В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Интернет (а это именно он последние несколько десятилетий активно расширяет наше представление о мире) прокрался и в радио, перевернув в нем многие понятия.
Первое, что он подарил, – это персонализация, то есть возможность для каждого настраивать свой собственный эфир и слушать эту сетку вещания непрерывно и круглосуточно. Любой человек теперь может собрать собственный плей-лист из понравившихся треков, добавить интервалы вещания из действующих эфирных или интернет-радиостанций – и готово: по ссылке вы получаете непрерывный музыкально-информационный поток, ориентированный полностью на ваши вкусы и предпочтения.
Тут же маячит и второй подарок – коммуникации. Если ты размещаешь полученную радиоссылку в общем доступе, то вот уже у тебя новые и старые друзья, которые слушают твои любимые мелодии, “лайкают” понравившиеся, пишут комментарии – общение в полном разгаре!
Третий презент – творчество. Пиши свои программы, свою музыку, тексты – аудитория все оценит по достоинству. Даже заработать можно – авторские композиции на некоторых порталах способны приносить доход авторам при фиксации их тиражирования на радиостанциях других пользователей.
Уже сейчас есть немало порталов, которые позволяют реализовывать подобные сервисы. Наиболее удобные и развитые среди них – Last.fm, Яндекс.Музыка, Play-Tuner.ru, 101.ru и др.
В сети есть немало и просто агрегаторов аудиоконтента (от сервисов соцсетей, таких как ВКонтакте.ру, до сборников радиостанций типа guzei.ru или просто музыкальных композиций как зайцев.net), но легальность контента, размещаемого в таких источниках, весьма сомнительна. В случае же таких порталов, как, например, Яндекс.Музыка и PlayTuner.ru, весь аудиоконтент полностью легален за счет внесения организаторами соответствующих отчислений в аккредитованные государством общественные организации по сбору вознаграждений в области авторских и смежных прав или путем заключения прямых договоров с правообладателями авторского контента. Таких организаций на территории России две – РАО и РОСВОИС. К слову сказать, легальность использования аудиоконтента и затраты, связанные с этим, приводят некоторые порталы (например, Last.fm) к обязательному взиманию хоть и минимальной, но все-таки платы за такое использование. При этом, конечно же, страдает общий имидж Интернета, как бесплатного источника информации, что уводит определенную часть посетителей на другие порталы.
Сервисы для индивидуальных пользователей многие порталы удачно дополняют сервисами для компаний и даже целых корпораций.
Как сделать радиостанцию для какого-нибудь завода или крупного коммерческого предприятия? Создайте аккаунт на специализированном портале, запишите в аудиоверсии свои новости, интервью с передовиками, сделайте интересные сюжеты о производстве или развлекательные программы о досуге – вот вам и готовый эфир. Информация радиостанции поможет руководителям управлять, а сотрудникам лучше понимать цели и задачи, находить достойные примеры для подражания, иметь хорошие возможности выбора вариантов коллективного отдыха, развлечений, решения отдельных бытовых вопросов и т.п.
Маленькой компании особо не нужно агитировать свой коллектив, и чем ей тогда интернет-радио может помочь? Ну вот возьмем, к примеру, небольшое кафе или парикмахерскую. Здесь приоритетной аудиторией вещания могут оказаться посетители. На радио поставим приятный и подходящий по стилю музыкальный фон, а к нему добавляем рекламу: новые услуги, специальные акции, реклама партнеров или просто соседних заведений, у которых проблема с ростом посещаемости в стадии активного поиска решения. Такой ход сразу убивает двух зайцев: во-первых, привлечение клиентов на повторное посещение за счет организации приятной атмосферы и, во-вторых, дополнительный (возможно, и немалый) доход в виде рекламных сборов.
Есть в ассортименте интернет-радио и такой вариант, как “радио не для всех”. Это когда организация, обычно политическая партия или общественное движение, создает свое закрытое от посторонних слушателей вещание, которое транслирует прямые эфиры собраний, съездов, разъясняет программу деятельности организации, дает слово в эфире активистам различного уровня, простым ее членам и, возможно, тем, кто пока только задумывается о вступлении. Такое радио может иметь даже две версии вещания: внутреннюю и публичную, ориентированную на приток новых участников, на продвижение сгенерированных идей, а также собственных трактовок новостей и событий для самых широких масс.
А вот еще интересный пласт задач для интернет-радиотрансляций. Наша история и культура очень богаты и разнообразны. Но как лучше донести культурные или исторические ценности и до тех, кто целенаправленно этим занимается долгие годы, и до тех, кто случайно прогуливается мимо исторических достопримечательностей или произведений высокой художественной ценности? Интернет-радио и тут будет незаменимым помощником! Любой парк, выставочный комплекс, архитектурный памятник или иное культурное сооружение может быть оборудовано динамиками вещания, через которые окружающие узнают об удивительных фактах, неизвестных страницах истории, иначе посмотрят на, казалось бы, привычные вещи, получат дополнительный повод для гордости за свою страну, народ, творческие и трудовые достижения своих соотечественников.
Для реализации таких простых, но при этом удивительных возможностей тоже есть специальные интернет-порталы. Компании, которые их организуют, обязательно легализуют транслируемый аудиоконтент. Рынок этих компаний ведет историю с начала 2000-х годов, но и по прошествии уже почти 15 лет (!) вариант “музыка с флешки” в кафе пока проигрывает “умному и выгодному инструменту”, позволяющему удобно размещать рекламу и, что важно, зарабатывать на ее трансляции. И лидеры рынка, и молодые динамичные компании находятся пока в одинаковом положении – ожидания вступления в реальное действие закона об авторских правах и интеллектуальной собственности. Такие компании, как DiGiSky.ru, Play-Tuner.com, CubicMedia.ru, всерьез заявившие о себе, готовы предложить рынку не только перечисленные здесь варианты реализации интернет-радиоуслуг, но и, например, расширить поле для детского творчества. Если раньше в школе дети могли спаять детекторный приемник, то теперь, как в новом, активном проекте “Школьное радио”, они могут вести трансляцию передач о своей школе, о преподавателях, об одноклассниках – это тоже возможности таких простых и таких необычных интернет-порталов.
Уже к середине этого века может получиться так, что традиционный радиоприемник, с рассказа о котором мы начали этот разговор, изживет себя, полностью уступив место миниатюрным мобильным интернет-гаджетам. Уже сейчас любой уважающий себя телефон имеет встроенное, пусть пока и эфирное, радио. Спустя несколько десятков лет, при сохранении темпов беспроводной интернетизации наземного пространства и одновременного удешевления доставки сигнала, интернет-радио окажется обязательным атрибутом любого мобильного гаджета. Современные интеренет-радиоприемники стоимостью от нескольких десятков до нескольких сотен долларов также будут забыты, вместо них появятся универсальные многофункциональные устройства, удобные и безопасные.
Самые масштабные мировые агрегаторы интернет-радиостанций, такие как reciva.com или vtuner.com, сегодня объединяют всего лишь несколько десятков тысяч таковых. А в будущем они же или какие-то иные аналоги станут “ворочать” миллионами, в числе которых будут, конечно же, открытые интернет-радиоканалы крупных и небольших компаний, партий, культурных объединений, религиозных сообществ, да и даже просто частных лиц, интересующихся созданием собственного интернет-радио.
Для личного прослушивания с качеством признанных мировых лидеров Apple, Google.music, Spo-tify, Deezer могут быть хоть как-то сопоставимы лишь некоторые российские проекты, такие как Yan-dex.music, Zvooq.ru, PlayTuner.ru.
Но вот на поле для корпоративных клиентов наши разработки куда как более заметны. Здесь и традиционные старожилы DiGiSky.com, CubicMedia.ru, и молодая креативная разработка PlayTuner.com.
Так что все, кто любит и ценит радио, заходите на все перечисленные выше порталы и не только наслаждайтесь любимой музыкой (многие сервисы, кстати, совершенно бесплатны), но и используйте возможности создать свое собственное интернет-радио. Возможно, оно понравится не только вашим друзьям, но и поможет вашему бизнесу стать более прибыльным и получить не только креативный имидж, но и заслуженные высокие награды на профильных отечественных и международных конкурсах!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2014
Посещений: 14897
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций