Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О пережитках, цифровом неравенстве и глобальном мобильном информационном обществе

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О пережитках, цифровом неравенстве и глобальном мобильном информационном обществе

В азарте заочной словесной дуэли между московскими операторами кабельного телерадиовещания (ТРВ) и телекоммуникаций (ТК), партнерами по программе "Электронная Москва", Останкинская башня была названа "технологическим пережитком".

Что и говорить, отсутствие регулярного эфирного цифрового вещания и наличие ТВ-передатчиков производства 60-х годов прошлого века дали формальный повод для подобных суждений. Но такая оценка, на мой взгляд, не более чем PR. Автор ее, кажется, имел в виду иное, а именно, что жить ТВ-контенту лучше не в эфире, а исключительно в кабеле. По крайней мере, в Москве

Эфир или кабель? Особого свойства вечный спор. Похоже, однако, ни одна из технологий пока не получила гарантий победы.

Спорят почти о том же и вдали от родных осин. Это не мешает расти сообществу великих башен мира, достойным участником которого является и наша Останкинская. Скоро в Нью-Йорке, еще недавно обеспеченном контентом на уровне лучших мировых стандартов, появится новая телебашня. Тем временем Intel объявил почти крестовый поход во славу беспроводных технологий и для пущего PR сделал даже из акрила Wi-Fi-кресло.

Но предмет спора лидеров информационных технологий (ИТ), с одной стороны, и апологетов беспроводных ТК - с другой, о месте жизни мультимедийного контента в глобальном мобильном информационном обществе еще более продвинут. Кто победит: портативная мультимедийная станция, в которую превращается PC, или многостандартный терминал, выращенный из мобильника?

Заметим, что при этом подразумевается, что и ТВ растворится в цифровом потоке и обречено на вымирание. Оставим, однако, данное суждение на совести радикалов от мобильных мультимедиа: -многофункциональный телевизор с жестким диском - вот лепта сторонников ТРВ. Споры будут продолжаться, а технологии - согласно закону Мура - развиваться. Каждая из них займет свое, в смысле позиционирования, место на рынке. И цифра, как новый великий уравнитель, лет через несколько объединит возможности технологий и потребности пользователей в одном устройстве. Похоже, все будет как в прошлый раз при переходе к цветному телевидению, только в этот раз на поле электронных коммуникаций.

Печально другое. Разница между нашими маргинальными битвами и дуэлями в эпицентрах цифровой революции лишь оттеняет наше устойчивое отставание и цифровой разрыв между лидерами и Россией в технологиях и культуре индустрии электронных коммуникаций. (Именно такое название постепенно вводится в Европе для единого поля ТРВ, ТК, ИТ и части сферы развлечений.)

Поговаривают, что мы отстали навсегда. Наверное, и это PR. К тому же отставание уже значительно меньше, нежели бывало ранее. Например, газеты в Италии появились в XVI в., а в России "Ведомости" напечатали в XVIII в. (питерские, конечно).

По оценке Международного союза электросвязи (декабрь 2003 г.), Россия занимает 62-е место в мировом рейтинге доступа к цифровым технологиям (13 млн PC, 38 млн мобильных телефонов, 95 млн аналоговых ТВ-приемников), располагаясь после Маврикия и перед Мексикой. Португалия - 32-е место.

Объем всех услуг связи и информатики в России вырос в 2003 г. более чем на 40% и превысил S13 млрд, что составляет, однако, только 2% ВВП (у лидеров - порядка 10%). Услуги телерадиовещания в этих 2% занимают менее 4% (у лидеров - те же 10%). Итого услуги связи в области ТРВ составляют в России менее 0,08% ВВП, то есть раз в 15-20 меньше, чем у лидеров. Вспомним, что и ВВП на душу населения в 3-5 раз меньше.

Таким образом, россияне, и без того не избалованные доходами, еще беднее в области информационного обеспечения. Картина практически не изменится, даже если учесть доходы российских телерадиокомпаний (около S2 млрд). Даже Москва, один из самых дорогих городов мира, имеет сегодня порядка 10 Wi-Fi hot-spot, тогда как в Эстонии (28-е место) они есть почти на каждой бензоколонке.

Но, как говорится, это горе, но не беда. А беда в том, что мы пытаемся то ли догнать, то ли обогнать лидеров старорежимными средствами, которые перестали работать еще во времена СССР. Например, адекватны ли вызовам Глобального мобильного информационного общества наши программы "Электронная Россия" и "Электронная Москва" или это o oo¦ooo уже управленческие пережитки?! Может быть и не пережитки, но по части адекватности вызовам времени и эффективности государственного управления они рождают большие сомнения.

Рекламный слоган глобального мобильного информационного общества в ипостаси ubiquitous world гениален и прост: "Любой контент. Везде. Всегда. Всем. На любые терминалы". Конечно, это тоже PR и весьма амбициозный, но реальный.

Возникает вопрос: "А оно нам надо?" На Западе проекты уже есть, и технологии почти все есть. Дело за тем, чтобы найти успешные бизнес-модели. Здесь возможны варианты - от "убедить потребителей взять на себя доступные затраты на терминалы и услуги" до "раздать терминалы бесплатно, а заработать на услугах".

В последнем случае через какое-то время кто-то - либо Сорос (оптимизм), либо China Mobile (пессимизм) -раздадут населению бывшей России карманные терминалы для серфинга в глобальном океане мультимедийного контента. И это не фантастика, а ответ на поставленный вопрос и вариант вполне с очевидными последствиями.

Уважаемые коллеги операторы и вещатели, вас уже посчитали! Процесс пошел.

Грезы "Электронной Москвы" в области медиа на 2010 г. полностью воплощены в Милане в 2002 г. В Финляндии работает опытная зона IP-DVB-вещания, а осенью 2004 г. начнется вещание ТВ-программ на мобильные терминалы, в Японии - в 2005 г. В Гонконге такая сеть уже действует. Южная Корея в марте этого года запустила спутник для обеспечения мультмедийного DMB-вещания непосредственно на мобильные терминалы, широкополосный доступ уже имеют более половины населения, а 90% студентов с помощью мобильных телефонов выходили в Интернет.

Мы переругиваемся между собой и завидуем Западу, прикидывая, когда догоним Португалию, а Запад, за исключением Скандинавии (1-3-е, 5-е место), завидует Южной Корее (4-е место).

Нам надо меньше ругаться и завидовать. Пережитки не в башнях, а там, где, по М.А. Булгакову, начинается разруха. Операторам электронных коммуникаций России давно пора объединяться для того, чтобы стать катализатором структурной перестройки экономики и запуска радикального роста рынка услуг электронных коммуникаций и его доли в ВВП. Растущий рынок услуг электронных коммуникаций - это игра с "не нулевой суммой". Выиграть могут все, хотя и по-разному, как и положено в обществе тотальной конкуренции.

Некоторые пункты общей "повестки дня" можно назвать сегодня:

  • амбициозные и эффективные предложения власти по структурной перестройке экономики;
  • гениальные маркетинговые ходы класса "Проблема 2000 г." и другие средства-ускорители роста объемов рынка;
  • эффективные решения по переходу российского ТВ на цифровые стандарты;
  • решительное снижение административных барьеров и поборов в области частотного регулирования и лицензирования операторов и вещателей, предусмотренных законодательством о связи и СМИ;
  • участие россиян в крупнейших международных проектах, таких как DRM, DAB/DVB, DVB-X, 3GPP, 3GPP2, CISMUNDUS, WIMUS, CONFLUENT, BROADWAN, etc;
  • общие бизнес-проекты, объединяющие усилия операторов ИТ, ТК и ТРВ, способные создать рынок общедоступных мультимедийных технологий.

И давно пора перестать культивировать комплекс национальной неполноценности. Надо, объединив усилия государства и общества, заняться развитием конкурентоспособности, формированием внутреннего рынка и производства, созданием новой информационной культуры, стимулированием роста потребности в услугах средств электронных коммуникаций.

Операторы и провайдеры электронных коммуникаций, объединяйтесь! Или проиграете!

Первый заместитель генерального директора ФГУП РТРС
Александр Калин

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2004
Посещений: 10821

Статьи по теме

  Автор

Александр Калин

Александр Калин

Первый заместитель генерального директора ФГУП "РТРС"

Всего статей:  38

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций