В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
(Размышления о консалтинге)
Юлия Волкова
Независимый эксперт
"Вот мой паспорт и приглашение приехать в Москву
для консультации", - сказал незнакомец.
М. Булгаков "Мастер и Маргарита"
Если мы обратим наши взгляды на США, то увидим, что консалтинг - это вид бизнеса, скорость развития которого в последнее десятилетие сравнима только со скоростями развития информационных технологий и связи
Что есть консалтинг?
Почему-то в России консалтинг бизнесом не считается, на Руси всяк мнит себя экспертом во всем - будь то футбол, телевидение или управление государством. А вот в странах с рыночной экономикой ни одно серьезное экономическое и управленческое решение не обходится без привлечения консультантов, а услуги консалтинга выделяются статистикой в отдельную отрасль, в которой, например, в США занято около миллиона человек, а годовой оборот приближается к 100 млрд долларов.
Тем не менее, прогулявшись по виртуальному пространству, вы можете сделать ложный вывод о том, что и у нас существуют услуги консалтинга в сфере связи, и, мало того, они предлагаются широко и где-то даже навязчиво. Однако большинство российских "связь-консультантов" обещают на своих Web-сайтах всего три вида таких "услуг".
Во-первых, всевозможные курсы, семинары, круглые столы с темами, которые вам не всегда интересны. Как правило, они сводятся к докладам одних и тех же людей, читающих по бумажке стандартные тексты выступлений. Во-вторых, вам могут предложить купить отчет или обзор по технологиям, рынкам, перспективам развития, стандартам и т.д., который, как предполагается, кому-то интересен. Обычно это качественный перевод иностранного обзора с вкраплениями сведений о нашей действительности. И в-третьих, вам обязательно предложат "порешать проблемы" с чиновниками, от которых зависит получение заключения экспертизы или согласование проектных решений.
Давайте договоримся сразу - ни то, ни другое, ни третье - не есть консалтинг.
Сегодня, когда стоимость проектов растет, а время, отведенное на их осуществление, сокращается, когда практически невозможно знать все об отрасли, тенденциях, услугах, потребителях и конкурентах, именно консультанты предложат фундаментальные знания и свежую информацию, испытанные способы и новые подходы, анализ ситуации и синтез решения проблем. Мы зовем консультанта, когда:
Ответить на вопрос "зачем нам консультант?" - непросто. Потому что консультант нужен не всегда, а лишь в ситуациях, когда непонятно, с чего начать или что делать дальше, когда вам нужен разумный совет, дополнительная информация, конкретная рекомендация или практическое содействие в работе. Вот это и есть консалтинг. Вам, несомненно, известно, что отрасль связи российской экономики регулируется множеством законов и подзаконных актов. Причем в них постоянно вносятся дополнения и изменения, которые, к сожалению, иногда противоречат здравому смыслу.
Поскольку времени все это изучать у вас, конечно же, нет, принятые вами "здравые" решения обязательно натолкнутся на различного рода препятствия. При этом времени, отведенного на реализацию проекта, всегда не хватает, и вряд ли оно предусматривает поиск неизведанных путей. А консультант вовремя узнает, как изменились правила игры в соответствии с вступлением в силу очередных дополнений в Закон "О связи" или изменений "Порядка получения...".
В консалтинге всегда есть две стороны: сам консультант и клиент. В отрасли связи появляется еще одна - регулятор. И это не одно ведомство, иначе все было бы слишком просто. Считайте сами: Мин-информсвязи, Россвязь, Россвязьнад-зор, Связьэкспертиза, ФГУП "Главный радиочастотный центр", Минобороны, ФСО и ФСБ. Список кажется вам большим? Но это еще не все. Добавьте сюда Россвязьохранкультуру с лицензиями на вещание, Росприроднадзор с разрешениями на установку антенной опоры или прокладку кабеля, Санэпиднадзор, без заключения которого вам не согласуют проект, Ростехрегулирование, ведающее сертификацией оборудования, таможню, которая должна "дать добро" на его ввоз через границу, и так далее.
Здесь без опытного консультанта вряд ли удастся организовать процесс так, чтобы проект на всех этапах своей реализации не встречал сопротивления регулирующей стороны. То есть консультант должен определить план-график, помочь правильно оформить документы и вовремя их передать в "разрешительный" орган, обеспечить прохождение всех этапов в нужной последовательности и своевременно вмешиваться, если намечаются сбои.
Как много фамилий, как мало имен...
Сегодня каждый мнит себя экспертом. Интернет принес с собой иллюзию общедоступности знаний и устойчивую уверенность в том, что во Всемирной паутине можно найти ответ на любой вопрос. Можно, наверное.
И все же несмотря на то, что действительно профессиональные консультанты в области связи пока еще товар, что называется, "штучный", топ-менеджеры все чаще осознают, что обращение к услугам внешнего консультанта - не каприз и не роскошь, а реальный способ решить проблемы, возможность сократить сроки реализации проекта, рационально использовать ресурсы и получить искомый результат. В последнее время спрос на консалтинг уверенно растет, а значит, растет и предложение. Поэтому выбор становится все сложнее. Вполне возможно, что весь проект "тащили" ваши инженеры, а "узкие места" разруливали менеджеры по связям с чем-то там. Однако побеседуйте с хорошим консультантом, и вы узнаете, что проблемы решаются совсем по-другому и времени для этого требуется вовсе не так много, просто "вашим" не хватает опыта и знаний текущей ситуации.
Выбирая консультанта, будьте предельно внимательны. Телекоммуникационные проекты обычно слишком продолжительны и затратны, чтобы учиться на своих ошибках. Поэтому четко сформулируйте задачу и определитесь со сроками и бюджетом проекта. Определившись с задачей, уточните, кто предлагает консалтинговые услуги именно в той области, которая вас интересует, как долго консультанты работают на этом рынке, какова их компетенция. Но помните, консалтинг - это, во-первых, личность эксперта и только в-пятых название компании, где он работает. Поэтому узнайте (если вы еще их не знаете) имена наиболее авторитетных экспертов по вашей проблеме. И не обращайтесь к тем, кто скрывает свои имена, предлагая консалтинговые услуги на веб-сайте без опознавательных знаков - ни названия компании, ни фамилий руководителей, ни адреса офиса, ни телефонов, только адрес электронной почты, да и тот на общедоступном ресурсе типа mail.ru.
Как ни прискорбно, но выбирать кон-салтеров мы не умеем. И не можем уметь, ведь раньше мы этого не делали и нам не просто с чем сравнивать. Интересно, что в таких условиях при выборе эксперта часто учитываются "внешние" критерии. Это может быть многостраничное коммерческое предложение на дорогой бумаге с виньетками и красочными графиками. Однако его наличие говорит только о хорошей офисной технике, но никак не о квалификации эксперта. Второй критерий - рекомендации от крупной американской компании или правительственного агентства чужой страны. Зачем в нашей российской действительности заморский опыт - непонятно, но громкое имя клиента гипнотизирует. Третий - имидж консультанта. Здесь за показатель профессионализма принимаются дорогие часы, дизайнерская одежда, "Паркер" с золотым пером и черный "Лексус" с водителем. Человек, соответствующий этому описанию, вполне может оказаться хорошим консультантом, а может и не оказаться. Его же выбирали "по одежке".
Что может продать консультант? Знания. Навык. Процесс. Совет. Причем профессиональные консультанты должны владеть главным - знаниями реалий бизнеса в России. Речь не о том, что должно быть, а о реальной ситуации в этом регионе, в этом бизнесе, в этой стране (западные консультанты малоэффективны в России просто потому, что они работают исходя из своей реальности). Например, надо ли обращаться в Москву или достаточно местного разрешения? Какие нужны сертификаты, получал ли их уже кто-нибудь или этот путь предстоит пройти вам? Сколько это стоит и сколько времени займет? Как определить необходимый ресурс (нумерации, частот, емкости каналов)? Как не переплатить за лицензии, частоты, разрешения, технические условия, экспертизу проекта? Какие разрешения вам действительно нужны, а какие нет?
Хороший консультант предоставляет комплекс услуг по подготовке, сопровождению и реализации вашего проекта. Он не предлагает решить отдельно взятую проблему (например, получить разрешение). Он знает, что "отдельные" решения - не для таких сложных проектов, как объект связи. Ведь все этапы проекта взаимосвязаны и ошибки на одном из этапов приведут к задержкам и сбоям на других. Хороший консультант в курсе новых тенденций в современных технологиях, сроках появления новых стандартов и степени готовности технологий. Он легко оценит, насколько соответствует то или иное решение российским нормам и правилам, составит бизнес-план и разработает системный проект, проведет маркетинговые исследования и оформит ТЭО проекта. Он поможет выбрать эффективные решения и в срок завершить проект. Он сделает все это с наилучшими показателями цена - качество -время реализации.
Хороший консультант видит структуру отрасли и прогнозирует ее развитие, он знает политические, регуляторные и финансовые аспекты телекоммуникационного бизнеса. Он разрабатывает стратегии развития, оптимизирует решения, способствует повышению доходности вашего бизнеса.
Где искать?
Профессиональные консультации в области связи в России предлагают сейчас, в основном, частные консалтинговые фирмы и отдельно взятые граждане. Лично я подразделяю всех тех, кто называет свои услуги консалтингом, на пять основных групп:
Что будет завтра?
"Прогулявшись" по виртуальному рынку телекоммуникационного консалтинга, можно найти массу самых разных предложений. Жаль только, что почти нет "интегрированных" предложений. А ведь телекоммуникационный консалтинг отличается от всех других именно комплексностью своих задач. Однако стоит ли удивляться такой разобщенности консультантов от связи?
Хотелось бы, чтобы в будущем был сформирован "кодекс чести" и определены показатели качества консультационных услуг. Это поможет некоторым образом стандартизировать консалтинговую деятельность, сформировать подходы к ценообразованию, подтолкнет к разработке правил работы для консультантов и для их клиентов, а также приведет к созданию доступной и официальной сети информационных ресурсов для консультантов и заказчиков.
В заключение хочу дать несколько практических советов тем, кто пытается самостоятельно прорваться сквозь регу-ляторные джунгли нашей действительности. Я делаю это вполне сознательно и не боюсь, что, дав десяток советов, разрушу бизнес консалтинга.
Все это азы работы с регуляторами. Причем мой, хотя и небольшой, опыт работы в других сферах промышленности показывает, что вы легко можете заменить во всех 12 пунктах названия "связных" регуляторов на любых других и почти не ошибетесь.
В этом деле главное - помнить: не регуляторы заинтересованы в том, чтобы ваш бизнес начал работать. Заинтересованное лицо здесь - только вы. Вам и действовать либо самостоятельно, либо с помощью консультантов. Будьте оптимистами!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2007
Посещений: 10032
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций