Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Региональные радиостанции: потенциал и перспективы развития

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Региональные радиостанции: потенциал и перспективы развития


Оксана Жандарова
И.о. редактора службы информации медиахолдинга ' Радио Западной Сибири"

Эпоха коммерческого радиовещания в России началась в 1990 г. Именно тогда в московском эфире стали появляться негосударственные радиостанции. В числе первооткрывателей можно назвать радио "Европа Плюс". Сейчас в столице уже более 50 коммерческих радиостанций. Региональные предприниматели не отстают от столичных. Толчком для создания регионального радио послужило широкое распространение вещания московских сетевых радиостанций (как коммерческих, так и государственных): "Маяк", "Эхо Москвы", "Европа Плюс", "Русское радио"

Радиовещание в регионе

В настоящее время во всех крупных населенных пунктах России есть сетевые московские партнеры и (как минимум) одна локальная радиостанция. Например, по всей Тюменской области (не только в Тюмени и окружных центрах) действует около 50 радиостанций. Это как крупные - "Красная Армия", "Радио 7", "Югра", "Регион-Тюмень", так и локальные станции местного значения (более 10). Первые места в рейтингах популярности занимают сетевые радиостанции — "Европа Плюс" и "Русское радио". Однако в тюменском регионе ситуация постепенно меняется: региональным станциям удается держаться среди лидеров. Так, например, "Красная Армия" обходит по рейтингам "Русское радио".

Конечно, региональные радиостанции соревнуются и между собой. Однако борьба за лидерство (в том числе и по вопросу выбора формата) разворачивается все же между локальными станциями и сетевыми партнерами московских радиостанций. "Радио 7" является городским радио со своей структурой вещания и музыкальным форматом; его аудиторию составляют, прежде всего, люди старшего поколения. "Югра" вещает непосредственно на Ханты-Мансийский автономный округ, где занимает первое место после сетевых московских вещателей. "Красная Армия" и "Регион-Тюмень" имеют своих слушателей по Тюменской области, однако их форматы также различны. "Регион-Тюмень" позиционируется как информационная радиостанция, а "Красная Армия" — как информационно-развлекательная и более молодежная. Кроме того, последняя имеет больший охват городов области и является первой немосковской радиостанцией, запустившей свое сетевое спутниковое вещание. Поэтому основными конкурентами радиостанций Тюменской области являются не местные вещатели, а сетевые партнеры московских радиостанций. Именно в этом одно из главных отличий московских радиостанций и процесса их становления от радиостанций Тюменской области.

Широкие возможности для рекламодателей

В столице радиостанции соперничают только между собой. Это касается как рейтингов популярности, так и коммерческой составляющей. Московские радиостанции (такие, как "Европа плюс", "Русское радио", "Маяк") имеют большое количество слушателей, создают имидж стабильной работы и узнаваемый бренд. Это, безусловно, привлекает рекламодателей. Новые московские станции пытаются бороться с этими "радиогигантами", но в большинстве случаев безуспешно. В отличие от ситуации в столице у локальных радиостанций Тюменской области есть возможность конкурировать с первыми московскими вещателями. Имея собственную частоту, местные радиостанции могут предложить своим рекламодателям достаточно широкие возможности для размещения рекламы. Так, "Русское радио в Тюмени", "Европа Плюс Тюмень" и "Авторадио" могут "зарезервировать" для своей рекламы только определенное место, выделенное "головной станцией", в то время как региональные вещатели могут предложить любое удобное время. Кроме того, местные радиостанции ближе к своим слушателям, нежели сетевые партнеры. Слушателям интереснее узнавать, что происходит "за окном", чем в "далекой" Москве. Локальное радио лучше знает потребности своих слушателей, их менталитет, поэтому оно более популярно в регионе, чем московское, пытающееся охватить всю Россию.

Варианты развития

Пути развития рынка услуг радиовещания в Тюменской области и в других регионах России различны. В начале своего становления региональным радиостанциям приходилось попросту копировать московские, поскольку для создания программного продукта нужны идеи, а также кадры и большие деньги. Где-то пересекался музыкальный формат, развлекательное и информационное наполнение. Получалось, что, покупая у московской станции эфирную частоту, радийщики уже не беспокоились о затратах на вещание и покупку программного продукта. В результате такие региональные радиостанции развивались только как сетевые партнеры московских. Конечно, тюменские радиожурналисты придумывали и воплощали в жизнь собственные идеи, однако они не могли отходить от формата "головной станции" и, следовательно, не могли раскрыть свой потенциал.

Другой вариант развития местных радиостанций предполагает использование уже созданного формата, как сделала, например, радиостанция "Радио 7", которая широко использовала информационный формат. Много внимания уделяется событиям, комментариям, репортажам, интервью, авторским программам, разговорам со слушателями.

Естественно, это позволило радиостанции занять свою нишу на рынке радио.

Другая радиостанция области — "Красная армия" — также использовала уже известные методы, которые применялись московскими станциями. Радиостанция воспользовалась уже существующим техническим опытом создания сети вещания, ее формат разработали местные специалисты. Аналогом ее развития является структура радиовещательной сети, которую применили "Русское Радио" и "Европа Плюс". Несмотря на существенную разницу в охвате (сеть "Русского Радио" насчитывает более 150 партнеров-вещателей (700 городов); "Европа Плюс" — 158 партнеров; "Красная армия" — 16 городов Тюменской области), принципы работы с сетевыми партнерами у тюменской и у московских радиостанций совпадают. Практически все сети коммерческих радиокомпаний строятся в рамках вертикальной структуры. Редакция радиовещания расположена в центре, а на периферии находятся региональные радио компании. Они перекрывают вещание центральной станции и создают собственные радиопрограммы сходного формата. Помимо этих программ региональные радиокомпании, а в случае Тюменской области — города, транслирующие радиоконтент одной радиостанции, имеют право вставлять в основную сетку вещания свои блоки. От них и зависит финансовый успех деятельности компании. Это право оплачивается в пользу центральной станции.

Радиостанция "Регион-Тюмень" не относится к разряду коммерческих и имеет свою особенную структуру. Ее можно сравнить с такими крупными московскими радиостанциями, как "Радио России" и "Маяк". Обе эти станции имеют специфическую вертикальную структуру. Редакция радиовещания расположена в центре, а на периферии находятся радиопередатчики, транслирующие программы точно в таком виде, как они создаются "головной станцией". Финансирование ведется только из центра, в регионах или городах-вещателях нет необходимости в своих журналистских кадрах. Региональные радиокомпании в такой сети не нужны, поскольку есть технические радиоцентры, осуществляющие трансляцию программы в региональный эфир.

Регионы догоняют Москву

Однако, несмотря на явные сходства с московскими радиостанциями, имеются и различия. В основном это касается потенциала и дальнейшего развития местных радиостанций. Многие эксперты отмечают, что регионы догоняют Москву. Дело в том, что в начале своего пути столичные радиостанции имели больше и финансовых привилегий, и рабочих кадров. Сотрудники могли обучаться за границей, у них был доступ к хорошей литературе. Теперь и регионы получили эти возможности, а потому могут развиваться уже не по аналогии, а параллельно со столицей.

Таким образом, у региональных радиостанций в отличие от московских есть больше возможностей для развития. Столичные радиомагнаты начинали свое развитие практически с нуля — сами разрабатывали формат, музыкальное, информационное, развлекательное наполнение, искали пути улучшения коммерческой составляющей. Теперь, когда все возможные идеи и новшества испытаны, московские радиостанции совершенствуют свое звучание, меняют музыкальное наполнение, развивают сотрудничество с уже известными рекламодателями. Этот опыт переняли и региональные радиостанции. Однако в запасе у них есть собственные идеи и концепции, для реализации которых имеются широкие возможности, в том числе источники финансирования. Региональные станции могут рассчитывать на еще не исчерпанный рынок местных рекламодателей. У сотрудников появилась возможность перенимать опыт у зарубежных и российских специалистов. Также важно и то, что журналисты региональных станций могут создавать на своем поле что-то действительно новое и уникальное и не бояться, что их продукт не сможет выжить из-за отсутствия рекламодателей.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2006
Посещений: 21874

  Автор

Оксана Жандарова

Оксана Жандарова

И.о. редактора службы информации медиахолдинга ' Радио Западной Сибири"

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций