В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
– Конференция, в которой вы принимаете участие, называется “Радио в глобальной медиаконкуренции”. Как вы для себя трактуете понятие “медиаконкуренция”? Существует ли медиаконкуренция как таковая?
– Да, я думаю, что название конференции отражает реальность. Радио больше не привилегированное СМИ. Оно стало одним из контент-провайдеров, хотим мы этого или нет. Каждый радиовещатель должен понимать, что теперь он конкурирует не только с другими радиовещателями, но со всеми медиа, которые могут привлечь внимание слушателя. Вот что означает понятие “глобальные медиа”. Посмотрите, я могу открыть свою страницу во “ВКонтакте” и слушать музыку оттуда! Получается, что “ВКонтакте” – это тоже конкурент радио. Сегодня радио потребляется в основном посредством мобильного телефона, который, в свою очередь, является медиацентром, объединяющим в себе все возможные источники информации: музыку, фильмы, новости, книги. Это фантастический вызов для нашей индустрии: мы вынуждены полностью пересматривать, как сегодня нам увлечь и развлечь свою аудиторию.
– Наши постоянные спикеры – представители телевизионной отрасли – часто спорят, является ли Интернет конкурентом ТВ, заменит ли Интернет полностью линейное телевидение через какое-то время… Что вы можете сказать по поводу радио на этот счет?
– В чем заключается наша работа? Наша работа – производить аудиоконтент и распространять его через любые доступные среды. Меня не должно волновать, передается ли мой контент посредством AM- или FM-волн, через DAB или IP. А слушателя это тем более не должно волновать. Поэтому я не вижу разницы между интернет-радио и просто радио. Распространение аудио-контента, возможность выхода в прямой эфир, музыка и прямая речь, развлечение аудитории – это и есть РАДИО. Среднестатистический слушатель выбирает мою радиостанцию, потому что доверяет бренду? Прекрасно! Так позвольте мне передавать ему контент любым возможным техническим способом. Это важно и полезно для станции.
– Можно ли назвать радио консервативной отраслью?
– Наша индустрия появилась в конце XIX века, и до сегодняшнего дня она действительно практически не менялась. Это все еще микрофон, передатчик и ряд слушателей. Впервые после более чем ста лет мы должны пересмотреть свои взгляды на нашу индустрию, потому что есть новые операторы, которые играют на нашем поле: так называемые аудиостримеры. Они изобрели новый способ потребления аудиоконтента – и не только музыки, – и мы должны реагировать, если хотим остаться на плаву. Итак, радио оставалось очень консервативной индустрией на протяжении десятилетий, просто потому что не было необходимости что-то менять. Сейчас пришло время проснуться!
– Как меняется и будет меняться радио в связи с развитием технологий?
– Да, технологии всегда являются драйверами изменений. Засуньте руку в карман – вы найдете там устройство, которого не было еще семь лет назад. Я говорю про iPhone. Нам не стоит забывать, как Стив Джобс презентовал iPhone в 2007 году. Он сказал: “Мы представим вам три новых устройства: iPod с возможностью тачскрина, телефон и интернет-коммуникатор”. И затем он продемонстрировал то, о чем говорил: это было три устройства в ОДНОМ. И вот факт – в одной руке мы можем держать целый медиа-центр, главную платформу потребления информации, изменившую многое для отрасли радиовещания. Сегодня не нужно покупать радиоприемник для прослушивания радио, у нас больше нет своего отдельного устройства. Теперь им место в музее старины. Радио меняется, оно должно эволюционировать из теряющей популярность индустрии в мир под названием “share”. Мы должны обучаться новым навыкам, мы должны продвигать наш контент уже совершенно по-другому. Благодаря развитию технологий информация распространяется практически мгновенно. И аудитория реагирует на программу раньше, чем та успевает закончиться. Вот главное, что принесли нам новые технологии, – они сделали каждый момент в наших программах интерактивным, даже если мы не стремились к этому.
– Насколько важен интерактив и контакт с аудиторией в работе на радио?
– Это играет не намного большую роль, чем раньше, поскольку это всегда было важно. Сегодня разница только в том, что каждый, кто работает в индустрии, понимает значение интерактива, так как его уже можно воочию увидеть. Приведем простой пример: раньше утреннее шоу существовало с 6 до 9 часов. После 9 оно замирало, не производя ничего видимого, слышимого или осязаемого. И так до следующего утра. Сейчас, во времена социальных медиа, утреннее шоу живет 24 часа в сутки. Интерактив с аудиторией не заканчивается никогда. И если слушателю что-то не понравилось, он сообщит об этом незамедлительно и вам, и всему миру. И довольно громко сообщит! Давайте не забывать, что когда слушатель кликает “лайк” на странице вашей радиостанции, он делает это фактически перед лицом своих друзей. Он одобряет ваш бренд и то, что вы делаете. Он дает публичную оценку. И это большое дело! Так что этот человек должен быть горд за все, что вы делаете в эфире. И поскольку он публично одобрил вашу деятельность, он считает, что имеет право время от времени высказывать несогласие с тем, что вы делаете. Но когда ему все нравится, он распространяет ваш контент, а это именно то, что вам нужно. Сегодня аудитория играет активную роль в вашем успехе.
– Сегодня практически все радиостанции практикуют вещание картинки из студии через Интернет. В этой ситуации радио не перестает быть радио?
– Послушайте, моя точка зрения по этому вопросу несколько отличается от мнения многих людей: я думаю, что это даже не тема для обсуждения! Что я имею в виду: допустим, я веду популярное утреннее шоу, приглашаю в гости суперзвезд и хочу опубликовать 60-секундный ролик с лучшими отрывками из шоу в Интернете. Как я должен выкладвыть это в Rutube или Youtube? Должен ли я вывесить просто аудиофайл с логотипом радиостанции, или намного лучше будет добавить видео? Я думаю, мы не должны переводить каждый аспект нашего бизнеса в философскую плоскость. Если я слушаю радио посредством медиабокса через телевизор, что я хочу видеть на экране? Статическую картинку с логотипом или отличный видеоряд из студии? Давайте не будем переводить каждый вопрос в технологии: нужна камера или нет... Это зависит от каждой конкретной ситуации. И мы не должны стесняться показывать наши студии – они ведь прекрасны!
– Традиционно (по крайней мере, в России) радио является более свободным СМИ, чем телевидение, например. Вы можете это объяснить?
– Креативность всегда была основной фишкой радиовещания. Помните слова Орсона Уэлса: “Преимущество радио – это отсутствие изображения”. Преимущество! Радиоконтент производить намного проще, чем телевизионный. Как я уже говорил – это может быть просто парень перед микрофоном. Поэтому, конечно, творческой свободы на радио намного больше, вы можете делать все легко. Есть идея? – Опробуй ее в эфире! Это намного легче, чем на ТВ, которое никогда не будет таким гибким. И это происходит во всем мире. И возможно поэтому мы выбрали работу на радио.
– Cоциальные сети: помогают ли они в продвижении радиостанции? Как правильно с ними работать?
– Социальные сети занимают важное место в жизни многих людей по всему миру. Так, радио, будучи тесно связано с жизнью (музыка, новости, рассказы, эмоции, открытия), имеет естественную связь с социальными сетями. Радио само по себе – социальная сеть. Один мой друг сказал: “социальное радио – это плеоназм”. И он был прав. Радио объединяет людей более ста лет. И это нормально для нашей аудитории – реагировать, делиться, отмечать “лайками” и “дислайками” контент через социальные сети. Я не скажу вам, как правильно радиостанциям использовать социальные сети, потому что этот разговор может занять два или три дня. Но я скажу вам, что у нас уже есть отработанная техника, позволяющая радио полностью интегрироваться в современные социальные сети. Это невероятное средство коммуникации и продвижения радиобрендов.
– Один из больных вопросов радиорынка – измерение аудитории. Какой способ вы считаете наиболее эффективным?
– Прослушивание радио становится все менее и менее линейным. Все больше используется то, что мы называем “подкастами”, кроме случаев, когда это просто музыка или новости. Поэтому должны быть изобретены новые системы измерения. Например, если я слушаю мое любимое шоу через два дня после выхода, разве я не являюсь слушателем? Дневниковая система, опросы и PPM уже не подходят. Должна быть создана лучшая система.
Сегодня каждый рынок выбирает свою систему измерений. Я верю в пересечение нескольких систем и результаты кросс-анализа.
– Какой жанр сегодня наиболее актуален для радио – разговорный или музыкальный?
– Зависит от страны, рынка и т.д. В ряде городов это должно быть разговорное радио, в других – музыкальное. Музыкальные радиостанции в основном носят развлекательный характер, тогда как разговорные – в большинстве своем это новостные станции, более серьезные. У них разные цели, разные перспективы, разные пути производства контента и, в конце концов, разные пути прослушивания. Слушатель разговорного радио более активен, он имеет возможность позвонить в эфир, чтобы задать вопрос или поделиться своим опытом с аудиторией.
Нет идеального ответа. Хотя могу посмотреть на это с технической точки зрения: производство музыкальной станции намного менее затратно, чем производство разговорного новостного радио.
– Вы работали в разных странах мира. Какие, на ваш взгляд, отличительные черты российского рынка? Что нам не мешало бы заимствовать у зарубежных коллег? А им – у нас?
– В ряде признаков российский рынок невероятно конкурентный. Намного более конкурентный, чем во многих странах, включая и мою родную – Францию. Поэтому у вас бизнес требует невероятного воображения, креативности и очень серьезного промоушена. Это то, что всегда поражает меня при приезде в Россию. Людям за границей стоит поучиться у вас мыслить масштабно! Вы так умеете. Понимаю, что по-другому и не могло быть – Россия очень большая страна, это почти целый континент.
Что касается зарубежного опыта, я буду говорить об этом на конференции: РАБОТАЙТЕ В КОМАНДЕ. Подумайте и действуйте сообща, всей индустрией, вместе с конкурентами. И это пойдет на благо всему рынку. Знаю, это звучит странно, но во время конференции я собираюсь объяснить и в деталях показать, как это делается за рубежом. И поверьте мне – это действительно меняет правила игры!
Материал подготовила
Анна Заварзина
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2014
Посещений: 9436
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций