В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Илья Вербовский, журналист
Простая и довольно дешевая технология для StereoStep изобретена. Остается только запустить массовое производство SS-пластин. Но, как это часто и бывает, идея нравится почти всем, а реальные деньги на производство не готов выделить никто. Об этом в третьей части размышлений Ильи Вербовского
Самое время перейти от "теории" к практике: берем прозрачную пластинку, печатаем на нее принтером полосатый и почти прозрачный красно-синий анаглифический фильтр, вкладываем его между двумя лентикулярами и... ничего не получается! Оказывается толщина нашего "фильтра" очень даже заметна для бирастровой оптики - сама пластинка становится лишним "раздвигающим" элементом в конструкции. Что же делать? На самом деле, друзья, все в порядке - достаточно лишь сообразить, что собой представляет эта самая пластинка с принтерной печатью. А представляет она как раз щелевой растр, который мы обсуждали в предыдущей части. Более того, это очень хитрый избирательный растр: напечатанные полоски одного цвета образуют одну "щелевую" решетку, а другого цвета - другую, т.е. сразу две цветовые решетки в одной распечатке! Простенько, но со вкусом; а раз так, то лентикуляр, обращенный к предмету (картинке или сцене), становится лишним - вся конструкция упрощается, в ней остается лишь "окулярный" лентикуляр и напечатанная на принтере пластинка с полосатым анаглифическим фильтром - все тот же бирастр, только лентикулярно-щелевой. Сложи одно с другим, положи на любой анаглиф - экран или картинку - и смотри себе стерео без очков!
...Первые полупромышленные образцы именно таких анаглифических пластинок были показаны авторами (Степанян и Однороженко) в 2007 г. на январском мероприятии MobileMonday в Киеве. Двое взрослых дяденек поехали из своего провинциального Днепропетровска в неблизкий Киев - показать "продвинутому", как им казалось, "мобильному" народу новый инструмент для реального озолочения всего МБ.
Ниже приводятся совершенно ясные и недвусмысленные аргументы, озвученные Степаняном на этом "саммите":
Сказать, что это выступление (и демонстрация пластинок вживую) никого не задело - нельзя: запинавшегося спросонья Степаняна (я тоже было задремал там под английские "спичи") никто даже не перебил, не чихнул, не кашлянул и не ерзал, как с другими "спикерами", слушали и смотрели, не отводя глаз, почти все присутствующие по-детски перещупали пущенные по рядам пластинки, в глазах - неподдельное любопытство и... все. Ни-ка-ких последствий! А говорят, что там присутствовали представители украинских "монстров" МБ - "Киевстара" и UMC, вроде бы там были и "рашенские" ребята и даже кто-то из-за бугра... Скорее всего, у этих "монстров" с мозгами ("аналитическими", разумеется) - как у тех вымерших диплодоков: по одной столовой ложке на "брата", или с квалификацией "не того", или с "дежурством" на МоМо... Не удовлетворившись итогами MobileMonday (было бы странно, правда?!), уже в марте неуемные днепропетровские мужики выставились со своими образцами на Hi-Tech'2007 в Одессе: толпы молодежи и спецов, спецрепортаж по местному ТВ, диплом выставки - все вполне ожидаемо и привлекательно для нормального менталитета... но не для наших "деятелей" МБ, стонущих о торможении доходов и канючащих "рецепты" под чужими дверьми.
...Я намеренно очень подробно изложил анаглифический аспект проекта StereoStep: мне очень хотелось показать на нем инженерно-технологические простоту и емкость найденного решения - основу его мощи и перспективы: дифференцировать визуальный образ на маленькие кусочки, единообразно обработать их по частям, а затем интегрировать порознь в два ракурса, необходимые для стерео, - высший пилотаж прикладной математики! В Сети мне приходилось сталкиваться с "комментариями" о том, что анаглиф, мол, почти сдох, что он невозмо-о-ожно искажает цвета и что растры из Stereo-Step еще больше усугубят, мол, эти "огрехи" и т.д. (Чего ты плачешь, девочка? - А вот вырасту, выйду замуж, родится мальчик, полезет на дерево, упадет, сломает ножку, а-а-а-а...). Не стану гадать о квалификации этих "комментаторов" (они, в общем-то, штучные, все - на одну ладошку), да и писк какой-то пуганый: то моськино "вотя вам сейчас покажу...", то холопское цепляние за сдохшие или уже подыхающие "зады" от Sharp, Samsung или еще кого-то, ну, о-о-очень "продвинутого". Так вот, к сведению всех читающих эту статью: слухи о смерти анаглифической технологии "сильно преувеличены". В той или иной форме цветовые искажения (спектральная трансформация) присутствуют в любом оптическом приборе (даже в нашем зрении!); анаглифы вовсе не призваны отражать всю палитру - их используют там, где фильтрующие цвета наименее выражены или несущественны. Мало того, в качестве таких цветов могут быть выбраны иные (не красно-синие) комплементарные пары, более точно обеспечивающие конкретный визуальный заказ (такие очки, к примеру, для "естественной" передачи "пляжных" оттенков уже производятся и продаются). Добавлю, что подготовка анаглифа выполняется дешевыми "до бесплатности" конвертерами, а также многими графическими редакторами в качестве "бесплатного приложения" - на самых обычных "персоналках". Это - немалая причина популярности анаглифа среди любителей стерео - посмотрите любой журнал профильного ISU - "Всемирного общества стереоскопистов". И совсем недаром анаглифический контент - самый-самый распространенный в мире!
Теперь о растрах: не будучи оптиком и опираясь только на школьную физику (т.е. не привлекая авторский спецаппарат), "вспоминаем" - я как раз открыл свой справочник по физике, -что линза-фокус-линза - это соблюдение таутохронности для световых лучей, никаких цветовых (и/или даже фазных) сдвигов, т.е. никаких до-пол-ни-тель-ных искажений по цвету Stereo-Step-пластинки вносить просто не могут; а что касается линзовых аберраций -так на малых дистанциях просмотра они незаметны, просто теряются (напоминаю, что именно линзы - во всех фо-токиноприборах, в камерах наших мобилок и т.д.; это вам не супер-пупер астрономические телескопы!). Многозначительное мычание по поводу анаглифа не позволило этим никаким инженерам увидеть, что анаглифический фильтр - лишь один из вариантов бирастрового "наполнения". А вот команда Степаняна на сегодняшний день уже успела запатентовать и другие фотопреобразователи - и для многоракурсного стерео (т.е. для объемного оглядывания предмета!), и для двух параллаксов, и для поляризационных схем сепарации (т.е. вообще не пользующихся цветом), и для "непобедимого" прежде эффекта Пульфриха...
Напоминаю еще раз, что все это в режиме при-став-ки, положил на обычный экран такую пластинку - и смотри себе стерео без очков! Никаких изменений твоего аппаратика - мобилки, консоли и т.д. - не нужно, никаких аппаратных, программных или иных сложностей у оператора-провайдера просто нет, идеальная совместимость с любой 2D-тexикой и действующими трактами! "Так чего стоим! - воспалится читатель. - Бегом в магазин за SS-приставками!" Не спеши, дружище, их там нет...
У попа была собака...
Диалог в типографии:
- Здравствуйте, я - Пушкин. Мне надо срочно отпечатать у вас 200 экземпляров моего "Евгения Онегина" - на подарки, страниц по 20 в книжке. Сколько будет стоить такая работа?
- Ровно 26 тысяч рубликов, Александр Сергеевич...
- Позвольте, милостивые государи, но по пути сюда я видел книжки такого же формата ценой всего по 20-25 рублей. Как же так, господа?!
- А вот так, любимый вы наш, подготовка-то к тиражу - тоже работа, как и поэзия в Болдино. И стоит она, дражайший вы наш, 24 тысячи, никак не меньше. Вот если бы вы захотели заказать 2000 экземпляров, да не срочно, - тогда бы стоимость составила точно 22 рубля за книжку...
Обидно за классика, но и полиграфистов можно понять - калькуляция-то совершенно простая. А как вам такой диалог:
- ...Это вы там ...писали про стереорекламу?
- Да ("дежурный" волонтер на приеме в предбаннике; привычно - без эмоций).
- Мне бы такую рекламу на мои 10 бигбордов в Виннице. Вот картинки на каждую. Сколько будет стоить такая работа?
- N y.e.
- ...Та вы шо, хлопцы?!
- Видите ли, любезный, мы - просто разработчики; здесь не производятся SS-пластины. Чтобы оснастить ваши бигборды, мы сделаем заказ в типографии, а ее калькуляция - вот она...
- А пишете: 5 центов!
- Так ведь при "массовом производстве" - приписано там же!
- Так у меня-то всего 10 панелей! (Этот "перенаселенный" пункт меньше "Черемушек".)
Это - почти ежемесячный пример "украинского масштаба", но если вы думаете, что "русский размерчик" чем-то сильно отличается, то ошибаетесь - принципиальной разницы нет.
- У меня самая большая торговая сеть продажи мобилок (КПК, игровых консолей и т.д.). Я готов брать у вас на реализацию по пятнадцать тысяч приставок ежемесячно. По рукам?
- А почему бы нет... по рукам! Только стоить они будут...
- Как же так? А пишете: по 5 центов.
- Так ведь ваш месячный заказ типография откатает за четверть смены, а вот настройка машин под пластик и краску все равно нужна каждый раз заново, и стоят они по типографскому прейскуранту. .. А возьмите тогда сразу годовую "норму" и продавайте ее, как вам удобно. Тогда-то точно будет ближе к 5 центам.
- А что мне с этой кучей делать?..
Или вариант экстремальной концовки беседы:
- Так это только ваша типография может делать?
- Она - не наша, а делать можно в любой типографии, работающей с пластиком.
- Тогда обойдусь без вас и ваших - напечатаю у себя в Кемерово.
- Не выйдет, дядя, у нас патент; вашим печатникам придется брать у нас "разовую" лицензию.
Или такие предложения (напомню - людям, уже прошедшим "предпринимательские" огни-воды):
- Извините, что по телефону и среди ночи - меня только что осенило! А давайте наделаем акций-облигаций и продадим их инвесторам в привычной для них упаковке!
- Давайте! Вы в доле: у нас патент с ясной стоимостью, а с вашей стороны - сопровождение, связи и продажа в течение...
...Ту-ту-ту.
- Та шо вы, хлопцы, дурью маетесь: возьмите-ка кредит да напечатайте сами большую оптовую партию своих пластин и раскрутитесь постепенно!
- Давайте!
-Шо?!
- Кредит, или "под что", или хотя бы оптового покупателя, чтоб договор...
Ту-ту-ту.
- Я из NoкиSyнгa (или ShapPhиля, или еще из какого-нибудь Bobick & Co.); "там" такая куча беспризорных средств... ваш патент да по горячей теме - оторвут с руками. Дайте мне быстренько доверенность на продажу и, пожалуйста, мораторий на другие каналы!
- Вы - в доле. С мораторием - заметано; вот доверенность, но на срок и, извините, только на ведение переговоров.
Ту-ту-ту.
- А возьмите в долю типографию, все равно ведь сидят без работы. Пусть потренируются, напечатают хоть одну оптовую партию. Глядишь, заработают потом с вами.
- Адрес!
- Шо "адрес"?!
- Адрес типографии, которая подключит технологов, купит материал-краски, отладит процесс, отпечатает партию и будет ждать продажи...
Ту-ту-ту.
Приватная беседа в офисе одной большой и известной питерской фирмы (не стану позорить земляков и старых знакомых):
- Илюха, ты-то чего как ходатай какой?
- Так ведь "деньги под ногами"...
- Слушай, спасибо тебе, конечно: ты нам кое на что глаза открыл-предостерег, но вот в этом деле ты совсем не рубишь. Тут, понимаешь ли, новая полиграфия нужна!
- Какая "новая полиграфия"! Японцы сто лет в обед тысячами печатают своих моргающих девиц, карточки сувенирные даже у нас делают. Вы, ребята, рехнулись совсем, как под гипнозом каким: продукция - новая, а полиграфия - ста-ра-я-я!
-Ну, не знаю. Украина как-то выпала у нас, да еще провинция... Мои спецы, правда, по другой части, но они как-то не очень... А чего Samsung не купит?
- А я, что - Samsung? И что - толковые стартапы теперь только в Кембридже, в ЭмТиАй или в Китае разрешены?
- Не передергивай! А чего эти мужики, к примеру, кредит не возьмут: занялись бы делом...
Т.е. исследовательская работа изобретательской команды - это не "дело"! Одесса, народ, март 2007: "Та шо вы как собаки на сене, та делайте ж что-нибудь! Вы только представьте себе стерео на УЗИ в нашем роддоме: своего мальца у пузе увидеть! Та батьки ж озолотят... Дайте-ка мне вашу пластинку на месяц, ну хоть на неделю, ну до конца выставки (лучше б я вас не видел) хотя бы дайте!". "Дядя, нужно программно вытащить на экран анаглиф...". "Да понял я, милок, понял. Це ж пустяк: у меня здесь этих билов-гейцев немерено, это для них -тьфу, а ваших пластин нема! Ждать не могу, дай!" Реплика шведского спеца по приборным панелям для автомобилей, с которым специально ездил на встречу с авторами: "Илья, это невозможно, это - просто нонсенс, фантастика в стиле Бредбери: какой-то древний микроскоп, музейно-дряхлые принтеры, какие-то портняжные ножницы, скальпели поломанные - кажется, даже вьетнамские, обрезки пластмассы - сущий мусор на выброс... А компьютеры, мой друг, ты видел?! - самые обычные "персоналки"! Это невозможно!.. А какой результат, какие мозги!" Возможно, возможно. Точно такие же мозги из советского ВПК клепали поблизости "Сатану", от которой вы писались в своих постельках. Дайте срок, и от SS-пластинок описаетесь. А может, нет? А вдруг со шведами срастется или с теми же самсунгом-нокия, которые так хорошо начинали с connecting people. Сама авторская бригада вроде не суетится и никуда не торопится. На жизнь зарабатывают сторонними заказами, проект "кормят", ежедневная почта от фанатов стерео со всего мира, деловые контакты тоже - всем вежливо и доброжелательно ответить, объяснить, ободрить... Что еще надо - над ними не капает. Это над другой публикой тучи собираются, но пока гром "оттуда" не грянет...
Товар созрел: новенький - "с иголочки" и пока "беспризорный" патент на анаглифические пластины-приставки уже на руках у авторов.
Товар созрел: непродающиеся "как раньше" трубки снова разбегутся влет, если использовать "бесплатную" фишку - стереоприставки.
Товар созрел: для туго продающегося контента/сервиса SS-приставки - это долгожданный допинг, killer apps - на языке спецов.
Товар созрел: прорва рекламы сломя голову примчится со своими деньжищами за +40%-м визуальным эффектом от SS-приставок на мобилках.
Товар созрел: SS-приставки - это первая реальная стереооптика для массового применения на любых трубках: просто возьми контент, клади пластинку, смотри стерео без-оч-ков!
Товар созрел: недозагруженная полиграфия на той же Украине, в нашей Раше, да хоть в Китае будет счастлива клепать SS-пластины квадратными километрами - для всех роддомов, для любых мобилок, для приборных панелей "в четыре глаза" и т.д.
Товар созрел: для наших, если прервут свой совершенно "мертвый час", это первая реальная возможность предельно простого и не блокируемого Hi-Tech-экспорта.
Кеничи Омае (член пятерки самых успешных и влиятельных бизнес-гуру по рейтингу "The Economist", 09.06.2007, http://www.e-xecutive.ru/publications/guru/artic-1е_5444/): "...русским следует понять, что страна не может вечно идти по пути, которым она идет сейчас, - жить лишь за счет энергетических ресурсов. Во времена Советского Союза экономика опиралась на фундаментальные основы - технологии, позволяющие производить собственный оригинальный продукт. Ваша страна была сильна во многих сферах. В настоящее же время каждый торопится импортировать из таких стран, как США, Япония, а также из Европы. Но это не российская традиция, и это не ее путь. Я уверен, что России необходимо создать свой собственный продукт и предложить его мировому рынку".
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2008
Посещений: 13122
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций