

Основными субъектами рекламного рынка являются рекламодатели (изготовители или продавцы рекламируемых товаров), рекламопроизводители (рекламние агентства) и рекламораспространители (ТВ-компании и операторы связи). Естественно, что рекламодатели и рекламные агентства заинтересованы в повышении эффективности средств, затрачиваемых ими на рекламу. Именно поэтому для них чрезвычайно важна возможность получения объективной информации (мониторинга) о том, сколько раз, в какое время и в каком объеме выходили в телеэфир определенного региона (или могли приниматься абонентами кабельных сетей) на том или ином ТВ-канале рекламные блоки и каков их информационный состав. Кроме того, большой интерес представляет информация о замещении рекламных блоков и о правомочности этих замещений.

В настоящее время с целью анализа ситуации на телевизионном рынке Российской Федерации (в том числе на рынке телевизионной рекламы) более чем в тридцати центрах телевизионного вещания страны постоянно производится полная запись эфира. Полученные записи доставляются в московский офис компании, проводящей эфирный мониторинг. Телевизионные события, представляющие аналитический интерес (например, рекламные блоки, информационные передачи и т.д.), обрабатываются вручную операторами компании. В процессе обработки записей формируются протоколы телевизионного эфира, касающиеся программного контента и рекламных блоков. При этом для каждого эфирного события регистрируются название, время начала и длительность; каждому рекламному ролику ставятся в соответствие рекламодатель, марка рекламируемого товара и иные параметры рекламы.

Данный метод позволяет производить мониторинг по любому программному продукту. Результаты мониторинга по интересующим вопросам могут быть заказаны любым участником рынка телевизионной продукции, например, рекламодателем, ре-кламопроизводителем, рекламо-распространителем и т.д. Однако в связи с централизацией системы мониторинга получение его результатов является неоперативным и достаточно трудоемким процессом.

Общие сведения о системе

Предлагаемая нами система состоит из центрального компьютера, который может быть установлен в офисе телекомпании или рекламного агентства, и комплектов регионального контрольного оборудования (рис. 1).

Центральный компьютер используется в данном случае для организации специальной базы видеоданных. Контрольное оборудование, установленное в регионах, должно в автоматизированном режиме фиксировать в своей памяти необходимые фрагменты телепрограмм на том или ином ТВ-канале и, используя сеть Интернет, передавать эти данные в память центрального компьютера.

Система может использоваться в нескольких вариантах:

  • Вариант выборочного мониторинга.

Для этого требуется только несколько комплектов контрольного оборудования, которое при необходимости устанавливается в том или ином регионе на определенное время. Журналы оперативного мониторинга и видеоданные, полученные этим оборудованием, могут передаваться через Интернет на центральный компьютер или переписываться непосредственно из контрольного компьютера в центральный после окончания процесса мониторинга.

  • Вариант работы в постоянно действующей системе мониторинга.

Для этого необходимо большое число комплектов контрольного оборудования, которые должны быть установлены на постоянной основе во всех регионах, интересующих заказчика системы.

  • Промежуточный вариант.

В этом варианте в наиболее важных для заказчика регионах контрольное оборудование устанавливается на постоянной основе, а в остальных - по необходимости осуществляется работа в режиме выборочного мониторинга.

Комплект контрольного оборудования, устанавливаемый в регионах, обеспечивает в автоматизированном режиме прием программ на нескольких (от одного до четырех) ТВ-каналах, идентификацию рекламных блоков в составе этих программ, формирование оперативных компьютерных журналов, "захват", "сжатие" и фиксацию принятых видеофрагментов в памяти компьютера и передачу этих видеофрагментов и журналов через сеть Интернет в центр контроля с использованием принципа промежуточного хранения данных.

Для мониторинга могут использоваться ТВ-сигналы, принимаемые в регионах в форматах аналогового или цифрового телевизионного вещания (с применением дополнительных устройств типа set-top box).

Контрольное оборудование должно обеспечивать работу в следующих режимах:

  • Режим "Мониторинг рекламы"

В автоматизированном режиме формируется ежедневный оперативный компьютерный журнал, включающий в себя название или код региона (города), название или код контролируемого ТВ-канала, время появления в эфире этого канала рекламных блоков (год, месяц, число, час, минута, секунда) и продолжительность этих блоков.

  • Режим "Видеоконтроль рекламы"

Одновременно с формированием журнала осуществляется оцифровка и "захват" видеоматериалов идентифицированных рекламных блоков (с синхронным звуковым сопровождением) и фиксация их в памяти компьютера с присвоением имени файла и определением объема занимаемой ими информации.

  • Режим "Контроль ТВ-программ"

Осуществляется оцифровка и "захват" всех ТВ-программ, передаваемых на определенном ТВ-канале в заданном временном интервале, и фиксация этих программ в памяти компьютера. Данный режим, в частности, позволяет осуществлять мониторинг соблюдения за конодательства "О рекламе".

  • Режим "Замещение рекламы"

Осуществляется формирование исполнительных команд для замещения определенных рекламных блоков федеральных каналов на региональные рекламные блоки.

В настоящее время в программах всех федеральных телекомпаний передаются рекламные блоки, состоящие из двух заставок (длительность каждой из них - несколько секунд) и пакета рекламных роликов между ними. Эти заставки предназначены для предупреждения телезрителей о передаче рекламы. Их использование регламентируется пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" (№ 38-ФЗ от 13 марта 2006 г.). Первая из этих заставок (стартовая) предупреждает телезрителя о начале рекламного блока, а вторая (стоповая) - о его окончании.

Данные заставки могут использоваться для автоматизированного управления системой. С этой целью предлагается принцип введения в сигналы этих заставок специальных кодовых идентификаторов, несущих информацию о типе идентифицируемого контента (например, реклама, информационная или музыкальная программа и т.д.), названии ТВ-канала, начале и окончании контентного блока, возможности или невозможности его замещения и т.д. Кроме того, в состав этих сигналов должны войти сигналы кодовой защиты.

Кодирование рекламных блоков

Сигналы идентификации, используемые для кодирования рекламных заставок, не должны быть заметными на ТВ-экране, должны надежно опознаваться и не должны вычеркиваться при проведении стандартных преобразований ТВ-сигналов, которые производятся в современных цифровых трактах.

Рекламные заставки, являющиеся интеллектуальной собственностью ТВ-каналов, создаются или самими каналами, или по их заказу рекламными агентствами. Кодирование заставок должно быть заключительным этапом их создания. После этого алгоритм их использования ТВ-каналами не отличается от соответствующего алгоритма для некодированных заставок.

На рис. 2 показана структурная схема аппаратурного комплекса, используемого для предварительного кодирования заставок. В качестве источника сигнала (TV) и фиксатора закодированного сигнала (TV + COD) могут использоваться, например, цифровые видеомагнитофоны или компьютерные серверы. В качестве аппаратуры кодирования рекламы (АКР) используется специализированное устройство PILI-3334, управляемое компьютером.

На входы PILI-3334 для кодирования могут подаваться видеосигналы в следующих форматах: SDI (цифровой), CCVS - PAL, CCVS - SECAM (композитный) или Y/C (двухкомпонентный). На выходах устройства формируются те же сигналы. Необходимые форматы сигналов на входах устройства и выбор форматов на выходах устанавливаются пользователем.

Задание режимов ввода сигналов идентификации, временных интервалов для их ввода и технических параметров этих сигналов обеспечивается с помощью компьютера, соединенного с устройством через порт RS-232.

Перечень подпрограмм, разрабатываемых для аппаратуры кодирования, приведен в пункте 1 таблицы.

Региональное контрольное оборудование

Контрольное оборудование, устанавливаемое в регионах, может быть реализовано, например, в одноканаль-ном или четырехканальном вариантах. Для приема и обработки сигналов аналогового телевидения при этом должны использоваться специализированный приемник АДР и IBM-PC-совместимый компьютер. Для приема сигналов в цифровом формате дополнительно необходимо использовать цифровые приставки типа set-top box.

На рис. 3 показана структурная схема одноканального варианта контрольного оборудования, которое состоит из IBM-PC-совместимого компьютера с телевизионным тюнером и встроенного в компьютер специализированного приемника АДР-1.

ТВ-тюнер обеспечивает прием сигналов аналогового формата в стандартных метровых, дециметровых и специальных ТВ-диапазонах, а также оцифровку и сжатие этих сигналов (видео и аудио). Приемник АДР-1, который взаимодействует с компьютером через USB-порт, обеспечивает селекцию, фиксацию и идентификацию сигналов кодирования рекламы, опознавание номера ТВ-канала и формирование стартстопных (ST/SP) команд и команд на замещение (Y/N) рекламы.

Сеансы приема рекламы отображаются в оперативном компьютерном журнале, где фиксируются дата, время начала и продолжительность каждого рекламного блока. Кроме того, оцифрованные и сжатые сигналы рекламных блоков фиксируются в памяти компьютера с присвоением каждому из них файлового имени. При этом обеспечиваются возможности изменения формата разложения растра и частоты передаваемых полей, внутрикадрового сжатия с использованием адаптируемых параметров кодирования и динамического подбора результирующего коэффициента сжатия. Оператор регионального контрольного оборудования в любой момент может просмотреть данные оперативного компьютерного журнала и относящиеся к ним зафиксированные в памяти компьютера сжатые видеоматериалы.

Для приема и обработки сигналов цифрового телевизионного вещания в составе контрольного оборудования дополнительно необходимо использовать цифровое приемное оборудование типа set-top box (STB), которое в зависимости от конкретных условий приема программ в регионах должно работать с форматами DVB-T, DVB-C или DVB-S. Выходы STB (видео и аудио) подключаются к низкочастотным входам ТВ-тюнера и переключаются встроенным в тюнер коммутатором.

На рис. 4 показана структурная схема четырехканального варианта контрольного оборудования, которое состоит из IBM-PC-совместимого компьютера и вынесенного приемника АДР.

Приемник АДР взаимодействует с компьютером через USB-порт и в данном случае состоит из четырехканального телевизионного тюнера с распределителем на входе, коммутатора и видеопроцессора. Приемник обеспечивает одновременную селекцию, фиксацию и идентификацию сигналов кодирования рекламы на нескольких (до четырех) аналоговых ТВ-каналах, опознавание номеров этих каналов и формирование стартстопных (ST/SP) команд и команд на замещение (Y/N) рекламы.

Компьютер с установленными в него платами обработки видеосигнала и аудиосигнала (типа Phobos) обеспечивает оцифровку и сжатие этих сигналов. В платах Phobos используется аппаратный алгоритм сжатия (без использования центрального процессора), дающий, в отличие от программных алгоритмов, более высокое качество изображения при высоких степенях компрессии.

Для каждого из контролируемых ТВ-каналов формируется оперативный компьютерный журнал, а оцифрованные и сжатые сигналы рекламных блоков фиксируются в памяти компьютера с присвоением каждому из них файлового имени.

Для приема и обработки сигналов цифрового телевизионного вещания в дополнение к данной аппаратуре необходимо использовать несколько (до четырех) комплектов цифрового приемного оборудования типа set-top box (STB).

Перечни подпрограмм, разрабатываемых для регионального контрольного оборудования и центрального компьютера, приведены соответственно в пунктах 2 и 3 таблицы.

Выводы

Предлагаемая система может обеспечить оперативный одновременный мониторинг рекламной деятельности нескольких (от одной до четырех) ТВ-компаний.

Система может быть использована для контроля деятельности федеральных и региональных ТВ-компаний или операторов связи с точки зрения:

  • соблюдения договоров региональных ТВ-компаний с соответствующими федеральными компаниями о ретрансляции ТВ-программ (в том числе и рекламных блоков);
  • соблюдения телекомпаниями требований законодательства РФ в области рекламы.

Кроме того, система может быть использована не только для мониторинга рекламных блоков, но и для работы с другими видами ТВ-контента - информационными и имиджевыми программами, телевизионными музыкальными клипами, предвыборными рекламными роликами и т.д.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2007
Посещений: 18701

  Автор

Роман Майзульс

Роман Майзульс

НИИР

Всего статей:  5

  Автор

Юрий Шавдия

Юрий Шавдия

Директор НТЦ телевизионного вещания ФГУП НИИР

Всего статей:  4

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций