Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Популярная экономика телепроизводства

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Популярная экономика телепроизводства

Александр Беззубцев
Телевизионная производственная компания "Говорит и показывает" (г. Липецк)

Несмотря на кризис, контент остается основой конкурентоспособности каналов. Однако в настоящее время также ставится вопрос об оптимизации затрат на производство контента. К нам в редакцию поступила статья, автор которой предлагает один из вариантов такой оптимизации. Не беремся утверждать, что мнение автора единственно верное, возможно кто-то захочет с ним поспорить или предложить свой вариант развития событий. Мы приглашаем всех желающих к обсуждению данного вопроса. Ждем ваших материалов.

Некоторое время назад не существовало такого понятия, как производственная телекомпания. У обывателя это словосочетание до сих пор вызывает вопросы: если телекомпания, то как ее смотреть? Иными словами, принято считать, что телекомпания занимается и производством программ, и выдачей их в эфир.

И, как обычно это бывает, несколько позже, чем на Западе, телепроизводство и телеэфир разделились и в России.

В годы обучения в школе и на историческом факультете педагогического университета автор статьи усвоил одну убедительную и поразительную по своей силе и простоте истину об энеолитической революции, которая сделала возможным дальнейшее развитие цивилизации. Суть этой революции заключается в разделении труда, которое произошло около 4 тыс. лет до нашей эры в медно-каменном веке (энеолите). То есть одни люди стали делать только посуду и добились высокого мастерства и знаний в этой области, другие - готовить в этой посуде пищу, третьи - делать оружие, чтобы эту пищу добывать.

В результате технический прогресс стал набирать обороты.

Отражение философии энеолитической революции можно увидеть и в разделении телепроизводства и телеэфира (под эфиром автор статьи подразумевает публичную демонстрацию программ посредством кабельного, спутникового или эфирного телевидения. - Прим. ред.).

По большому счету в ведении вещателей сегодня осталось только производство новостей, которые имеют особую значимость для телекомпаний. Новости - лицо канала, которые формируют его облик, имидж, формат. Все остальное прилагается.

Зачем вещателю заниматься производством?..

Почему телепроизводство все-таки отделилось от эфира телекомпаний?

Можно предположить следующие причины:

  1. Вещательная телекомпания представляет собой самостоятельную экономическую модель. Управлять ею проще без огромного "шлейфа" режиссеров, операторов, авторов.
  2. Сосредоточение над решением узких задач эфира позволяет повысить качество вещания.
  3. Становление рынка телеконтента в России.
  4. Заказывать телепрограммы дешевле, чем их производить.

Четвертая причина занимает последнее место в списке, но является важнейшей, с точки зрения автора статьи. Допустим, компания-производитель предлагает вещательной компании приобрести конкретную программу за 100 тыс. рублей. Вещатель же может купить аналогичную программу у другого производителя за меньшую сумму, и эта программа будет более привлекательной и подходящей по формату. Помимо того, собственное производство подобной программы выльется в следующие расходы телекомпании: оплата штата из десятка сотрудников, расходы по их социальным выплатам, технические расходы, транспортные расходы, налоги и т.д. В итоге себестоимость программы будет или такой же, как у стороннего производителя, или более высокой. Напрашивается закономерный вопрос: зачем производить программу самим, если затраты на производство будут такими же, как на рынке, или могут оказаться еще выше?

Еще один довод в пользу приобретения готовых программ у стороннего производителя состоит в том, что телепрограммы, произведенные независимыми компаниями, как правило, отличаются высоким качеством, так как они являются лицом производящей компании, а качество программ - определяющее условие в борьбе производителей за рынок.

Телепрограммы же, произведенные самим вещателем, могут нести в себе признаки некоторого форматного субъективизма.

Субъективный фактор также на стороне разделения телепроизводства и эфира: талантливые творческие люди, работая в больших коллективах, где не могут не ощущаться издержки административных механизмов, чувствуют себя некомфортно, что непременно сказывается на результатах труда.

Следует отметить, что выведение части работ и работников "за пределы предприятия" сегодня оправдано еще и с точки зрения уменьшения налогов.

Безусловно, государственные телекомпании, которые финансируются из бюджетов разных уровней, хотя и закупают готовые программы, но при этом не отказываются от собственных больших производственных мощностей. Но это уже немного другая история.

Геополитэкономия телевизионного контента

Что представляют собой производственные телекомпании? Это группа малых творческих коллективов или один такой коллектив. Как правило, руководит им его создатель - самый опытный специалист и организатор в деле телепроизводства. Он отлично знает, как оптимизировать производственный процесс, как сократить затраты, повысить качество продукта, с какой стороны подойти к решению нестандартной задачи. Он же - руководитель и продюсер (яркий пример - компания АТВ). Все это идет на пользу конечному продукту (программе).

Производители телевизионного контента в большинстве своем - так или иначе аффилированные, или дочерние компании вещателей. Такой подход позволяет хотя бы чисто психологически (а иногда и практически) удержать, "отмыть" некоторые средства компании. Однако, по подсчетам аналитиков и ТВ-экономистов, только 20% компаний на рынке производства телеконтента принадлежит пусть и не всегда большим, но независимым компаниям. Как правило, это компании Москвы, Санкт-Петербурга, других городов со сложившимися телевизионными традициями.

В современной экономике довольно давно, начиная с эпохи промышленной революции, устоялась тенденция размещения производства в районах, расположенных недалеко от места добычи сырья, там, где имеется относительно недорогая рабочая сила и т.п. Делается это с целью удешевления себестоимости продукта.

До отечественного телевидения подобная тенденция только доходит.

Вот другая ситуация: в 1990-е гг. в сфере компьютерных технологий произошел отток размещения заказов по программированию из Москвы в регионы нашей страны. Причина этого состоит в том, что программисты в регионах не менее талантливы, чем столичные, но при этом они готовы работать за меньшие деньги. В результате цены на выполнение заказов в сфере программирования в Москве понизились, а в провинции - немного повысились. В течение 5-7 лет установился некий паритет в оплате труда программистов, что выгодно как заказчикам программного продукта, так и его разработчикам.

Впрочем, в данном случае речь идет об оплате умственного труда. При производстве телевизионных программ ситуация несколько иная. Над созданием конечного продукта работает целый коллектив специалистов разных профессий. Однако затраты на жилье и общественный транспорт в столице значительно выше, чем в регионах. Дешевле там, где до Москвы хотя бы 200-300 км. Сколько будет стоить офис производственной телекомпании, расположенный в центре города? Сколько будет стоить съемочный павильон, транспорт? Сколько будет стоить работа актеров постановочных сцен? Думаю, что сравнение цен в регионах со столичными будет не в пользу последних.

Скептики наверняка спросят: откуда в провинции возьмется нормальный режиссер? Как ни удивительно, хорошие режиссеры сейчас есть. И учились они примерно в тех же вузах, что и столичные специалисты, а сейчас сидят и изнывают в ожидании достойного применения своих знаний, умений и навыков.

С повсеместным распространением Интернета стоимость коммуникаций становится настолько незначительной, что при подсчете производственных затрат ею можно пренебречь. Цена курьерской доставки мастер-носителя вещателю составит в среднем 1000 руб. Конечно, это не значит, что телевизионный контент должен производиться "во глубине сибирских руд". Радиус выгодного производства, по мнению автора, - километров 700. Иногда представителям производящей компании и в столицу придется выезжать, и в этом случае транспортные расходы начнут перекрывать себестоимость конечного продукта.

Геополитэкономические предположения

Ради дочерних компаний Москва будет сдерживать размещение заказов в регионах. Но региональные производственные базы (возможно, тоже дочерние) будут создаваться с нуля (или уже существующие будут расти). Некоторым из них наверняка удастся выйти на столичный телевизионный рынок, и вещатель будет голосовать рублем.

Взаимное сотрудничество между производственными компаниями уже начало устанавливаться. Несмотря на то что командировка в регионы связана с дополнительными затратами, в столичных телекомпаниях понимают, что посылать сотрудников на съемки в провинцию надо. В региональные производящие компании направляется соответствующий запрос. Правда, найти нужных специалистов можно не во всех таких компаниях. А если специалисты находятся, то это не обязательно представители частных компаний. Например, филиалу ВГТРК связываться с подобным подрядом будет неинтересно. Эфирные телекомпании в регионах решают свои, узкие задачи (впрочем, это отдельная тема). Бухгалтерия эфирной региональной компании в таком случае выставит "нерегиональный" счет, а для операторов и монтажеров дополнительная нагрузка останется лишь "халтурой".

По мнению автора, признаки негативного влияния дороговизны телепроизводства сейчас четко выражены в кабельном или спутниковом ТВ. Эфирное телевидение в этом смысле работает нормально.

Кабельное или спутниковое телевидение в большинстве своем представляет собой "эрзац-ТВ". В противоположность - существуют такие холдинги, как "Ред-медиа", которые производят свой продукт и принципиально не отказываются от заказа программ или их совместного с кем-то производства.

В целом же кабельные каналы можно назвать "эрзац-ТВ" потому, что их эфир заполнен телепрограммами, пусть неплохими, но вторичными. А иногда просто очень старыми - производства 1970-80-х годов. Но в одну реку дважды не войти. И если это не тематический ретроканал, то вести трансляцию по принципу "хоть чем-то заполнить эфир" - значит не уважать свой канал и своего зрителя.

Если же сотрудничать с региональными производителями программ, то можно создать что-то интересное в силу причин, описанных выше. В конце концов, относительно скоро Россия перейдет на цифровое вещание. Откроется возможность увеличения каналов. А что показывать по этим каналам? Двадцатый раз ставить юмористическую программу производства Би-би-си 1980-х?.. Однако при этом не стоит забывать, что вторичный рынок составляют программы, произведенные вчера, и сегодня они интересны только в единичных случаях.

Производителей телевизионного контента всегда будет меньше, чем студий, предоставляющих, скажем, услуги свадебных или корпоративных съемок, потому что в первом случае помимо профессионализма нужны финансовые вложения. На какие средства, к примеру, вы снимете пилот?

Однако ждать появления крупных региональных производителей или организации серьезной телепроизводственной базы в каком-то из российских городов осталось не очень долго. На выставке MoskowTeleshow'2008 Липецкая телевизионная производственная компания "Говорит и показывает" стала первой региональной производящей телекомпанией, предлагающей свои услуги на общероссийском рынке. Так что можно считать, что описанный в статье процесс уже начался...

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2009
Посещений: 13290

Статьи по теме

  Автор

 

Александр Беззубцев

Телевизионная производственная компания "Говорит и показывает" (г. Липецк)

Всего статей:  5

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций