В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Константин Миллер
Технический директор ТК "Домашний"
Мечта людей о том, что когда-то всю работу за них будут делать машины, постепенно становится реальной. Сейчас компьютеры, как неотъемлемая часть нашей жизни, существенно облегчают работу во всех сферах человеческой деятельности. А иногда они способны и полностью заменить человека...
Кадры решают все. Как им помочь?
Сегодня уже никого не удивляет использование для вещания серверов вместо видеомагнитофонов (или вместе с видеомагнитофонами). Видеосерверы -основа современного вещательного комплекса. В какой-то мере видеосервер является аналогом видеомагнитофона, с той лишь разницей, что запись/воспроизведение осуществляются не на ленточных носителях, а на жестких дисках. Так же, как и в видеомагнитофоне, материал может быть записан в одном месте, а воспроизведен в другом, только в случае магнитофонов нужно перенести кассету из одного места в другое, а в серверы можно переносить материал в файловом формате в электронном виде. Как видеомагнитофоном, так и видеосервером необходимо управлять.
Раньше воспроизведение в эфир с видеомагнитофонов происходило вручную - видеомагнитофонными операторами по командам программного режиссера. Необходимо было большое количество персонала, занятого рутинным трудом, но требующим повышенного внимания и ответственности. Кроме того, точность выхода в эфир большинства передач (кроме "особо важных") была невысока - плюс/минус несколько секунд, а то и минут никого не смущали. В советское время не было рекламы, соответственно не существовало и задачи точно рассчитывать время. Исключения составляли программа "Время" и новогодние поздравления. Так, например, синхронизация новогоднего поздравления производилась вручную, для чего непосредственно перед самой передачей прописывались часы с метрономом в течение не менее чем получаса.
Позже появились первые системы автоматизации эфира, основанные на ро-боторизированных комплексах подачи кассет в специально предназначенные для этого видеомагнитофоны.
По мере развития цифровых методов видеозаписи качество изображения и звука в серверах росло, а стоимость записи минуты медиаконтента снижалась. В начале 90-х годов прошлого века возникла ситуация, когда короткие клипы было выгодно воспроизводить с цифровых носителей, а длинные фрагменты - с видеоленты. Сначала рубеж между длинными и короткими фрагментами составлял одну минуту, но он очень быстро достиг примерно 15 минут. Именно в это время в телевизионную технологию стали внедряться дисковые цифровые видеомагнитофоны.
В первых видеомагнитофонах на жестких дисках носители были встроенными, а потому не могли передаваться на другое устройство. Файловый обмен также не был предусмотрен. Вскоре появились гибридные видеомагнитофоны с лентопротяжным механизмом одного-двух форматов видеозаписи и со встроенным жестким диском. Однако это направление развития не получило, так как запись на DVD-носители подешевела настолько, что развитие видеомагнитофонной техники утратило всякий смысл.
В то же время для целей телевизионного вещания стали использоваться видеосерверы. Вначале на видеосерверах формировались межпрограммные блоки, а основное вещание велось с видеомагнитофонов. Затем основное вещание перешло на сервер, который резервировался видеомагнитофонами. Теперь же все вещание, за исключением прямых эфи-ров, идет с серверов, а видеомагнитофоны используются только для перезаписи материалов с видеокассет в сервер. Как я уже говорил, серверами тоже нужно управлять. Первые серверы управлялись вручную - составлялось эфирное расписание в виде последовательности воспроизведения клипов, формировался список клипов, то есть воспроизводимых аудио- и видеоматериалов. Эти материалы записывались в сервер, и сформированная последовательность запускалась на воспроизведение в эфир. Встал вопрос: как автоматизировать эти процессы? Так возникли первые системы автоматизации эфира. Первоначальные требования к системе автоматизации не были велики - из полученного эфирного расписания сформировать список последовательности воспроизведения, проверить наличие требуемых материалов в сервере, выдать список недостающих материалов или сигнал готовности к воспроизведению и в заданное время начать воспроизведение в эфир.
Современные системы предусматривают автоматизацию всего технологического и делового процесса телевизионной компании - от покупки контента до выдачи отчетов о прохождении эфира. Наиболее продвинутые системы автоматизации охватывают не только технологические процессы подготовки эфирного расписания и выдачи телевизионной программы в эфир, но и бизнес-процессы закупки контента, приемки и размещения рекламных и коммерческих материалов, а также бухгалтерию, видеотеку и все виды отчетности; в общем, охватывают все виды деятельности предприятия.
Рассмотрим обобщенную функциональную схему телевизионной вещательной компании.
Фактически система автоматизации такой компании будет иметь ту же функциональную схему. Каждый модуль программного обеспечения такой системы выполняет определенную функцию, получая данные от других модулей и передавая результат следующему. То есть каждый модуль представляет собой рабочее место или группу рабочих мест определенного отдела.
Так, например, отдел перспективного планирования готовит сетку вещания в соответствии с лицензией и другими нормативными документами. Соответственно в программе автоматизации есть модуль, отвечающий за подготовку программной сетки вещания. Общими требованиями к этому модулю являются: точность составления расписания в конечном счете до одного кадра, хотя в дальней перспективе она может быть весьма приблизительной и корректироваться и уточняться по мере приближения эфирного дня. Сам эфирный день, как правило, не совпадает с общепринятым - обычно вещание заканчивается в 5-6 часов утра следующего календарного дня. Кроме того, надо учитывать возможные переносы выходных и праздничных дней, переход на летнее время и обратно и тому подобное.
Другая функция отдела перспективного планирования - отбор и приобретение медиаконтента. Соответствующий программный модуль отслеживает заявки и сделки на приобретение телевизионных программ и фильмов, учитывает количество показов, отслеживает авторские права и так далее.
Следующий программный модуль отвечает за размещение рекламных заказов и относится к соответствующему отделу, а также к отделу по работе с клиентами. Он полностью отслеживает прохождение рекламных заказов от заключения сделки до предоставления отчетов о прохождении в эфире.
Таким образом, сетка вещания превращается в программное расписание эфирного дня. Под управлением этого расписания работает комплекс формирования эфирного сигнала - примерно так же, как и в первых моделях, но с той лишь разницей, что большинство материалов не перезаписывается с видеокассет, а берется из электронной ви-деотеки, то есть из большого массива долговременного хранения медиаматериалов. Естественно, существует и модуль управления, каталогизации и быстрого поиска этой видеотеки.
Какие-то материалы готовятся в компании непосредственно к эфиру. За это отвечает модуль собственного производства. Он отслеживает степень готовности к эфиру, контролирует действия ответственных исполнителей, предупреждает о необходимости завершить производством каждый материал к определенному сроку и так далее.
После завершения эфирного дня программное расписание сверяется с тем, что реально происходило в эфире. На этом основании формируются отчеты о прохождении эфира. Этот же модуль отвечает и за рабочую архивацию эфира в низком разрешении - модуль архивации эфира и отчетности.
Вот примерная (и далеко не полная) структура современной системы автоматизации, даже не только эфира, но и бизнеса. Конечно же, такая система стоит очень дорого. Но!.. Никто не заставит вас покупать ее сразу и в полном объеме. Можно сначала купить ядро системы и несколько необходимых модулей, а остальные модули приобретать постепенно - по мере потребности. Ну а для тех, кто не готов к такой глобальной автоматизации, существует обширный рынок более простых систем.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2007
Посещений: 12289
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций