Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Российский рынок платного ТВ 2014/2015

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Российский рынок платного ТВ 2014/2015

На пресс-конференции, посвященной выставке CSTB, представители компании IKS-Consulting подготовили доклад о развитии рынка платного телевидения в России. Представляем вашему вниманию выдержки из этого доклада
Екатерина Макаревич
Аналитик iKS-Consulting

Прошлый год был богат как на политические, так и на экономические события. И телеком-рынок, естественно, не может никак не прореагировать. Одним из ярких событий последних месяцев стал уход оператора спутникового телевидения "Радуга ТВ" с рынка и договоренность между МТС и "Радугой" об обслуживании первым абонентов последнего. То есть, по факту, МТС сейчас начинает осваивать новую для себя сферу – отрасль спутникового ТВ.

Темпы роста

Кабельное телевидение остается пока доминирующей услугой и по абонентам, и по доходам

Мы уже подвели предварительные итоги 2014 года, и несмотря на то, что, по нашему ощущению, рынок платного телевидения в России уже достаточно насыщен, тем не менее зоны роста остаются, проникновение в России продолжает расти. По итогам 2014 года оно составило 67%. Конечно, нам еще далеко до стран Европы и США, и если мы видим, что на Западе уже все сильнее тенденция оттока абонентов в онлайн- и ОТТ-сервисы, и телеком-операторы конкурируют между собой, то у нас эти процессы развиваются параллельно. То есть пока что продолжает расти аудитория платного телевидения и одновременно зарождаются и развиваются сервисы ОТТ. Многие как крупные, так и мелкие, локальные телеком-операторы пытаются развивать свое онлайн-телевидение. К тому же многие ОТТ-операторы пытаются работать на рынке телекома, таким образом, подготавливают проекты, чтобы через их сервисы можно было смотреть не только платный контент, но и каналы в режиме реального времени. Абонент сможет покупать один, три, два, десять, двадцать каналов в зависимости от своих потребностей.


Продолжает расти аудитория платного телевидения, она у нас перевалила за 37 млн и значительно выросла по отношению к 2013 году. Конечно, темпы роста немного снижаются, это связано и с насыщением рынка, и с увеличением проникновения, и с экономической ситуацией, и т.д. К тому же еще ряд операторов задумался об эффективности своей работы, об эффективном учете своей абонентской базы, и если раньше учитывались абсолютно все абоненты, то сейчас стараются приводить единую статистику, когда мы считаем только платящих абонентов, тех, кто реально пользуется услугами оператора. Это, естественно, сказывается на темпах прироста.


За счет чего рынок у нас растет, за счет чего он изменяется. Москва, Центральный федеральный округ, Северо-Запад – это самые насыщенные регионы. Здесь проникновение высоко и увеличивается меньшими темпами, но, тем не менее, продолжает расти. Но в основном, конечно, сегодня рост рынку обеспечивают Сибирь, Дальний Восток, Юг и Поволжье, то есть регионы. И здесь в первую очередь потенциал имеют спутниковые операторы, которым там проще работать, потому что на Дальнем Востоке у нас, скажем, не так распространена оптика, и большинство абонентов все-таки подключены к спутниковому ТВ.


Тем не менее, кабельное телевидение остается пока доминирующей услугой и по абонентам, и по доходам. И мы видим, что по итогам года у нас в доходах есть некая корреляция по технологиям, то есть доходность, скажем, IP-телевидения существенно выше, чем спутникового телевидения, поэтому 12% абонентов IP-телевидения приносят 16% всего дохода от рынка платного телевидения. Ну и драйвером роста остается спутник – уже не первый год, – кабельное телевидение, конечно, тоже продолжает расти, но достаточно небольшими темпами. Продолжает развиваться IPTV.

Аудитория

Теперь о том, кто телевидение смотрит и что вообще интересно аудитории платных каналов. Прежде всего, несмотря на то, что в больших городах – Москве, Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге – зачастую 10–20% населения говорит, что телевизор не смотрит вообще либо фоном пару минут в день, количество минут телесмотрения в среднем в день, месяц продолжает стабильно увеличиваться. Естественно, это аудитория, как правило, 45+. Среди них большинство людей вообще смотрит только кабельное телевидение и все новости, все информационные поводы получает только через кабельное телевидение. Среди молодежи другая тенденция, когда продолжается телесмотрение, но при этом новости преимущественно просматриваются в Интернете.


Кто больше смотрит телевидение? В основном, женщины. И в том числе на это реагируют и операторы, и производители контента, и телеканалы. Это влияет на формирование сетки программы, на формирование пакетов каналов. Пакет женских каналов увеличивается, как правило, в дневное время мы видим, что у нас в сетке вещания конкретный контент направлен на домохозяек и их телесмотрение.

Предпочтение

В последние годы наблюдается закономерная тенденция – увеличивается количество потребителей платного телевидения при снижении популярности эфира

Теперь о том, что конкретно смотрят, какое телевидение распространено у нас, какие каналы предпочитают наши потребители. Последние годы наблюдается закономерная тенденция – увеличивается количество потребителей платного телевидения при снижении популярности эфира. Это связано с увеличением проникновения платного ТВ с его доступностью, с развитием технологии IPTV и с ростом количества самих каналов. Раньше, к примеру, потребитель не всегда находил нужный для себя контент в пакете из 40 каналов. Теперь же, подключив посредством крупного IPTV-оператора больше 100 каналов, он получает то, что ему нужно. Кроме того, в платном телевидении абонентов привлекает в том числе и небольшое количество или полное отсутствие рекламы.


18% аудитории говорит о том, что они в принципе смотрят только эфирные каналы. То есть у них подключено кабельное телевидение, но их интересует только эфир. А остальные телезрители совмещают просмотр эфирных и кабельных каналов. При этом они готовы платить дополнительно за каналы, на которых в принципе не будет рекламы. Сумма этой оплаты будет зависеть, естественно, от достатка и возраста потребителя, но часть потребителей говорила о том, что если на эфирном – скажем, Первом, – канале вообще уберут рекламу, они готовы платить до 300 рублей в месяц, для того чтобы иметь возможность его просмотра.

Прогнозы на 2015 год

Несмотря на то, что темп прироста рынка, очевидно, будет снижаться, и год, скорее всего, также предстоит непростой и будет богат на события, рынок телекома не остановится, он будет по-прежнему продолжать расти, возможно, меньшими темпами, но рост продолжится – за счет цифрового кабельного, спутникового и IPTV. Темпы подключения к аналогу снизятся практически до нуля. В условиях снижения роста абонентской базы операторы вынуждены будут искать дополнительные источники дохода, возвращать абонентов, которые давно не платили, а также развивать покупку дополнительного контента, дополнительных каналов, платных услуг и т.д.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2015
Посещений: 8861

Статьи по теме

  Автор

Екатерина Макаревич

Екатерина Макаревич

Аналитик iKS-Consulting

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций