Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Отечественный рынок интернет-ТВ: особенности, проблемы и перспективы развития

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Отечественный рынок интернет-ТВ: особенности, проблемы и перспективы развития

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что цифровые технологии кардинальным образом изменили жизнь современного человека. Он получил в свое распоряжение множество компактных многофункциональных приборов, которые стали его помощниками. Он обрел доступ к огромным объемам информации и услугам, о которых совсем недавно еще не мог и мечтать. Цифровые технологии изменили облик многих знакомых вещей, наделили их новыми функциями, дали им новое наполнение. А этот факт, в свою очередь, сильно меняет привычки и менталитет человека. Кардинальным образом, в частности, изменилась философия телесмотрения
Борис Иванов
Вице-президент по развитию
"Рикор Информационные Медиа технологии"

Цифровые технологии освободили человека от необходимости быть привязанным к ТВ-приемнику. Отпала зависимость от "прямых эфиров". Теперь они, по сути, необходимы только тем, кто не хочет смотреть в записи спортивные состязания и является поклонником интерактивных ток-шоу. Правда, нельзя сбрасывать со счетов так называемых кликеров — тех, кто просиживает часами перед телевизором, получая удовольствие от переключения каналов. Но таких людей — абсолютное меньшинство. Остальные осваивают разнообразные приставки-рекордеры, позволяющие записывать телепрограммы и фильмы и хранить их в памяти устройства, где они доступны для просмотра в любое удобное время. В качестве примера можно упомянуть продукцию холдинга "Рикор". Компания выпускает широкий модельный ряд приставок-рекордеров и разработала под них уникальное программное обеспечение, дающее возможность создавать персональные видеоархивы и фактически управлять телеэфиром, выбирая из него интересующие телезрителя программы.

Но есть и те, кто предпочитает смотреть ТВ через Интернет. Это стало возможным во многом благодаря технологическому прорыву последней декады. Прошло чуть больше 10 лет с тех пор, как бытовой модем выдавал скорость в 56 Кбит/с и это считалось нормальным. Сейчас пропускная способность в 10—20 Мбит/с является домашним стандартом. А это значит, что просмотр видео через Интернет стал вполне обычным делом. И как результат, в Сети появилось огромное количество агрегаторов профессионального видеоконтента, пользовательских роликов. Причем все большую популярность приобретают передачи, которые не были оцифрованы с ТВ, а сняты для размещения на специальных порталах.

Перспективы интернет-ТВ оценили и производители телеприемников. Многие из них стали использовать технологию SmartTV. Она дает возможность посматривать видео, размещенное в мировой Глобальной сети. Также появляются устройства с возможностью Web-серфинга. Компании Samsung, LG, Philips, Sony рассчитывают уже в 2013 году поставить на российский рынок более 2 млн интернет-телевизоров.

Несмотря на честолюбивые планы компаний-производителей, приходится признать, что отечественный рынок еще очень далек от насыщения подобными устройствами. В нашей стране, согласно данным RBC, насчитывается 88 млн телеприемников. Лишь 5% из них наделены функцией SmartTV. А если учесть, что период жизни телевизоров в среднестатистической российской семье составляет 6—8 лет и большинство семей обновили их в течение последней пары лет, то резкого взлета продаж SmartTV стоит ожидать не раньше, чем в 2017 году.

Однако тем, кто не может себе позволить в ближайшее время раскошелиться на интернет-телевизор, не стоит отчаиваться. Существуют иные способы. Получить доступ ко Всемирной паутине, не вставая с дивана, можно с помощью ноутбука или планшета, подключенного к телеприемнику, который в данном случае станет монитором. Можно приобрести специальный мини-компьютер — MediaBox. Весь его функционал заключен в возможности просмотра потокового видео с YouTube и закачки медиафайлов на внутреннюю память с последующим просмотром на экране телевизора. Отдельной строкой идут специализированные телевизионные приставки. Они, помимо доступа к ТВ-каналам, дают возможность управлять большим количеством видеоприложений через особый интерфейс — с помощью пульта ДУ. Стоят такие устройства меньше самого дешевого нетбука. Но при этом обладают высокими техническими характеристиками, являясь одновременно видеомагнитофонами, музыкальными проигрывателями и игровыми приставками. Некоторые из них работают на операционной системе Andriod и имеют доступ к сотням тысяч мультимедийных приложений на Google Play. Из ведущих разработчиков таких устройств можно выделить Apple, IconBit, "Рикор". Причем если Apple в России почти не работает, a IconBit предлагает устройство с предустановленной операционной системой и бедным функционалом, то "РИКОР" в своей приставке сразу дает возможность благодаря продвинутому софту создавать персональный телеканал, обеспечивает доступ к крупнейшим агрегаторам, предлагает поисковик по видеоконтенту и множество игр (для этих целей опционально предлагается игровой джойстик).

Развитию интернет-телевидения в нашей стране мешает несколько факторов. Во-первых, открытый Интернет по определению является "неуправляемой" сетью. В ней ширина полосы до конечного пользователя не подлежит контролю. В результате потоковое видео имеет низкое качество и периодически притормаживает для буферизации, что отрицательно сказывается на впечатлении пользователей о качестве услуги. Особое значение этот вопрос имеет для мобильных сетей. Во-вторых, существует проблема "единообразия". Большая часть контента в настоящее время распространяются при помощи различных форматов и протоколов, требующих наличия определенных кодеков и мультимедийных программ. Это создает сложности воспроизведения контента домашними устройствами. В идеале производителям "железа" и программного обеспечения необходимо прийти к общему знаменателю и разработать единый формат, доступный всем. В-третьих, предлагаемые технологии должны быть универсальными, легко адаптируемыми ко всему спектру абонентских устройств (персональные компьютеры, телеприставки, мобильные телефоны), нетребовательными к ресурсам и простыми в установке. Кроме того, существует проблема наполнения. На отечественном рынке пока представлено слишком мало производителей контента. Мировые лидеры в этой сфере (Apple TV и Google TV) в России не работают. После приобретения их фирменных приставок пользователи должны быть готовы к тому, что у них будет доступ лишь к YouTube и небольшому числу неофициальных сайтов. В нашей стране почти нет провайдеров ТВ-каналов по технологии ОТТ (Over-the-Top — доставка видеосигнала на устройство пользователя по сети Интернет). Российские агрегаторы (ivi, zoomby, youta, omlet, now, play) предоставляют по большому счету одинаковый контент.

Пока не сформирована единая ценовая политика в области продажи видеоконтента населению. Цены разнятся от 29 до 179 руб. за фильм. Кроме того, серьезнейшую конкуренцию платному видео составляют различные торрент-трекеры и сетевые файловые хостинги, бесплатно распространяющие контент. Нельзя забывать про инерцию мышления обывателей и их общую невысокую техническую грамотность. Согласно статистике, лишь треть от общего числа россиян, купивших телеприемники с функцией SmartTV, пользуется этой функцией.

Несмотря на большое количество подводных камней и национальных особенностей, аналитики предрекают рост отечественного рынка интернет-ТВ. Надежду вселяют показатели за рубежом. Там уже несколько лет подряд неуклонно растет число компаний-операторов IPTV к ОТТ, предлагающих уникальный продукт напрямую зрителю. В уходящем году объем продаж в сфере ОТТ составил свыше 11 млрд долл. По всем прогнозам, данный сектор платного телевидения может вырасти минимум на треть в ближайшие три года. Уже сейчас сервисы ОТТ предоставляют такие компании как Amazon.com, Inc., Apple Inc., Blockbuster Inc., Comcast (Fancast), Disney, BBC (I-Player) (пока только на PC), Google/YouTube, Hulu, Microsoft Corporation, Netflix, Inc. (Online Video Service), Sonic Solutions (Cine-maNow), Sony (OTT Service), TiVo Inc., VUDU Inc. (ISTB + Service), Yahoo! Inc. (Video Service). He исключено, что эти гиганты обратят свое внимание на перспективный российский рынок и станут его игроками. Данная ниша начала привлекать и российские компании. В частности, год назад ОАО "Система Масс-медиа" заключило соглашение с Samsung о доставке своего контента по технологии ОТТ. Отечественные агрегаторы надеются, что в ближайшее время на это поле обратят внимание рекламодатели. Подсчитано, что для рекламодателей привлекательным данный сервис станет только в том случае, если его ежедневная аудитория будет составлять не менее 100—150 тыс. уникальных зрителей.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2012
Посещений: 15040

Статьи по теме

  Автор

Борис Иванов

Борис Иванов

Вице-президент по развитию
"Рикор Информационные Медиа технологии"

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций