В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
(Заметки по поводу маркетингового исследования рынка мультисервисных сетей)
Людям более свойственно верить, чем проверять.
(латинское изречение)
Владимир Маковеев
Вице-президент АКТР
В 2006 году компания "Гротек" и журнал "Вrоadcasting" проводили маркетинговое исследование на тему "Современный рынок мультисервисных сетей". Для сравнения текущих данных с данными 2006 года и выявления динамики развития индустрии был организован новый опрос. С учетом пожеланий представителей мультимедийных компаний анкета исследования в этом году была расширена. На страницах нашего журнала мы выборочно предоставляем результаты данных по операторам - основным участникам опроса.
Свою оценку этому исследованию дает вице-президент АКТР Владимир Григорьевич Маковеев. Мы постараемся принять во внимание все его замечания, высказанные в этом комментарии, и будем руководствоваться ими при запуске следующего исследования
1. Должен сразу сказать, что я долго колебался, прежде чем взяться за комментарий к этому исследованию, но поскольку год назад уже "взял на душу такой грех" (см. ВС № 8 за 2006 год), то отказывать любимому журналу было как-то неловко. Тем более что новый опрос подтвердил его лидерство среди родственных изданий и есть хороший случай поздравить журнал!
Но мою тревогу должен подчеркнуть заголовок (парафраз из Маяковского), - меня очень смущает некоторая неуважительность многочисленных современных молодых "исследователей рынка" к объектам и субъектам исследования, что сказалось и на этом исследовании. В нашем вопроснике, как мне кажется, также заложено некое, возможно даже непроизвольное, столичное чванство, видимо, подражание не самому лучшему "международному уровню". Но об этом - позже.
2. Поскольку представители столичных кабельных компаний в подобных опросах практически не участвуют, а все данные этого опроса с высокой степенью вероятности относятся к российским регионам, то считаю уместным напомнить читателям ВС очень яркую общую оценку развития мультисервисных сетей с другого ракурса. Вот цитата из беседы с руководителем Ассоциации "Уралтелесеть" А.А. Дудоровым (ВС № 3 за2007 год, стр. 18): "На периферии, как это ни парадоксально, технологическое состояние кабельных сетей обгоняет столичные города, так как оптика в дом (с параллельной Metrо Ethernet-сетью) становится нормой даже для небольших поселков (3-5 тыс. квартир). Для меня крайне удивительно, как в мегаполисах могут еще сохраняться системы коллективного приема менее чем на 50 каналов. Возможно -причина в более жестких административных препонах, в меньшей сервисной и технологической конкуренции".
В определенной степени эта цитата - не только еще один для многих неожиданный комментарий к предыдущему исследованию (см. ВС № 8 за 2006 год), но и мостик к нашей теперешней беседе. Нас долго учили жить среди мифов и лукавых истин, верить (см. эпиграф), что в столицах "все лучше"! Но страна наша так разнообразна и так велика по территории, что "в информационном пространстве" с каждым годом все больше напоминает некую галактику, отдельные части которой движутся в разные стороны и с разными скоростями.
3. Результаты проведенного исследования в общем правильно отражают основные тенденции развития российских мультисервисных сетей:
4. Вынужден повторить свой прошлогодний тезис о том, что большая часть участников опроса по-прежнему живет устаревшими представлениями о приоритетности факторов, способствующих дальнейшему развитию бизнеса компании. Самые теперь болезненные проблемы контента и правового регулирования тревожат не более 20% участников - даже меньше, чем в прежнем опросе. Если это не "сбой в системе", то нехороший признак малоэф-фективности наших пропагандистских акций в профессиональной прессе. Не думаю, чтобы здесь сказались обещания властей по совершенствованию правовых процедур, заложенные в уже известные в то время проекты "Концепции развития телерадиовещания в России до 2015 года". Все кабельщики отлично понимали, что это пока еще "журавль в небе". Но, согласитесь, ведь и "синица в руках" нам, увы, тоже не досталась!
5. Теперь несколько слов по форме опросной анкеты. Из 20 ее вопросов по меньшей мере пять вполне способны поставить в тупик умного и скромного представителя региональной компании, заставить его мучиться, пытаясь "не согрешить перед Всевышним" и найти скрытый смысл в вопросах столичных журналистов. Серьезное испытание пришлось выдержать читателям, отвечая на эти вопросы!
В вопросах же типа: "Оцените отток абонентов по услуге..." вообще сквозит некое изуверство! Такие оценки должны делать аналитики на основе ответов на более тонкие и умные вопросы анкеты.
Дальнейшее перечисление моих претензий к методике заняло бы слишком много места, да я и не хочу отнимать такую возможность у других комментаторов.
Дорогие коллеги-журналисты! Давайте любить своих читателей!
Дорогие коллеги-маркетологи! От имени кабельного бизнес-сообщества, которое вы начинаете изучать, хочу напомнить знаменитую фразу Остапа Бендера: "Нам грубиянов не надо. Мы сами грубияны!"
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2008
Посещений: 11070
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций