ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ

Реклама на сайте


Форум  / Глоссарий  / Энциклопедия  / Подписка  / Публикации  / iMag  / Объявления  / Журнал  / Медиакиты  / Мероприятия  / Услуги

Новости проекта

Слияния, поглощения

Назначения, кадры

Жизнь отрасли

Операторы доступа

Рекламный рынок

Контент

Закон и порядок


Карта активности

Энциклопедия

Исследование

Проекты и Решения

Стандарты

Объявления

Исторический календарь

Открытки


О журнале

Каталоги продукции

Спутниковая связь и вещание

Техника кино

Авторам!

Наши партнеры


Бесплатная подписка

Платная подписка

Контакты

Ссылки

Мероприятия

    Назад в будущее цифрового кинематографа

Реклама на сайте

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Назад в будущее цифрового кинематографа

Сергей Васильев
Оператор-постановщик цифрового кино Digital Monkey & Co

Существуют две технологии, формирующие изображения на экране. Первая - это классический кинематограф, у которого есть свои состоявшиеся каноны. И вторая - это цифровая киносъемка, которая с триумфом прогрессирует...

Как появлялись цифровые технологии

Десять лет назад эту статью посчитали бы нелепой, поскольку невозможно было бы понять, о чем идет разговор. Но если взять отдельно нашу страну 15-17 лет назад, когда рухнул СССР и кинопроизводство было приостановлено, все задавали вопрос: "Выживет ли отечественный кинематограф? " Телевидение прочно внедрилось в нашу жизнь наряду с политикой, а кинематографисты тщетно пытались заполучить зрителей и искали альтернативные источники вдохновления и финансирования съемок, что и послужило тормозом прогресса, а также тотальной мутацией сознания. В то смутное время мне довелось жить в Америке и со стороны наблюдать за деградацией "важнейшего из искусств". Так и я стал беженцем с развалин ГОСКИНО, но ностальгия и тяга к кинопроцессу заставили расширить мой кругозор - очень хотелось снимать ФИЛЬМЫ, но посредством видео. И мне удалось адаптировать уже имеющееся "железо" в моем арсенале для "эффекта кино". Я начал экспериментировать и тестировать новинки зарождающейся цифровой техники, искать то, чего так не хватало видео, - пластики и киношно-сти изображения. Мои мечты оказались не утопическими - наблюдать за новинками с интригующими способностями мне помогли полученные знания. Стало очевидно следующее: явным преимуществом обладали устройства с цифровой обработкой изображения. Поначалу появились новые камеры Digital8, а вскоре и miniDV. Профессиональный рынок пополнили сканеры, они переписывали киноизображение на дорогие системы цифровой записи. Появился LaserDisc, потом DVD для дома, затем телевизоры с форматом 16:9 и звуком Dolby Digital. Персональные компьютеры APPLE и программа Photoshop. Программистами становились гуманитарии, фотографы и операторы. Эти одержимые люди со странным упорством писали штучные программы графики и обработки изображения, создавались новые компьютеры, и происходило это в то время, когда процесс производства с цифровыми обработками держался под замком. В 1989-1991 гг. Джеймс Кэмерон рассекретил морфинг, и в "Терминаторе-2" он доказал явный эффект от применения цифры - кинобизнес стал быстро адаптировать новшество для зарабатывания больших денег, процесс пошел, и еще как! Канадцы и американцы, снимающие авторское и документальное кино, заказали разработчикам видеооборудования камеры и системы монтажа для "кустарного производства". Многие производители за следующие 5-10 лет буквально сшибали с ног вычурным излишеством форматов записи и цифровых эффектов, пока не появился стандарт miniDV и DVCPRO фирмы Panasonic. Так был заложен фундамент будущего цифрового кинематографа. Не секрет, что в России существовали особенности национального кинопроизводства и в этот шаткий период времени, печально, но факт: творчество отошло на задний план и свежеиспеченный продю-серский кинематограф диктовал Главную Доктрину - все средства хороши! И стали снимать много плохих фильмов подручными средствами. Банальная необразованность в знаниях и отсутствие желания приобрести опыт привели к тому, что Россия была отброшена во времени на много лет назад. Крутые профессионалы, обжегшись на неудачах штурма технологии, с прямым непониманием процесса распустили слух о несостоятельности цифровых технологий, увлекшись диктатурой постсоветского пленочного периода, загнали себя в тупик и подвергли кинематограф техническому голоданию. А в то же время настоящие фанаты кино получили технологический рывок в будущее, все необходимое от А до Я для съемок кино на цифровые носители. С приходом XXI века пришел и термин "цифровое кино". Отчасти повезло и России - искусство кино получило вторую жизнь на экране телевизора, так как любое кино рано или поздно становилось достоянием домашнего просмотра или плановым показом по телеканалам ввиду полной опустошенности эфира и тотального дефицита "контента". Кстати, это очень модное слово "контент", оно в переводе с английского означает "содержимое". А содержимое наших фильмов оставляет желать лучшего и по сей день. Жажда денег и просто мода на раскраску и послужила толчком в развитии цифровых технологий. Реанимация советского кино с впечатляющим результатом рема-стеринга внесла новую смуту в кинопро-сесс - нарыв окончательно лопнул! Спасибо отечественным видеопиратам, они насильно внедрили DVD-фильмы! Силами борцов-одиночек новинки цифрового кинооборудования стали просачиваться к нам с 2001 г. Киноадаптеры и камеры, оптика и аксессуары, программное обеспечение и много другого эксклюзива. Не подкачали и японские разработчики - случилось четкое разделение цифровых кинокамер для производства кино и новейших телевизионных камер для цифрового телевидения высокой четкости.

Благодаря скрупулезному инженерному решению, технологии цифрового кино позволили привнести качественные изменения и экономию средств при съемке и на этапе постпродакшн. Результат -цифровой кинематограф больше не является нерентабельным, элитным или эксклюзивным, он получил статус прикладного. Главное условие работы и гарантированный успех - это четкое соблюдение технологии и здоровый творческий подход. Как только появились новые цифровые аппараты, стало понятным, что качество оборудования предыдущего поколения было принято во внимание и переработано, а все процессы АЦП-ЦАП получили стабильную архитектуру, оборудование сделали более "дружелюбным". Впитав производные физико-химического процесса в формирование киноизображения (который допускал нестабильные плавающие результаты), оборудование получило сертификацию, атакой формат, как DVCPRO-HD, вообще стал каноном HD. То есть была полностью проработана вся технологическая линейка и появились матрицы сверхвысокого разрешения. Можно сказать, что современная технология -это зеркальное изображение того, что уже было, но на качественно новом уровне. Кинематограф переместился из эры целлулоида в эру силикона, в эру цифры. Просто он стал не 16, не 35, не 65 мм - он стал цифровым. Вспомним киноэпопею Джорджа Лукаса "Звездные войны". Третий эпизод снимали с использованием техники известного нам производителя. Второй эпизод был снят тем же Лукасом, но с уже немножко измененными технологиями. И в крайнем эпизоде режиссер использовал совершенно новую технологию. И выбор Лукаса был не случайным. После стольких лет поиска на международном уровне цифровое кино показало потрясающий результат, люди осознали, что цифровые технологии могут не только имитировать, но и максимально раскрыть замысел художника! Настоящий режиссер снимает фильмы не ради денег, а только потому, что он хочет быть честным художником! Профессия кинооператора - это высокоинтеллектуальная творческая работа, совмещенная с тяжелым физическим трудом. Много ярких работ наших зарубежных коллег постоянно на слуху в Интернете. Это исключительно редкое сочетание художественного вкуса, мастерства и новых технологий. Эстетика цифрового кино еще формируется, и нам еще предстоит познать его.

Цифровой кинематограф

Когда все подошло к тому, что низы уже не могли снимать по-старому, а верхи еще не знали, как жить по-новому, нас, киношников, плавно выводят из этого кризиса новые технологии, и мы можем быстро наверстать упущенное время. Рассмотрим это на примере компании Panasonic. Почему Panasonic? Потому, что это очень опытная и четко работающая компания, которая, с бережностью и любовью относясь к искусству кино, направила все свои познания и исследования на совершенствование эстетики цифрового киноизображения. Производители Panasonic не пошли по принципу "нужно брать деньги" или "куй железо не отходя от кассы". Они решили пойти по-другому - проанализировав все плюсы и минусы киноизображения, специалисты компании подобрали оптимальное соотношение единичек и ноликов для плавного перехода в магический, творческий храм цифровых технологий под названием цифровой кинематограф. Все то, что люди наработали за сто с лишним лет, было бережно перенесено в строительство кино будущего. Камеры перестали быть просто техническим средством для фиксации изображения, а стали художественным инструментом в руках грамотных профессионалов. Поэтому совершенно ясно возникает логичный вопрос, почему же люди так боятся цифрового кинопроцесса? Если у нас еще цифровой кинематограф не распространен, то можно рассмотреть пример таких больших стран, как Китай и Индия. Последняя по нашим меркам -отсталая страна, а вот там больше 3 тысяч кинотеатров цифрового показа! Это говорит о том, что люди хотят смотреть то, что они снимают. Причем смотрят они свою продукцию, и их фильмы сделаны по последнему слову техники, а прокат картин происходит путем мгновенной доставки фильма в кинотеатры цифрового показа через оптоволоконные каналы за считанные часы! Такого масштабного показа можно добиться исключительно при помощи цифрового процесса! Молодцы, что и говорить! У них нет проблем с контентом.

Боязнь потери старой системы - места под солнцем, техническая слепота, неуверенность в будущем кинематографа, нежелание вкладываться в воспитание нового поколения специалистов цифрового кинематографа - вот основные причины тормоза кинематографической элитой технологии Panasonic. Мэтры презирают "цифру " или недопонимают позитивный результат от применения цифрового процесса. Кинематограф является в данный момент не более чем средством зарабатывания денег. У нас на руках самая прогрессивная технология DVCPROHD и P2HD. Толчок к разрешению проблемы схожести с киноизображением разрешился очень быстро. В течение пяти лет Panasonic выпустила три модели: AG-DVX100E, AG-DVX100AE, AG-DVX100B - эти три камеры практически стали революционными. Они сделали то, чего не могли сделать огромное количество производителей в борьбе форматов. Весь секрет был заложен не в оптике и не в формате записи, а в обработке сигнала, в самой эстетике построения пластики изображения, в прогрессивной развертке, и картинка у этих трех камер формата DV на порядки лучше основного числа камер с широчайшим разбросом цен! Потом вышел революционный AJ-HDC27 Varicam и внушил трепет и уважение своей переменной частотой съемки; иными словами, принцип работы стал приближаться к кинокамере. Ведь первое, на что даже непрофессиональный зритель обращает внимание, - похоже изображение на кино или нет. Замечательно, что Panasonic сделала матрицу в своем гибриде на несколько лет позже Sony, в итоге обе компании глубже изучили процесс распознавания секрета структуры изображения на кинопленке, и год от года они все больше приближаются к кинопленочному изображению. Последние камеры по сравнению с камерами первого поколения - это небо и земля. То есть мы очень близко подошли к тому, когда цифра полностью заменит пленку, целлулоид, сделанный из желатина. Желатин, как известно, делают из костей животных, а это далеко не гуманный способ производства кинопленки. В свое время производители кинопленки кичились тем: "Вы знаете, у нас собственный скот, который мы пасем в Африке, и кости лежат несколько лет, для того чтобы они прожарились и был очень качественный желатин". Представьте, кто-нибудь сейчас бы сказал: "Вы знаете, наши матрицы лежат в холодильнике под огромным давлением, чтобы изображение было лучше", - это звучало бы просто глупо. Однако время движется, и технологии цифрового кино постепенно заменяют кинопроцесс. Но если глубоко задуматься, то даже в классическом кинематографе весь постпродакшн делается в технологии digital intermediate - негативы переводятся в цифровое изображение с разрешением 2К, и после этого кинопленка автоматически становится цифровой. Нет ни одной картины, ни одного фильма, который не прошел бы этой стадии. Так что цифровая технология позволила кинопленке раздвинуть свои границы.

Характер изображения

У модельного ряда цифровых кинокамер Panasonic AJ-HDX 900E и AJ-HDC27H, снимающих на кассету DVCPROHD и формата P2HD со съемкой на карты памяти AG-HVX200E и AG-HPX500E с переменной частотой съемки, есть общая особенность - прогрессивная развертка и обработка изображения под кино FILM GAMMA, что по характеру изображения и по сути повторяет динамический диапазон кинопленки. Американцы снимают добрую половину сериалов этими камерами, нередко и полнометражные фильмы сняты по технологии цифрового кино - янки умеют считать свои деньги.

Особенности технологии

Сегодня камера - это компьютер с объективом. В каждый компьютер можно поставить новую программу. И здесь то же самое - при помощи обычной SD-карты можно научить камеру вносить апгрейды в функции обработки сигнала или читать новую карточку в 16, 32, 64 или 128 Гб. С каждим разом возрастает объем памяти и количество опций, которое производитель дает творцам в руки.

Если бы пять лет назад мне сказали, что через какое-то время я смогу снимать slowmotion в камере, я не поверил бы, так как это было невозможно, потому что нельзя цифровую пленку повернуть быстрее или медленнее, там есть порядок записи, а тут, при помощи Р2-технологий, оказалось все настолько простым и доступным, что просто нельзя не удивляться. До сих пор людей потрясает то, что можно простыми манипуляциями нескольких кнопок добиться потрясающих результатов - заставить цветок распуститься у тебя на глазах или увидеть полет шмеля!

Если мы используем стандартную оптику, которая ставится на эти камеры, - она хороша, но она не даст нам ощущения фильма. В кино каждый объектив неповторим, у него свой специфический оптический рисунок. Потрясающими приспособлениями для придания глубины картинки стали оптические адаптеры P+S Technik Mini35Digital и Pro35 Digital, а позже Movietube, которые позволили получить прозрачность и пластику. Изображение приобрело шарм, и буквально через 15 минут люди забывают о том, что перед ними находится обычная видеокамера. Люди начинают относиться к ней, как к настоящей кинокамере. У них нет больше пренебрежительного отношения - а это двухсотка, ну да. Я каждый раз делаю акцент на том, что это уже не "цифра", это уже серьезная аппаратура. Эта технология позволит перейти на цифровую кинопленку. Еще нет такого понятия, но есть уже сам факт существования.

Я многим людям говорю, что камеры Panasonic можно проапгрейдить. А они интересуются, как же можно заапгрейдить камеру, ведь нужно купить новую модель. Нет, этого делать не надо, так как у Panasonic открытая архитектура, все логично и абсолютно обоснованно: операторы и режиссеры хотели доступности кинематографа. И тут это все становится с каждым разом все лучше, все качественнее и нет пределов совершенству, технология настолько совершенная, что нужно просто уметь ею думать. Ведь камера не может научить человека красиво снимать, но необходимо уметь понимать оборудование. В этом ничего сложного нет: просто нужно заставить себя прочесть инструкцию - лучше на английском, в крайнем случае можно найти русский перевод, но главное - попытаться вникнуть, как все это работает. Ведь для того чтобы снять кино, нужно знать очень большое количество процессов - в частности, формирование изображения на кинопленке, как оно внедряется, все те слои, из которых состоит кинопленка. То же самое происходит с изображением на матрице, только не посредством проявочного процесса, а посредством аналоговой цифровой обработки. И все программы, которые позволяют работать, являются как бы продолжением этого самого физико-химического процесса. То есть раньше если был такой эффект "наплыв", то сейчас он называется "миксом". Сейчас микс делается простейшим приемом постпродакшна в реальном времени. Раньше для этого существовал целый агрегат ТРЮК МАШИНА, который при помощи механического устройства отмотки и обтюратора прогонял пленку в одном направлении, потом ее отматывал, и изображение со второй пленки накладывалась сверху, получался наплыв. Это был чудовищно долгий, но интересный процесс. И до сих пор во ВГИКе преподают эти спецсъемки. Кроме приятных теплых воспоминаний, больше ничего не возникает. Может и появится скоро новая дисциплина - история аналогового процесса киносъемки и степень его воздействия на психомоторное состояния оператора цифровых кинотехнологий? Зачем это нужно, если все можно сделать быстрей? Японцы - такая нация, которая не терпит все "до завтра", они не хотят жить "завтра , поэтому у них все происходит сегодня". И доступность этих технологий и программ обработки изображений зависит только от глубины познаний и логической цепочки. Поэтому человеку, желающему заниматься цифровым кинематографом, придется поменять точку зрения на формирование изображения в принципе. Приятно видеть такое количество настроек, однако сначала думаешь: неужели это я это осилю? А потом понимаешь, что во всем есть логика. Простота и логичность построения настроек внутри камеры просто потрясает своей продуманностью. Я никогда не ожидал увидеть, что можно сделать столько настроек по слоям. В каждом слое выделить еще дополнительных три слоя и внедриться туда. То есть сделать глубокую коррекцию. При помощи тонких инструментов контроля сигнала можно настроить камеру, практически идентичную построению любого кинематографического изображения.

Дорога в будущее

Я советую воспитать в себе повстанца, не мириться с трудностями цифровых меню, надо подчинить инструменты своей воле, фактически научить себя думать иначе - на языке математики. Нужно дать людям возможность испытывать удовольствие именно от работы, а не от финансового результата. Все ж таки мы это делаем в основном из-за любви к искусству. Человек не может чувствовать себя постоянно удовлетворенным. Он должен стремиться к самореализации. Зачем ждать 10 лет, когда можно в течение года это стремление увеличить в разы: 5, 10, 15! Технологии позволяют сделать все быстро и качественно. Вспомним процесс оцифровки данных: берется кассета, оцифровывается и перегоняется в компьютер, то есть человек сидит перед монитором и смотрит, как это все перегоняется в реальном времени. С Р2-технологиями этого нет. Каждый кадр, который формируется на Р2-карточке, является отдельным файлом. То есть скорость аппарата способствует творческой мысли, а если мысль опережает технику - это просто победа. Технология, которая едва-едва успевает за твоей мыслью, очень прогрессивна, так как много людей схватывают все на лету. И что приятно: можешь быстро все переделать и склеить несколько версий одного и того же материала. Ведь время -деньги. А сэкономленные время -заработанные деньги. Вся прелесть Р2 заключается в том, что технология стала простой и доступной. Переменная частота съемки от 12 до 50 кадров в секунду применима при съемке замечательных портретов - они приобретают монументальность. Камеры Panasonic AG-HVX200E и AG-HPX500E схожи в настройках, но отличаются размером матрицы. Но 200-ка такая правильная, ее размер и эргономика не знает аналогов! Я обожаю эту камеру с хорошим киноадаптером как миниатюрный, но полноценный инструмент, и я не расстаюсь с нею уже 2 года. А в случае с 500-кой это уже даже не инструмент, это уже целое приспособление. Кто-то согласится, кто-то нет, но я считаю, что большое количество аппаратуры украшает съемочную площадку, и сам процесс становится настоящим.

"Нет!" устаревшим технологиям

"Зачем нам свет - у нас есть miniDV" -был такой лозунг. Это непрофессионально! Свет в работе кинооператора стоит в основе мастерства наравне с композицией, пренебрежение правилами экспозиции приводит к деградации профессии кинооператора. Правильный выбор формата также сказывается на конечном результате. Еще многие до сих пор снимают документальные фильмы на Betacam. Формату практически уже 30 лет. Он не то что "старый перечник", он уже фактически покойник. Цифра ворвалась и заменила его лет 6 назад. Поэтому когда видишь людей, которые "снимают" кино" на Betacam, то просто хочется подойти к ним и посочувствовать, потому что они застряли в прошлом и не хотят расти, да и качество само по себе тоже отсутствует. Поэтому очень тяжело найти человека сейчас, который скажет, что цифра - это плохо. Цифровая технология - это сегодняшнее будущее, это предсказуемо и это единственный путь развития кинематографа. Все камеры и устройства, позволяющие снять на Р2-носитель, отличаются малыми габаритами и большой емкостью.

Очень приятно, что Panasonic постоянно расширяют свою линейку цифровых кинокамер, например новый кодек AVC-Intra, и работы над VARICAM 2. Говорить о видеоизображении, о видеотехнике производителя Panasonic, я считаю, уже как-то неправильно, поскольку видеотехникой они уже почти не занимаются; все, что они делают, - это совершенствуют свою цифровую технологию. И через год-два мы увидим конкретный пример, когда матрица будет как кинопленка и слово movie like может быть заменено другим словом - например, NEGATIVE LIKE или POSITIVE LIKE. То есть мы сможем снимать либо слайд с очень аккуратной экспозицией и довольно контрастным изображением, либо негатив, где можно будет посмотреть негативное изображение, что позволит сделать цветокоррекцию прямо на площадке. Я думаю, эти перспективы не за горами. В принципе такой формат уже существует, он называется RAW-формат, то есть формат без обработки, сырой, который отдает матрица камеры. Есть камеры, которые работают в RAW-фор-мате, за ним и будущее. Я думаю, что и здесь Panasonic нас порадует в следующем году, а может, даже уже через полгода. Уже не секрет, что ведутся глубочайшие исследования в этом направлении. Скоро цифровое кино будет купаться в новых технологиях и мы вернемся назад в будущее искусства. Станем надеяться, что Panasonic будет и дальше радовать, и прислушиваться, затаив дыхание, к мнению профессионалов.

В моем понятии цифровыми кинокамерами становятся только те камеры, которые имеют помимо прогрессива и киногаммы соответствующие аксессуары. Все, что используется в производстве на кинокамерах, должно ставиться на цифровые кинокамеры, без исключений. Фильтры, сверхсветосильная сменная оптика с постоянным фокусным расстоянием, различные приспособления для съемки движущейся камерой, все то, что делает кино зрелищем и позволяет зрителю погрузиться в мир, созданный рукой художника.

В советское время многие фильмы стали классикой кинематографа, и наша школа режиссуры и операторское наследие воистину заслуживают лучших инструментов для работы.

Впервые за многие годы осознаешь, что подозрительное отсутствие внимания со стороны цензуры напрашивается на АГИТПРОП: "Деятели советского кино, создавайте произведения, достойные нашей Великой Родины!"

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2007
Посещений: 9554


  Автор
 

Сергей Васильев

Оператор-постановщик редакции научно-популярных программ телекомпании "Первый канал"

Всего статей:  2

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций


Обсуждение

Автор: Аман, Satellite Mobile Service | 20-01-2009 09:02

Статья профессионала - это несомненно, такое ощущение, что возможно автор учился во ВГИКе.

Обсуждение на форуме


Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код:









Реклама на сайте


Вызов консультанта


Регулирование и стандарты
Оборудование и технологии
Экономика и менеджмент
Контент
Новые продукты
Гуманитарные технологии
Оборудование для передачи сигнала
Профессиональное HDTV-производство
Малобюджетное производство в HD-формате



Социальная реклама


Rambler's Top100

Яндекс цитирования


Бесплатная подписка | Форум | Контакты | Ссылки | Реклама на сайте

Copyright © 2003-2013, ООО "ГРОТЕК"
Использование материалов сайта возможно при указании активной гиперссылки на главную страницу этого сайта. Ссылка должна выглядеть так: Broadcasting.Ru.