В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Согласно данным компании TNS Россия, доля регионального ТВ составляет 4,27% общего количество зрителей (TV Index, города 100 000+, 2013, полные сутки, население 4+). За последние несколько лет этот показатель увеличивался, но незначительно (4,13% в 2011 году).
Среди топ-10 самостоятельно вещающих локальных телеканалов за 2013 год (05:00 – 29:00, население 4+), согласно TNS Россия, – 6ТВ (Хабаровск) с долей 6,7%, “Волга” (Нижний Новгород) – 3,9%, ТВ-2 (Томск) – 3,5%, 100ТВ (Санкт-Петербург) – 2,9% и др.
С запуском первого и второго мультиплексов федеральные каналы могут отказаться от сетевых партнеров, так как получают возможность разом охватить всю территорию РФ. Минкомсвязи рапортует о реализации масштабных проектов по освоению населенных пунктов численностью населения от 50 и 10 тыс. чел., а также об успешном запуске спутника, что к 2015 году позволит довести уровень проникновения по стране до 98%.
Печально, так как годами именно на этом строился бизнес региональных вещателей – они вкладывались в развитие и продвижение сетевого партнера в своем регионе: оплачивали рекламные кампании, инвестировали в сеть и пр. По данным мониторинга (НАТ) в России насчитывается более 1000 региональных телекомпаний, имеющих лицензии на эфирное вещание, и только 100 из них имеют собственное программирование. То есть региональные вещатели могут остаться без контента и оказаться в одном конкурентном поле с федеральными каналами.
Из уже известных критериев при выборе телеканалов для третьего мультиплекса – круглосуточное вещание и уровень телеканала (наличие собственного и закупного контента, показатели медиаизмерений). От многих региональных компаний это потребует пересмотра существующей бизнес-схемы и поиска новых возможностей.
Создается впечатление, что и представители Минкомсвязи сами не до конца представляют, каким и когда будет третий мультиплекс. Все подтверждают важность локального ТВ, но пока не понимают, как на самом деле это будет работать. Среди проблем, которые предстоит решить, – высокая стоимость услуг связи для вещательных компаний – от 6 млн до 12 млн руб., отсутствие радиочастотного ресурса и др. Именно с размером стартового взноса и ежемесячной платы связаны основные опасения региональных вещателей.
Круглосуточное вещание, собственное программирование, производство контента потребуют от вещательной компании увеличения штата сотрудников как минимум вдвое. Что означает необходимость привлечения значительных инвестиций, а также решение кадрового вопроса, который для регионов стоит достаточно остро. Самое время для поиска отходных путей.
Развитие различных платформ доставки телевизионного сигнала до зрителя идет полным ходом. Спутниковые, кабельные и мобильные операторы поспешили предложить альтернативные решения для региональных вещателей.
Так, осенью на конгрессе НАТ оператор спутникового телевидения “Орион Экспресс” в рамках собственной программы развития вещания региональных телеканалов рассказал о завершении формирования “Первого регионального спутникового мультиплекса”, в состав которого уже вошли каналы из многих федеральных округов. Одновременно с этим оператор рассказал о планах по созданию следующего мультиплекса. Оператор обещает, что участие региональных телеканалов в программе позволит им существенно сэкономить на средствах доставки сигнала до удаленных узлов связи, эфирных точек вещания, кабельных операторов, а также гарантирует прием программ телезрителями в труднодоступных районах.
Директор по развитию продуктов и услуг магистрального оператора “Транстелеком” Михаил Ерошин на конференции компании “Мастер решений” (новый дистрибутор контента на региональном рынке России) рассказал о возможностях по передаче ТВ-сигнала и о включении региональных телеканалов в базовые пакеты. Он подчеркнул необходимость ведения конструктивного диалога с вещателями. По его мнению, многие телеканалы переоценивают риски передачи сигнала без кодировки по IP-протоколу, при этом теряя доступ к огромной аудитории.
Практика трансляции региональных каналов кабельными и спутниковыми операторами достаточно распространена. Крупный оператор платного ТВ, как правило, имеет дело с огромным количеством каналов (более 200), вещающих на всю Россию. Поэтому и здесь к региональным каналам предъявляются достаточно высокие требования. Так, по словам Марины Загородной, старшего менеджера по подбору контента “Билайн”, принимая решение о включении того или иного локального телеканала, компания оценивает знание бренда, маркетинговую поддержку и знание каналом специфики своей аудитории. Немаловажным фактором является вещание в формате HD.
При круглосуточном вещании потребность канала в контенте составляет не менее 200 премьерных часов в месяц. Допустим, треть можно закрыть локальным контентом, но чем заполнить остальное? На этот вопрос многим региональным вещательным компаниям придется найти ответ в самое ближайшее время.
“Услуги стороннего программирования и закупки контента – это разумный ход для региональных вещателей. Как работает эта схема? Наша компания собрала экспертов на рынке лицензирования и программирования, которые прошли школу эфирных каналов. Мы инвестируем в качественный контент, закупаем актуальные фильмы, сериалы, мультфильмы напрямую у мейджеров, очищая права на всю Россию. Крупнейшие правообладатели заинтересованы продавать контент на большую территорию и значительный охват. А региональным партнерам мы предлагаем заплатить за право вещания только в их регионе – это в десятки раз меньше. Далее мы выстраиваем всю цепочку – логистику, адаптацию, кодирование. Это отлаженная схема, которая работает как часы. Очень важный момент – это эффективное программирование исходя из медиаизмерений. Благодаря нашей региональной партнерской сети мы можем позволить себе включить в наш портфель фильмы, которые только прошли в кинотеатрах. Это реальная возможность для региональных каналов вступить в борьбу за зрителя и рекламные бюджеты”, – говорит Анна Кременецкая, соучредитель компании “Мастер решений”, специализирующейся на дистрибуции контента на региональном рынке России.
“С запуском первого и второго мультиплекса усилится борьба за позицию в третьем мультиплексе, районные и мелкие городские студии перейдут в кабель, или просто-напросто умрут, либо выйдут на договорные отношения с владельцами, – считает креативный директор “Первого областного телеканала” (г. Орел) Тимофей Карасев. – Думаю, будут размещать свой собственный контент с рекламой или выкупать время. Все зависит от договоренности. Наш канал существует с 2011 года. За это время “Первому областному” удалось наладить вещание на территории всей Орловской области. Схема распространения нашего телеканала – по каналам VPN. Считаем это своим ноу-хау. Телеканал молодой и амбициозный, конечно, постараемся попасть в третий мультиплекс”.
Телеканалы, которые имеют собственное производство, успешно решают вопросы распространения, безусловно, найдут свое место в условиях формирования третьего мультиплекса. Выстраивание самостоятельно всей цепочки, связанной с закупкой контента, потребует от канала значительных инвестиций. Региональным вещательным компаниям стоит обратить внимание на успешный мировой опыт по привлечению сторонних компаний к наполнению канала. Это может снизить издержки по наполнению канала, улучшить программирование и укрепить рыночные позиции. “С точки зрения контента, естественно, закупать его на аутсорсинге оптимально, так как пакетное предложение дешевле и разработано специально для ежедневного вещания. Да и найти профессионалов в региональных городах по лицензированию достаточно сложно, так как телевизионный рынок у нас очень маленький”, – заключает Тимофей Карасев.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2014
Посещений: 15178
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций