В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Почему? Потому что всем нужна оперативность, надежность и то, что называют модным словом “коллаборация” – одновременная работа множества сотрудников над материалом. И облако как раз та технология, которая позволяет превратить совместную работу над материалом в коллаборацию.
Первыми распробовали вкус облачного производства, конечно же, те, кто делает “живые” события, – организаторы спортивных трансляций. Как они привыкли работать? Приехали, расставили ПТС, камеры, разложились со всем хозяйством. Режиссер командует: “Мотор!”, камера снимает. Потом “переключаем, на третью увеличь, теперь наезд, откати, на пятую эффект наложим” и т.д.
Сейчас не так! Потому что до каждого стадиона лежит в руку толщиной оптика от Амазона, Гугла и пр. И камеры свои везти не надо – стадион вполне может быть оснащен стационарными, получай с них потоки, которые могут быть и 8К. Хочешь – делай наезды, хочешь – отъезды, накладывай любые эффекты. Разрешение, которое тебе идет, и качество несжатого видео это позволяет. Более того, можно, сидя где-нибудь, принимать трансляцию из Лос-Анджелеса и обрабатывать ее в дата-центре Лас-Вегаса (это просто дешевле: Вегас не только центр развлечений, но и один из центров обработки медийной информации). И потом, собрав всю информацию, раздать и транслировать по оптическим каналам по всему миру. Если традиционная спортивная трансляция почти всегда предполагает спутниковый канал связи, то есть сигнал должен сбегать минимум на 39 тыс. км вверх до геостационарной орбиты, а потом на 39 тыс. км спуститься, то организация этой же самой трансляции в облаке – это добежать по световодному каналу от Лос-Анджелеса до Лас-Вегаса всего 450 миль и выполнить все работы там.
Желанная коллаборация возможна, когда контент минимально сжат. Если без облака, то для этого требуются совершенно безумные по размеру хранилища и столь же безумные каналы связи. Традиционные телестудии – это всегда монтажки, серверы продакшна и огромный архив. Причем архив медленный, на ленточках. Потому что строить все на таких скоростях, на которых построены продакшн и монтажки, дорого. В облаке же – быстрый архив безграничного объема за небольшую денежку. Некомпрессированное видео, хоть гигабайты, хоть терабайты – все что угодно в любом количестве, просто складывай и складывай. И каналы связи – те, которые от облака идут до тебя, тоже очень быстрые. Поэтому получается, что облако замещает собой все то, что приходилось строить специализированно в своем собственном телецентре, причем стоимость “обычного” ушла вниз, а надежность – резко вверх. И ты можешь свое “обычное” получить в новом качестве: обычный канал связи, но высокоскоростной, обычное хранилище – высокоскоростное и высоконадежное, обычные способы доставки живого контента по высоконадежной оптике и т.д. Таким образом, получается, что сегодня в реальной телевизионной индустрии по-настоящему телевизионным остается только способ получения контента, то есть съемка.
Без съемки никуда не денешься – источник должен быть отличный. На высококачественном источнике с достаточной глубиной цвета, с хорошим разрешением многие вещи, которые раньше приходилось делать, давая оператору команду “Сделай мне наезд”, больше не нужны. Потому что то качество изображения, которое тебе транслируется, позволяет сделать многократный наезд просто в пределах самой картинки. Следует ли из этого, что отпадает необходимость в хороших операторах? Не совсем.
В любом случае изначально правильно расставить и что-то сделать надо, тут техника человека не заменит. Техника способна заменить человека в том смысле, что оператору необязательно стоять за камерой, камера вполне может быть роботизированно управляемой. Но все равно должен быть тот, кто управляет роботом. Только он понимает композицию картинки, понимает, как это красиво сделать, отследить движение за мячом и т.д. Спортивная игра, концерт – это та трансляция, которая не всегда идет по сценарию. Вернее, всегда не по сценарию. И сделать из просто игры красивую картинку, красивое шоу – это искусство, тут требуется человеческое вмешательство и мастерство. Все остальное – чистая механика.
Как часто при коллаборации надо синхронизировать свои сведения? Непрерывно, онлайн. В работе с материалами, которые идут в живой продакшн, не может быть так: я сейчас у себя поработаю, потом загружу в облако. Особенность современного облака состоит в том, что ты работаешь прямо там, в нем. Подключение к удаленной монтажке-облаку ничем не отличается от подключения к монтажке в телестудии. Монтажный лист исполняется с теми же минимальными задержками и с той же точностью.
Важный вопрос: возможны ли в облаке потери? Вообще потери вероятнее на локальной стороне, чем на облачной. Если говорить о контенте, то, конечно, это бизнес-критические вещи, и очень важно обращать внимание на способы резервирования: как осуществляется георезервирование, как географически разнесены центры. Какой бы качественный и защищенный ни был дата-центр, прошедший торнадо или ураган может повредить линии связи и электропитания. Поэтому важно разнесение центров резервирования таким образом, чтобы они одновременно не могли быть поражены одним и тем же природным явлением. Это классика – степени защиты, и именно за это профессионалам приходится платить заметно больше, чем нам, простым пользователям.
Конечно, есть вопросы ИТ-безопасности. Я почти 20 лет работаю в ИТ и застал даже полностью изолированные сети, причем не на уровне ИТ-безопасности, а физически: не было проводов от элементов “грязных” сетей к “чистым”. Дальше – как борьба брони и снаряда: растущая киберугроза заставила выработать определенный набор правил, который позволяет бороться с подобного рода проблемами. Но надо понимать, что когда речь идет об интернет-гигантах, которые предоставляют облачные услуги и дата-центры, то кибербезопасность – это первое, что они гарантируют.
Не потеряет ли эксклюзивность ваш контент при коллаборации в облаке? Нет! Ваш контент никому больше не виден, кроме вами же допущенных, это ваша собственная изолированная от внешнего мира уникальная студия, а облако – это инфраструктура, которой вы пользуетесь. Могу привести в пример компанию Perform Group – крупнейшего в мире производителя спортивных трансляций. Они осуществили полную миграцию своего производства и распространения спортивного контента на облачную платформу и создали сеть центров управления трансляциями. Специальные решения контролируют облачным же образом их облачное получение, обработку и распространение контента. Параллельно с жизненным циклом движения контента от точки, где его сняли и отправили в студию, до точки, где этот контент покинул ферму по организации сигналов трансляции для миллионов пользователей, и вплоть до конечных пользователей контент сопровождают, а центры управления трансляциями получают уведомления о любых сбоях.
Спортивные трансляции приковывают внимание миллионов, это очень дорогая история и довольно специфичная с точки зрения распространения, потому что огромную роль здесь играет задержка. Многие на недавнем чемпионате мира по футболу сталкивались с ситуацией, когда по радио уже слышен результат, а онлайн-трансляция идет с задержкой 30–40 сек., то есть по сути зрители видят повтор. Так я, например, смотрел матч Россия – Испания. К сожалению, у облака и интернет-технологий есть негативная обратная сторона – вот эти задержки. Причем задержки дает не аналоговое ТВ, а цифровое. Если оценивать по задержкам, то в распространении первым, то есть самым быстрым, будет аналог, потом цифра SD, потом цифра HD, далее цифра ultra HD, потом будет ОТТ. Кабель будет чуть позднее цифры, спутник – чуть позднее кабеля, потом пойдет IPTV, самым последним окажется ОТТ. В общем, есть над чем работать, и в облаке в том числе.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2018
Посещений: 2609
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций