В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В данной статье авторы предлагают подход к оценке эффективности работы телерадиокомпании, при котором наряду с экономическими результатами их деятельности учитываются и социальные аспекты производимой продукции (теле- и радиопрограммы)
Социально-экономическая эффективность
Социально-экономическая эффективность - экономическая эффективность, рассчитанная при условии выполнения объектом нормативного уровня (социального заказа). Для ее определения необходима нормативная база производства передач. Основным принципом формирования нормативной базы является классификация всех передач по программно-технологическим признакам их производства с последующим определением стоимости одного часа подготовки передачи каждой формы (по оплате труда и материальному обеспечению - стоимостные нормативы) и удельных затрат труда при их производстве (норматив численности).
Для заданной цели (социального заказа), сформулированной в виде "ассортимента" передач для одной или группы компаний, рассчитываются необходимые ресурсы и сравниваются с реальными ресурсами компании. На этом основании определяется ее социально-экономическая эффективность.
Оценка эффективности производится с учетом всех совокупных доходов (поступлений) компании, а за величину расходов принимается нормативная (условно-начисленная) стоимость продукции собственного производства (Рн), рассчитанная для фактических объемов компании по экономическим нормативам для различных форм передач и широкоформатной структуре программы. Следует подчеркнуть, что при определении эффективности принципиальным является использование данных об объемах собственного производства как наиболее трудо- и ресурсоемкой сферы деятельности компании. По результатам анализа отчетных показателей прошлых лет многие компании существенно завышают показатели объемов собственного вещания, вкладывая в них все (или практически все) объемы вещания. Поэтому стоимость такой программы, рассчитанной как широкоформатная по нормативам, абсурдно высока. Особенно это касается объемов собственного производства радиопрограмм, где, в отличие от телевидения, исторически сложилось отсутствие разделения объемов на "собственное" и "прочее" вещание.
Прибыль компании должна быть показана как
П = Добщ-РН, (1)
а социально-экономическая эффективность как
ЭСЭ=П/РН, (2)
где: Добщ - совокупные финансовые поступления, предназначенные для производства программ;
Рн - нормативная (условно-начисленная) стоимость создания передач (программы).
Если общие доходы (Добщ) больше нормативных расходов (Рн), компания прибыльна при качественном выполнении своих задач (Эсэ>0).
Если Добщ<Рн, то Даже формально прибыльная компания (Ээ>0) не выполняет своих социальных функций и ее социально-экономическая эффективность Эсэ<0. Компания может стать прибыльной, уменьшив объемы вещания (производство собственных передач) или обеспечив тем или иным способом большую величину доходов (финансовых поступлений). В этом случае уменьшится величина Рн.
Логика данного подхода состоит в том, чтобы исключить следующее противоречие: "малозатратное" вещание, по-видимому, вполне устраивает государственные экономические органы, но вряд ли может удовлетворить политические, которые заинтересованы в эффективном вещании, выполняющем важные социальные функции. Проверочные расчеты "формальной" экономической эффективности и социально-экономической эффективности региональных ГТРК, проведенные авторами по показателям деятельности компаний за 2000, 2001 годы и предварительным показателям за 2002 год, дали следующие результаты.
В 2000 году из 65 телерадиокомпаний, по которым проводилось исследование, 52 признаны рентабельными предприятиями, при этом лишь 5 из них следует считать эффективными с точки зрения выполнения социального заказа (положительные значения социально-экономической эффективности). Остальные из этих компаний показали прибыль (или отсутствие убытка), но при этом, по-видимому, существенно "упростили" структуру своих программ или не обеспечили соответствующее качество передач (см. "экономический индикатор качества").
В 2001 году количество компаний, которые могли считаться эффективными при соблюдении экономических нормативов производства программ, увеличилось до 8, а по предварительным данным 2002 года - до 17.
Основным фактором низкой социально-экономической эффективности является то обстоятельство, что ряд компаний существенно завышают объемы собственного производства передач, вероятно в расчете на увеличение ассигнований из федерального бюджета. При этом многие из них, в принципе при любых ассигнованиях, не могут обеспечить указанный объем собственного производства передач (возможности технической базы, численность персонала и т.д.). Расчет финансовых средств на производство таких объемов, проведенный в соответствии с экономическими нормативами, показывает, что они существенно превышают имеющиеся ресурсы.
Тенденция к росту количества "социально-эффективных" компаний очевидно объясняется тем, что наряду с некоторым увеличением их доходов происходит процесс приведения величины объемов собственного производства в соответствие с имеющимися (планируемыми) ресурсами (корректировка цели). Вероятно, здесь играет роль то обстоятельство, что объемы вещания и финансовые ассигнования из федерального бюджета на 2001 и 2002 год определялись экономическими службами ВГТРК с учетом экономических нормативов.
Для расчета социально-экономической эффективности использовалась нормативная база из компьютерной системы "Норматив", разработанной ИПК работников телевидения и радиовещания в 2000 году. Эта нормативная база формировалась на основе статистических и экспертных данных, полученных в результате единовременного опроса практических работников телерадиовещания в 1999-2000 годы, разработки технологических моделей для передач различных форм и расчета на их основе трудовых и экономических нормативов. В системе реализован принцип "открытости" процесса формирования нормативной базы, то есть доступности внесения в нее изменений квалифицированным пользователем на основе новых данных или соответствующих разработок [2].
Практическое использование предложенного метода определения социально-экономической эффективности предполагает следующие условия:
Данный подход к определению социально-экономической эффективности может быть дифференцирован. Например, могут быть рассмотрены варианты деятельности региональных ГТРК приразличных соотношениях источников поступлений (их увеличение или уменьшение), в частности:
Во всех этих вариантах заказчик должен четко сформулировать цель (объем и номенклатуру программного продукта). При этом он может кардинально изменить "стандартную" (широкоформатную) структуру программы, например, оставить только информационное вещание или сделать компанию только производящей телевизионные фильмы.
Подобные варианты в настоящее время обсуждаются специалистами и общественностью [3,4,5]. В частности, рассматриваются следующие проблемы: создание окружного телевидения, разделение компаний на производящие и вещательные, определение понятия "государственный заказ", перевод финансирования и деятельности региональных ГТРК в ведение региональных органов власти, минимизации участия государства в СМИ.
Реализация последнего предложения в его крайних проявлениях, понятого как минимизация государственного финансирования региональных РГТРК, приведет к утрате контроля федерального центра над программной политикой региональных ГТРК. Региональные ГТРК будут иметь возможность (или будут вынуждены) использовать любой "формат вещания", в том числе малозатратный, но "рейтинговый" (что вполне совместимо), приносящий наибольшую прибыль. По нашему мнению, федеральный центр должен оставаться постоянным заказчиком на создание и распространение пакета социально значимых программ в таких объемах и структуре, которые бы составляли основу региональной программы. За рамками государственного заказа компания может иметь любые объемы, структуру, количество каналов и т.д., но при этом использовать другие (любые) источники дохода. В общем, все это имеет место и сейчас, за исключением одной существенной детали -продукция компании "не разделена" на государственный заказ и прочую деятельность компании, поэтому предложения региональных компаний хотя и проходят ревизию объемов по своей величине, но "социальная сущность" этих объемов выражена в отчетной и плановой документации лишь направлениями вещания, включающими кроме передач собственного производства всю видео- и аудиопродукцию стороннего производства. Такая отчетность не обеспечивает экономической оценки основной деятельности компании - создания передач, соответствующих требованиям социального (в данном случае, государственного) заказа.
Литература
ИПК работников телевещания и радиовещания
Марксана Немировская
Генрих Дерибас
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2004
Посещений: 12432
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций