ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ

Реклама на сайте


Форум  / Глоссарий  / Энциклопедия  / Подписка  / Публикации  / iMag  / Объявления  / Журнал  / Медиакиты  / Мероприятия  / Услуги

Новости проекта

Слияния, поглощения

Назначения, кадры

Жизнь отрасли

Операторы доступа

Рекламный рынок

Контент

Закон и порядок


Карта активности

Энциклопедия

Исследование

Проекты и Решения

Стандарты

Объявления

Исторический календарь

Открытки


О журнале

Каталоги продукции

Спутниковая связь и вещание

Техника кино

Авторам!

Наши партнеры


Бесплатная подписка

Платная подписка

Контакты

Ссылки

Мероприятия

    Разговоры, что век телевидения заканчивается, носят преждевременный характер

Реклама на сайте

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Разговоры, что век телевидения заканчивается, носят преждевременный характер

Эдуард
Сагалаев

Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей
Есть люди, которые олицетворяют целую эпоху. Как правило, это люди-маяки. Они освещают другим путь своими открытиями. Кроме того, они постоянно ищут и поэтому находят. В телевизионном мире имя Эдуарда Сагалаева стало чем-то нарицательным, тем, что называется "высокий профессионализм". В послужном списке теледеятеля – работа в "Молодежной редакции" Гостелерадио СССР, главным редактором программы "Время", создание культовой программы "Взгляд", руководство медиахолдингом ВГТРК и МНВК (телеканал ТВ-6) – этот список можно продолжать. В 1995 году под его эгидой была создана Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ), в рамках которой сегодня проходят конференции, фестивали и выставки российских вещателей в сфере визуальных медиа. По словам президента НАТ, будущее телевидения – за его конвергенцией с Интернетом. О наиболее актуальных темах и проблемах мира ТВ – в интервью с Эдуардом Сагалаевым

Эдуард Михайлович, тема третьего заседания Академии НАТ затрагивала конкурентные преимущества телевидения и сети Интернет. На ваш взгляд, за счет чего телевидению удается сохранять свою самобытность?
– Трансляция на большом экране конкурентно выделяет телевизионную сеть из ряда сопутствующих аналогов вещания, что, прежде всего, достигается путем улучшения изображения. Для повышения качества картинки с каждым годом внедряются новые форматы: разрешение 4К, стандарты сжатия H.265, технологии расширенного динамического диапазона HDR и другие новинки, ориентированные на телевидение сверхвысокой четкости. Кроме того, важный аспект цифрового ТВ – это звук. Стоит ли говорить, что именно многоканальное звучание дает возможность почувствовать себя “внутри” картинки. И в этом плане наличие высокого уровня как звука, так и качества изображения помогает телевидению конкурировать с Интернетом и сохранять свою аудиторию. Сегодня найдены новые технологии как с той, так и с другой стороны. Поэтому разговоры на тему, что век телевидения заканчивается, носят преждевременный характер. Про книги когда-то тоже говорили: “Пришел Гутенберг – изобрел книгу. Пришел Цукерберг и закрыл книги”. Однако, как ни крути, книга всегда будет книгой. Как многие из тех, кто периодически читает литературу в электронном виде, я все равно не представляю свою жизнь без книги в переплете. Что касается телевидения, то, сколько вижу на своем веку, оно постоянно развивается, причем стремительными темпами.

– Как выглядит телевидение наших дней?
– Основная битва сейчас разворачивается вокруг контента. В последние годы конкуренция идет не между каналами, а в большей степени она касается отдельных программ и даже их фрагментов. В этом смысле постоянный дух соперничества в области Интернета и телевидения благотворно влияет на креативность телевизионного наполнения и дает определенный стимул к быстрому развитию и поиску новых форм. Вместе с тем здесь есть определенные угрозы для традиционного ТВ, которое вслед за Интернетом ищет сенсационности и прибегает к “жареным” фактам. С другой стороны, за телевидением закрепился такой формат, как прямая трансляция. Вспомним недавно прошедшее событие – парад Военно-морского флота в Петербурге, где во время видеотрансляции были задействованы передовые технологии съемки: камеры устанавливались на подводных лодках, на катерах и вертолетах, что обеспечило изображению масштабность высокого уровня, которую невозможно получить ни на одном носителе. Прямая трансляция формирует облик современного ТВ. Если вспомнить футбольные трансляции прежних лет, то во время эфира нельзя было увидеть мяч на крупном плане, теперь это стало возможно с качественно новыми технологиями съемки. На мой взгляд, будущее телевидения в современных условиях – это его конвергенция с Интернетом.

– Что вы смотрите в Интернете?
– Смотрю все, что мне интересно, и, в целом, стараюсь следить за новинками. Благодаря общению со своими внуками постоянно узнаю, чем сегодня увлекается молодежь. Я очень живо отношусь к интересам молодежной аудитории, наверное, отчасти еще и потому, что в свое время сделал целый ряд программ, работая в молодежной редакции и на радиостанции “Юность”. В Интернете важным новостным ресурсом для меня остается Facebook. На его просторах редко размещаю свои публикации, но всегда нахожусь в курсе последних событий и активно просматриваю все новости. Причем в соцсети среди друзей у меня есть как единомышленники, так и сторонники, с чьей позицией по большей части не согласен, но также считаюсь. И вообще в своей дружбе (не только в Facebook) придерживаюсь достаточно широких взглядов.

– Как известно, уже подписан законопроект, по которому аналоговое телевидение прекратит свое вещание до конца 2018 года. Какие ожидаются последствия после вступления в силу этого нововведения?
– Переход на цифровое вещание ведет за собой неизбежное улучшение качества картинки и звука, но вместе с этим встает острейший вопрос для региональных вещателей, потому что многие из них привыкли работать в том числе на сельскую аудиторию. Для них это ключевой момент, так как сельская аудитория – это, прежде всего, избиратели. Таким образом, все региональное ТВ может оказаться без этой аудитории и без региональных средств оборота. В 2016 году был принят закон “О 21-й кнопке”. Согласно ему в каждом регионе в рамках конкурса выбирается общедоступный местный канал, за которым закрепляется 21-я позиция на телевизионном пульте. В обширном списке региональных каналов отдается предпочтение тем, у которых контент составляет порядка 75% национальной продукции СМИ, и если они осуществляют вещание на территории, где проживают не менее 50% населения региона. Однако на практике далеко не все региональные каналы входят в первый эшелон, большинство из них теряются между каналами телешопинга. Например, красноярские телеканалы, чтобы не оказаться в лонг-листе подобной “ювелирочки”, поступили следующим образом: они выдвинули требование, что если какая-то кабельная сеть ставит их дальше тридцатых чисел, то они отказываются с ними сотрудничать.


Один из путей решения для регионального ТВ при переходе вещания на цифровой формат – это объединиться в дополнительный мультиплекс, потому что скоро сетевое партнерство как институт взаимодействия вещателей совсем исчезнет и, так или иначе, телеканалы превратятся в фабрики по производству контента.

– Вопрос о создании третьего мультиплекса неоднократно поднимался в правительстве. Если внедрение третьего пакета программ будет окончательно отклонено, то получается, что региональным телекомпаниям придется закрываться или переходить на интернет-вещание? Ваше предположение.
– Вначале стоит сказать, что вопрос третьего мультиплекса поднимался сразу после того, как началась цифровизация в России. Перед нами стояла задача до прекращения эфирного вещания решить перспективы развития региональных телекомпаний, которые не вошли в состав первого и второго мультиплекса. В ходе разговора о создании третьего мультиплекса отмечалось, что передатчики для подачи цифрового сигнала не могут охватить полностью город и деревню. Если достаточно одного передатчика на город, где местные компании смогут оплачивать распространение сигнала, то в случае с деревней сложнее – потребуется десятки передатчиков, а это уже финансово нерентабельно. Когда мы первый раз обратились к правительству с просьбой разрешить этот мультиплекс, нам сказали: “Нет. Как же так. Будут смотреть только горожане. Это дискриминация”. Конечно, мы понимаем, что в какой-то мере это несправедливо по отношению к сельскому населению, но есть регионы, которые в состоянии провести мультиплекс как в городе, так и в деревне. Не скрою, что это преимущественно компании, которые связаны с местной властью, способной оказать финансовую помощь по оснащению этими передатчиками. И здесь возникает вопрос: что лучше, вообще не проводить третий мультиплекс или пусть хотя бы город смотрит? В вышестоящих органах считают, что в такой ситуации будет правильнее совсем отказаться от третьего мультиплекса. За этим решением стоят два крупных аргумента: политический и финансовый. Прямо скажем, что далеко не все в администрации президента хотят, чтобы были такие каналы, которые неизвестно каким образом будут влиять на взгляды населения. Стоит ли говорить, что даже к губернатору нет полного доверия, а если это, допустим, телеканал ТВК в Красноярске, которым руководит Вадим Востров – известный человек, не оппозиционер, но тот, кто имеет свою точку зрения на все происходящее, то тем более будет выдвигаться еще больше требований и нареканий. Не скрою, во многом на это повлиял пример с Аркадием Майофисом – основателем томского телеканала ТВ-2, где велись разговоры о Ходорковском, о войне в Сирии, о жертвах, погибших и т.д. В итоге его закрыли. Другой аргумент – финансовый. Есть же разница, когда реклама в цифровой среде делится на двадцать каналов или на тридцать.

– Какие пути выхода из этой ситуации вы видите?
– Во-первых, кабельное телевидение. Есть много телеканалов в крупных городах, которые работают исключительно в кабеле. Во-вторых, внедрение интернет-технологий. В-третьих, OTT (с помощью формата OTT (Over-the-Top) контент доставляется любому пользователю Интернета напрямую через протокол HTTP) – как один из эффективных способов получения прибыли в Интернете. Но до тех пор, пока не произойдет внедрение новых форм, региональным телекомпаниям придется столкнуться с разного рода трудностями, потому что, по сути, еще никто не смог перейти полностью на современную модель зарабатывания в Интернете. Отсюда с большой долей опасения ожидаем октября 2018 года, когда начнется активная работа по отключению аналоговой сети. Покажется странным, но многие регионы до сих пор не знают об этом законопроекте. Все, кто входит в состав НАТ, не просто в курсе, а интегрированы в последние новости и активно участвуют в обсуждениях текущих проблем и тенденций на наших конференциях. И все-таки я верю, что дополнительный мультиплекс получится установить хотя бы в нескольких крупных городах, чтобы в результате перехода на цифровое телевидение и отключение аналогового не потерять сильные телекомпании, которые запросто могут работать в цифровой среде. Вопрос состоит в том, как преодолеть скептическое отношение властей и федеральных вещателей, которые не хотят видеть конкурентов и опасаются политических неприятностей.

– Каким бы вам хотелось видеть телевидение в ближайшем будущем?
– Для меня телевидение мечты такое, где процент правды и процент пошлости можно поменять местами. Однако на экране сейчас главенствуют другие законы – рейтинги набирают программы, в которых преобладает коэффициент пошлости. В последние годы в связи с моим увлечением разными мистическими религиозными течениями был создан телеканал “Психология 21” на площадке телекомпании “Стрим”. Мы сделали канал, на котором я реализовал весь свой потенциал телевизионного человека. На этом канале выходила программа “Беседы с Эдуардом Сагалаевым”, где велись разговоры с выдающимися людьми на разные темы из области психологии. В ней не было ни пошлости, ни конъюнктуры. Подобный пример скорей исключение, чем правило. И мне тревожно видеть, как аудиторию сознательно уводят в сторону вульгарщины и агрессии. В то же время есть телеканалы, которые можно противопоставить такой идеологической политике. К ним относятся, например, телеканал “Россия-Культура”, “Дождь”, Discovery, National Geographic, “Моя планета”, “Дом кино” и масса других кабельных каналов, где создаются определенные критерии качества и вкуса.

– Какой рейтинг у этих телеканалов?
– В отличие от топовых федеральных каналов, конечно, рейтинг маленький, но сама экономика кабельного ТВ позволяет им существовать благодаря рекламе и выплатам за контент от кабельных сетей. При таком раскладе важны интересы самих кабельных и спутниковых сетей – берут они бесплатно или за деньги? Иногда приходится, наоборот, доплачивать им за контент. Это целая экономика, целый бизнес, целая стратегия, как выживать кабельным каналам. По моим наблюдениям, динамика развития в этом сегменте положительная: на сто новых телеканалов разорились примерно десять.

– По вашему мнению, какие передачи советского телевидения смогли бы заинтересовать зрителя и получить высокие рейтинги сегодня в эфире?
– У меня такая ностальгия связана с моей личной судьбой на телевидении. В середине 80-х годов выходила программа под названием “12 этаж”, которая была посвящена молодежи. В прямом эфире молодежь высказывала свою позицию по всем вопросам, начиная от школьных учебников и заканчивая отношениями между учителями и учениками, между детьми и их родителями. Для того времени это была новаторская передача, где в неформальной обстановке на лестнице в городе или парадном подъезде дома собиралась молодежь и бурно обсуждала текущую жизнь в стране. Потом всем известная информационно-музыкальная программа “Взгляд”, которая впервые выходила в прямом эфире. Кроме того, в этот список можно добавить программы “После полуночи”, “От всей души”, “Международная панорама” и “Кинопанорама” – такие форматы всегда будут актуальны на ТВ.

– У вас были социальные проекты “Включайся” и “Герой нашего времени”. Скажите, живы ли они сегодня?
– Конечно, они живы и, надеюсь, что будут жить еще много лет, потому что проекты востребованы. “Включайся” – это конкурс детских и юношеских телевизионных программ и фильмов, благодаря которому молодым ребятам дается шанс проявить себя в телевизионном мире. Впоследствии не все из них приходят работать на телевидение, но для многих это школа жизни и профессионализма. Для нас же интересно наблюдать, как меняется восприятие жизни наших учеников за время их обучения телевизионному мастерству, радостно видеть, как пополняется их инструментарий. “Герой нашего времени” – социально значимый фестиваль, где поднимаются такие темы, как память о войне. Эти темы вне времени и всегда интересны.

– Как вам кажется, герой нашего времени – какой он?
– Герой XXI века для меня ничем не отличается от героя времен Гомера. В моем понимании герой – это человек, прежде всего, свободный и способный преодолеть себя в каких-то экстремальных ситуациях. Причем, что интересно, героизм в каждом из нас может проявиться совершенно неожиданно в решающий момент. В итоге человек, который никогда не отличался особыми подвигами, способен себя так показать, что за него не будет стыдно ни Одиссею, ни Гераклу. В обыденной жизни герой – это тот, кто почти не лжет, а если и обманывает, то только невзначай. Если говорить об идеале человека XXI века, то мне бы хотелось видеть его способным в экстремальных ситуациях на благородные поступки, свободным и честным.

– В предыдущем интервью нашему журналу вы говорили, что потребность в кадрах на телевидении есть, но учебные заведения не обеспечивают должного количества рабочего персонала. Изменилась ли ситуация за это время?
– Кардинальных изменений не произошло, наверное, во многом из-за того, что телевидением нельзя поручить заниматься студенческой аудитории. В этом деле, как нигде, необходима практика. Те, кто учится в этой сфере или хоть в какой-то должности подрабатывает на телевидении, куда проще входят в профессию. На моем веку есть история, когда человек, который работал в моей приемной курьером, впоследствии стал руководителем одного из крупных каналов. Масса примеров, когда люди начинали администраторами и дорастали до директоров, когда они добились карьерных высот. Здесь важно иметь сильную энергетику и уметь крутиться. Уметь крутиться – это одно из главных качеств в жизни, чтобы чего-то добиться. Телевидение – это очень специфическая отрасль, и пока ты не войдешь в рабочую колею, до конца не поймешь. Как выпускник филологического факультета Самаркандского государственного университета я до поры до времени не был телевизионным человеком и попал в этот мир случайно, как и многие из моих коллег. Случайности – тоже частный случай необходимости. Значит, так должно было случиться в моей жизни.

– Если бы вы могли что-то изменить в своей жизни и перемотать время назад, выбрали бы тот же путь?
– Если бы у меня была вторая жизнь, то я бы стал тибетским монахом. В зрелом возрасте предпочел бы уйти из монахов, узнать, что такое реальная жизнь, чтобы потом с новым опытом вернуться обратно. В моих знакомствах есть люди, которые прошли через это.

Беседу вели
Зинаида Вареник и
КаринаЦирхова

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2017
Посещений: 730


  Автор
Эдуард Сагалаев

Эдуард Сагалаев

Президент Национальной ассоциации телерадиовещания

Всего статей:  3

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций


Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код:









Реклама на сайте


Вызов консультанта


Регулирование и стандарты
Оборудование и технологии
Экономика и менеджмент
Контент
Новые продукты
Гуманитарные технологии
Оборудование для передачи сигнала
Профессиональное HDTV-производство
Малобюджетное производство в HD-формате



Социальная реклама


Rambler's Top100

Яндекс цитирования


Бесплатная подписка | Форум | Контакты | Ссылки | Реклама на сайте

Copyright © 2003-2013, ООО "ГРОТЕК"
Использование материалов сайта возможно при указании активной гиперссылки на главную страницу этого сайта. Ссылка должна выглядеть так: Broadcasting.Ru.