В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Борис Боярсков
Руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, член Правительственной комиссии по цифровому телевидению
Борис Боярсков является членом Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию, а также членом Правительственной комиссии по цифровому телевидению. Б. Боярсков родился в 1953 г. в Ленинграде. В 1976 г. окончил Политехнический институт им. М. И. Калинина по специальности инженер-металлург. Работал на машиностроительном заводе "Красный Октябрь", затем -в спецслужбах. В1991 г. стал заместителем председателя районного Совета народных депутатов Куйбышевского райсовета Санкт-Петербурга. В 1994 г. возглавляет представительство банка "Империал" в Санкт-Петербурге, затем был назначен заместителем управляющего филиалом банка "Еврофинанс". В 2001 г. - вице-президент банка "Еврофинанс" по инвестиционным программам (в том числе в полиграфии и сфере массовых коммуникаций). В апреле 2004 г. был назначен и.о. директора департамента лицензионной работы Министерства культуры и массовых коммуникаций, в июне - руководителем Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Своими соображениями о развитии телевидения в 2006 г. и прогнозами Б. Боярсков поделился на X Конгрессе НАТ
Стремительные процессы
В течение двух последних лет мы стали свидетелями стремительного развития российского телевидения. С начала 2005 г. в России для работы в сфере телерадиовещания получили лицензии 1864 вещателя (из них 1068 -в области телевидения и 796 в сфере радиовещания); переоформлено 293 лицензии (радиовещание - 130, телевидение - 163); пролонгировано 662 лицензии (радиовещание - 297, телевидение - 365).
Активнейшим образом формируются крупные национальные вещательные сети, создаются новые холдинговые структуры для эффективного управления теле- и радиокомпаниями. Например, лидер государственных СМИ -ФГУП "ВГТРК" - завершило консолидацию самостоятельных прежде региональных организаций, преобразовав их в филиалы центрального офиса с более строгой, чем прежде, системой организационного и финансового руководства. При этом в его структуре, наряду с прежними редакциями каналов "Культура" и "Спорт", сформирована новая - "Российский информационный канал", выходящая на экраны вместе с "Вести 24". Запущен в эфир проект РИА "Новости" Russia Today. Его передачи осуществляются через каналы спутниковой связи на английском языке, в перспективе планируется вещание на арабском и испанском языках. Организовано вещание в России канала "Евроньюс".
С четырьмя новыми нишевыми каналами вышел "Первый канал". Пока только в пакете "НТВ Плюс" можно увидеть их новый продукт - музыкальный канал "Музыка первого", а также "Дом кино", "Теленяня" и "Время: далекое и близкое". Еще один канал "Первый - всемирная сеть" осуществляет зарубежное вещание.
Знаковым событием стал успех "СТС Медиа" в формировании сети региональных партнеров в распространении развлекательных телеканалов "СТС" и "Домашний", а также первичное размещение акций холдинга на нью-йоркской фондовой бирже NASDAQ. В течение полугода после начала размещения капитализация компании выросла почти в 2 раза и, по мнению экспертов, достигла $4,5 млрд. При этом в процессе лицензирования СТС и его региональных партнеров нами совместно с менеджерами СТС была достигнута договоренность, зафиксированная в лицензионных документах, о наличии в ежедневных программах передач не менее 2 часов регионального вещания. Таким образом, были учтены наши требования по поддержке регионального вещания и повышению профессионального уровня местных репортеров.
Активным образом формируются вещательные сети холдинговой компании "Проф-Медиа". Мы наблюдаем формирование мощного медийного холдинга полного производственного цикла, в который уже вошли телерадиовещательные активы, кинопроизводство и кинопоказ, а также крупнейший Интернет-ресурс. Налицо создание частного российского медийного холдинга с капитализацией в несколько миллиардов долларов.
Хочу отметить, что в случае возможного приобретения канала "ТВ-3" фактически произойдет возвращение в Россию активов стоимостью более полумиллиарда долларов.
Происходит создание немосковского по происхождению и федерального по сути канала регионов - "Телерадиокомпании "Петербург", выходящей со СМИ "Петербург Пятый канал". Одним из условий лицензий стало требование производства 15% программ региональными студиями. Канал вышел в запланированные сроки и выполняет обязательства по развитию сети региональных студий.
Вышел в свет новый проект телеканала "Звезда".
Аналогичные процессы происходят и в радиовещании, где наряду с государственным вещанием ВГТРК "Маяк" активнейшим образом развиваются коммерческие сети "Европейской Медиа-группы", принадлежащей французской компании La Gardere. Приобретение ею разрозненных активов и соединение их в холдинговую структуру значительно повысили потенциал не только этих сетей, но и всей отрасли. Кстати, в радиовещании, в отличие от телевидения, с моей точки зрения, существует значительно больше возможностей для развития региональных сетей. И я считаю, что тенденцию формирования межрегиональных и региональных радиокомпаний следует поддерживать.
На пути к развитию отрасли
Все вышесказанное - это свидетельство активного и свободного развития рынка телерадиовещания. Значительное количество отечественных информационных материалов и программ дает хорошие предпосылки для внедрения новых современных технологий доставки сигнала, к которым относится, в первую очередь, грядущее изменение аналогового формата вещания на цифровое.
Проведенные эксперименты в Мордовии убедительно свидетельствуют о том, что внедрение цифрового теле-и радиовещания способно изменить к лучшему информационную насыщенность жизни российской глубинки и городов, не вошедших в сферу медиаизмерений.
Действия Росохранкультуры, органа государственного надзора и контроля в сфере массовых коммуникаций, направлены на обеспечение условий для развития отрасли, сохранение единого информационного пространства, формирование условий взаимной ответственности государства и участников рынка за определение и выполнение лицензионных требований и условий. Для обеспечения прозрачности и обоснованности принимаемых нами решений, в том числе по условиям пролонгации лицензий и изменения условий вещания, практически все вопросы отрасли мы систематически выносим на обсуждение независимой Федеральной конкурсной комиссии, в состав которой входят общепризнанные и авторитетные специалисты в сфере телерадиовещания.
Проекты и решения
Не могу не отметить, что проблемы, накопившиеся в электронных СМИ за долгие годы, возникают в первую очередь из-за отсутствия необходимых нормативных правовых актов, регламентирующих эту сферу деятельности. Нормативная база, которой мы руководствуемся в настоящее время, значительно устарела и требует усовершенствования. Основой для внесения соответствующих изменений могут стать решения Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания и международные обязательства Российской Федерации, присоединившейся в недавнее время к Европейской конвенции по трансграничному телевидению.
Изменения должны коснуться в первую очередь системы государственного регулирования вещательной деятельности и сформулировать более понятные и конкретные правила лицензирования вещания. Результатом этих изменений должно стать развитие более социально ориентированного и ответственного телерадиовещания .
Планирующийся переход на цифровое вещание ставит нас перед необходимостью поиска и принятия в короткие сроки решений, определяющих перспективу развития отрасли вещания на многие годы вперед. Обсуждение каждой из проблем не только позволяет выработать взвешенные решения, но и обнажает остроту межведомственных противоречий.
Так, например, в ходе обсуждений на различных уровнях в течение 2006 г. выявились два различных подхода к определению способов государственного регулирования вещательной деятельности и формированию экономики вещания.
Один из них заключается в лицензировании вещательной деятельности, формировании гарантированной государством системы распространения сигнала по единым тарифам. При этом предполагается, что для вещателей должен быть установлен понятный регламент разрешительных процедур при наличии у них желания самостоятельно распространять сигнал. Рынок связных услуг должен формироваться в конкурентных условиях в основном "на последней миле" сервиса для вещателей, телезрителей и радиослушателей.
Другой подход отрицает потребность в едином операторе связи. В нем предполагается формирование рынка операторов связи, которые сами определят, кто и на каких финансовых условиях будет допущен в эфир через их передатчики.
Оба подхода подразумевают наличие некоего пакета программ бесплатного доступа, распространение которого в конечном итоге будет осуществляться за счет государственного бюджета. Оба подхода предполагают различную экономическую базу: один будет более обременителен для бюджета, второй, снимая часть бюджетной нагрузки, может привести к введению платного телевидения и к формированию большей части пакета программ исходя из готовности вещателей оплачивать услуги операторов связи.
По ходу обсуждения этих проблем специалистами различных сфер деятельности точки зрения сторон постепенно сближаются и, несомненно, приведут к выработке рациональных решений. Но мне еще раз хотелось бы подчеркнуть, что любой из выбранных подходов должен реализовывать один основной принцип - максимальную защиту принимаемых решений от влияния любых односторонних корпоративных интересов, защиту интересов вещателей, уже действующих на рынке, и ориентацию их деятельности на удовлетворение информационных потребностей общества.
Не исключаю, что одним из способов решения накопившихся проблем могло бы стать создание единого государственного регулирующего органа, действующего в сфере массовых коммуникаций.
Считаю, что государственное регулирование вещания должно осуществляться посредством лицензирования. Только таким образом возможно осуществить государственное регулирование, соответствующее интересам общества, рационально использовать ограниченный частотный ресурс и сохранить единое информационное пространство.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2007
Посещений: 10970
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций