В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Наталья Лейбина, МГИМО
Автору этой статьи посчастливилось побывать в нескольких редакциях немецких СМИ, в том числе в редакции общественного телеканала АРД. Его в Германии заслуженно называют "Первым": именно на этот канал в послевоенные годы пришли работать немецкие тележурналисты. До сих пор он занимает ведущие позиции на рынке вещания, не уступая ни своему прямому конкуренту ЦДФ, ни частным каналам, появившимся в Германии в середине 1980-х годов
Каждый житель Германии, который устанавливает у себя дома телевизор, обязан его зарегистрировать и регулярно выплачивать особый налог на вещание, который составляет 16 евро 15 центов в месяц. Этот сбор связан с наличием в Германии общественного телевидения, деятельность которого в соответствии с законом оплачивается всеми лицами, проживающими на территории германского государства.
Сбором этого налога занимается специальная организация ГЕЦ, созданная не только для того, чтобы непосредственно собирать средства, но и с целью контроля за регистрацией телевизоров и радиоприемников. На Web-сайте этой компании красуется угрожающее объявление: "Мы приходим к вам домой". И правда, в любой дом и любой офис могут наведаться сотрудники ГЕЦ и проверить помещения на наличие незарегистрированных аппаратов. Нарушители вынуждены платить штраф и отвечать в суде, причем подобных прецедентов было уже достаточно много. Поэтому немцы в основной своей массе предпочитают законопослушно выплачивать эту сумму из своих карманов, вне зависимости от того, смотрят они на самом деле общественные каналы или нет.
По статистике ГЕЦ, за прошлый год в стране, население которой составляет почти 85 млн человек, было зарегистрировано более 33 млн телевизоров. С их владельцев ГЕЦ получила в 2002 году около 7 млрд евро, из которых больше половины (а именно почти 5 млрд) пошло на финансирование уже упоминаемого АРД - одного из общественных каналов.
Такая система работает в Германии довольно успешно уже более 50 лет, с тех самых пор, как там было создано общественное телевидение.
Фундамент медийной системы
Телевидение в Германии появилось еще до войны, но с 1933 года национально-социалистическая партия взяла всю систему СМИ под свой контроль, так что вещательные станции и пресса были вынуждены служить пропаганде фашизма. Продолжалось это до 1945 года - до тех пор, пока гитлеровское правительство не капитулировало.
После этого все СМИ в течение нескольких месяцев находились под надсмотром оккупантов, и, следовательно, для того чтобы создать новое СМИ, нужно было получить лицензию от Великобритании, США, Франции или Советского Союза.
В конце 1945 года сэр Вильям Налей, генеральный директор телекомпании "Би-би-си", которая в период оккупации отвечала за вещание на северо-западе Германии, получил следующее указание: "Ясно, что мы не хотим оставить <в Германии> ни одного учреждения, которое контролировалось бы правительством, но мы не хотим и коммерческого телевидения. Альтернатива -общественная организация, для которой "Би-би-си" стала бы примером".
Для осуществления этой идеи в Гамбург был отправлен Хью Карлтон Грин, чтобы в личных беседах, а не предписаниями и указами уверить немцев в правильности такого решения. Со своей задачей он замечательно справился: немцы согласились создать в стране общественное телевидение.
Последовали примеру англичан они не случайно. Во многом это была заслуга координатора-британца: при его непосредственном участии во время обсуждения вопроса будущего немецкого вещания упор был сделан не на "перевоспитание" немцев, а на их открытость миру, современность, направленность на актуальность информации и одновременно развлечение. Только так можно было помочь немцам избавиться от возрастающего чувства стыда, апатии и страха перед будущим.
"Дабы не потерять своих зрителей и быстро создать новую традицию в германском вещании, НВДР1 может не слишком явственно заниматься перевоспитанием" аудитории или вообще пытаться повысить объем своего культурного вещания. Развлечение должно быть не слишком назойливым, а информация не слишком назидательной", - с таким напутствием началось самостоятельное вещание в северной части Германии в 1946 году.
Так союзники позаботились о новом демократическом устройстве страны, заложив фундамент медийной системы, существующей в Германии по сей день.
Немецкая модель общественного вещания
Итак, общественное телевидение в Германии возникло как реакция на гитлеровскую диктатуру. Этому способствовал и тот факт, что в Западной Германии к тому времени сложилось много общественных групп и организаций, которые стремились к тому, чтобы влиять на общественное мнение. Общественное вещание и было формой, позволяющей представлять в электронных СМИ интересы практически всех групп населения.
С подачи англичан в Германии была создана особая, немецкая модель общественного вещания, независимого от государства. Его специфика состояла и состоит в федеративной организации: земли обладают суверенитетом в области вещания, который позволяет им сотрудничать, а через государственные договоры они могут создавать совместные вещательные станции.
Так, в 1950 году вещатели объединились в Сообщество общественно-правовых телерадиокомпаний — АРД, и с 1959 года в федеральном формате ведется трансляция единого канала АРД, того самого, "Первого", наравне с земельными каналами.
Во главе земельных вещателей стоит интендант, который отвечает перед Телевизионным советом. Этот совет состоит из представителей основных важнейших общественных групп (таких, как церкви, спортивные клубы, партии, профсоюзы и прочие объединения граждан), которые путем голосования влияют на политику общественных вещателей.
"Мерцающая коробка" или "стеклянная рожа"?
Надо сказать, что в послевоенное время телевидение не являлось очень популярным источником информации. Немногие немцы горели желанием приобрести "черный ящик". Для телевизоров придумывали массу названий, таких, как "мерцающая коробка", "тусклая стекляшка", "смотровая труба" и даже "стеклянная рожа".
Действительно, вначале телевидение не могло предложить ничего актуального по простым техническим причинам: отснятые пленки пересылали почтой, на что уходило несколько дней, а значит, информация устаревала, становясь никому не нужной.
Но постепенно, с развитием средств связи, телевидение превратилось в самый популярный источник информации. Если в конце 1965 года в Германии было около 10 млн семей с телевизором, то сегодня число "ящиков" приближается к 40 млн.
Телевидение пробудило интерес обывателей к большему количеству тем. То, что оно вошло в дома и сердца немцев, во многом было связано с новостной передачей "Тагесшау", выходящей ежедневно на АРД.
Регулярное вещание началось в начале 1950-х годов в Гамбурге. Оно велось из бетонного бункера, стены которого были шириной в метр, что создавало эффект звукоизоляции и поэтому избавляло компанию от необходимости специально оборудовать помещение.
Базовые принципы
Что же сделало эту и другие передачи АРД такими привлекательными?
Лучшим ответом на этот вопрос будет перечисление принципов, заложенных в основу общественно-правового телевидения Германии (приведу основные положения из Государственных договоров о НДР 1955 и 1981 годов):
Суммируя перечисленные выше принципы, можно сказать, что общественно-правовые каналы призваны не только предоставлять актуальную и, насколько это возможно, объективную информацию, но и вести просветительскую работу; развлекать, но и побуждать к обсуждениям серьезных проблем. Да, земельные телерадиокомпании по закону независимы, но они несут ответственность перед обществом, поэтому в своей информации обязаны проверять и справедливо учитывать мнения людей, групп или учреждений, которых эта информация касается. Отдельные оценочные и аналитические сообщения должны соответствовать требованиям журналистской этики и в общей сложности отражать множество мнений, в том числе политических.
Здесь кроется важная проблема: какой должна быть роль телевидения и радиовещания в политико-социальной системе страны и, что особенно актуально, должны ли быть определены границы критического освещения деятельности государственных структур? На этом моменте нужно остановиться особо, так как именно с обвинения АРД в подрыве государственного авторитета началась новая эпоха в медийном развитии страны.
"Телевизионный спор"
Дискуссия, которая вошла в историю как "телевизионный спор", развернулась в те годы, когда канцлером Германии был Конрад Аденауэр.
Аденауэр посчитал, что АРД работает слишком критично в отношении его самого и его правительства, и поэтому в 1963 году добился создания второго общественно-правового канала - ЦДФ ("Второе германское телевидение" или просто "Второй"). Он хотел сделать этот канал лояльным по отношению к себе и своей партии, распространив на него свое влияние. Помешать ему в этом смогло только решение Конституционного суда страны о неограниченном праве земель на вещание.
ЦДФ все-таки был создан, но на тех же началах, что и АРД, то есть на принципах беспартийности и объективности.
Так в Германии бок о бок стали работать сразу два федеральных общественных канала.
С одной стороны, они всегда сотрудничали (например, и по сей день новостные передачи, которые выходят на обоих каналах в первой половине дня, идентичны, потому что команды АРД и ЦДФ делают их по очереди через неделю — лишь с 14.00 у каждого канала начинается собственная новостная программа).
С другой же стороны, два этих федеральных канала с самого начала конкурировали друг с другом, и можно только дивиться тому, как быстро ЦДФ удалось отвоевать у АРД часть аудитории.
Отношения между АРД и ЦДФ можно охарактеризовать как любовь-ненависть. Цель у них одна — выполнять общественный заказ, а вот средств АРД получает в три раза больше, чем ЦДФ. Правда, объясняется это тем, что АРД вдобавок ко всему занимается производством так называемых "третьих", региональных телевизионных программ, а также вещает в формате радио.
Эра двойной системы
Единственный формат вещания, который остался у государства, это программы на экспорт. В конце 1970-х возникла еще одна проблема: в политических кругах разгорелись дискуссии по поводу "новых СМИ". Речь шла о том, пускать или не пускать в эфир частных вещателей. В результате с середины 1980-х гг. по решению конституционного суда на германском рынке вещания появились такие игроки, как Кирх и Бертельс-манн. А значит, наступила новая эра, которая получила название "дуальной", или двойной системы.
Если в 1985 году на рынке телевидения конкурировали между собой только АРД и ЦДФ, то в 1989 году им пришлось делиться еще и с такими частниками, как САТ-1 и РТЛ.
В 1990-е годы предложение радио- и телепродукции возросло еще больше за счет кабельных каналов и распространения спутниковых приемников. Кроме вышеупомянутых каналов зрители сегодня могут смотреть "Супер-РТЛ", РТЛ-2, ВОКС, 3-САТ. С 1992 года на Германию также вещает 24-часовой новостной канал Н-ТВ (тоже частный).
Вопрос рекламы
Главное отличие общественного телевидения от частного заключается в том, что общественное предлагает разнообразные обучающие программы, а частные каналы — в основном только развлекательные. Частные вещатели вынуждены ограничиваться тем, что интересно молодежи, так как рекламодатели в основном ориентируются на молодую аудиторию. А количество рекламодателей, как известно, напрямую зависит от рейтинга канала. В результате вырастают доходы, что для частных каналов жизненно важно.
Общественное телевидение тоже показывает рекламу, но по большей части это социальная реклама или же реклама, например, особых лекарств или подъемных лестниц для престарелых, ибо общественные каналы вещают для всех возрастов. При этом показ рекламы строго регламентирован: общественные вещатели могут транслировать рекламные ролики только в продолжение небольшого временного отрезка, а именно с 17.15 до 20.00.
Но даже несмотря на это, по поводу рекламы до сих пор ведутся споры. Частные каналы твердят о том, что общественное телевидение не должно показывать рекламу, так как оно и без того финансируется налогоплательщиками.
Две стороны одной медали
По сути, рекламный рынок — единственная сфера, где "общественники" и "частники" выступают как конкуренты. Во всех остальных областях они находятся явно в неравном положении.
Общественным каналам не приходится экономить, поэтому они могут себе позволить иметь широкую сеть корреспондентов. В результате их новостные программы по качеству действительно несравнимы с теми, что предлагаются зрителям на частных каналах. Сотрудники АРД не скрывают того, что неплохо зарабатывают, — притом что работают они посменно, то есть на АРД, как минимум, в два раза больше рабочей силы, которой надо регулярно платить зарплату.
Так как общественному телевидению квоты не так уж и важны, то оно может позволить себе экспериментировать. Журналисты там — свободные творцы, у них есть возможность пробовать себя в различных жанрах, создавать оригинальные беспрецедентные проекты.
Частные каналы на такой риск не пойдут, поэтому разнообразие программ — несомненно, один из козырей АРД и ЦДФ.
Но у каждой медали есть и обратная сторона. Так, когда деньги потекли на телевидение рекой, общественные вещатели были вынуждены их во что-то вкладывать. Студии и рабочие помещения оборудовались новейшей аппаратурой, финансировались самые разнообразные телевизионные задумки, было создано много рабочих мест. Но как раз с этим-то и переборщили: например, в должности директора регионального вещания могли одновременно работать три человека, которые занимались одними и теми же вопросами. А создание многочисленных комитетов и программных советов, конечно же, подготовило самую благодатную почву для расцвета бюрократии.
Недостаток такой разветвленной системы менеджмента, как у АРД, заключается еще и в том, что прежде чем какое-то решение будет принято, оно должно пройти массу инстанций. Частные каналы имеют в этом плане несомненное преимущество: они могут быстро, без бесконечных обсуждений, реагировать на меняющуюся ситуацию на рынке. А управленческий аппарат общественных каналов из-за своей тяжеловесности чрезвычайно медлителен в выработке единой линии, ведь в совет входит от 20 до 40 представителей самых разных общественных и политических групп, которым договориться друг с другом всегда сложно.
Надо отметить, что и перед журналистами АРД и ЦДФ стоит довольно трудная задача. Не говоря уже о запутанных планах рабочих смен, им приходится все время быть очень осторожными в высказываниях, чтобы никого не обидеть. Нужно тщательно взвешивать каждое слово, которое раздастся в эфире: не заденет ли то или иное высказывание интересы представителей той или иной конфессии, группы многонационального населения страны.
Быть объективным и беспристрастным предписано также интендантам. Но им бывает не так легко порвать со своими политическими связями. Их часто ставят перед выбором: остаться в интендантском кресле или быть отправленными в отставку.
В германской прессе время от времени появляются критические статьи на тему явной "партийности" руководства и вообще лоббирования в телевизионных комитетах. Уместно будет сказать, что несмотря на требование нейтральности, влияние политических партий на политику медийную на общественных каналах заметно. Так, многие немцы соглашаются, что АРД всегда больше симпатизирует партии СПД, тогда как ЦДФ склоняется к ЦДУ.
Можно привести еще много недостатков существующей системы. Но в "копилку" общественного вещания можно добавить то, что оно стабильно. Частные компании создаются и исчезают, а общественные продолжают вещать, так как их функционирование гарантируется германскими законами.
Общественное телевидение — это вообще одно из проявлений демократии. Она его породила, и она его оберегает. Поэтому, скорее всего, эта форма вещания закрепилась в Германии надолго.
Об этом свидетельствуют изменения, которые в последнее время все активнее вносятся в редакционную политику общественных каналов. Например, АРД с 27 сентября 2003 года выходит в эфир с новым логотипом (единичка в круге). Такой же кружок добавлен к логотипам всех девяти каналов, входящих в АРД. По словам председателя АРД Йобста Плога, налогоплательщики смогут легко узнавать, сколько разных каналов и программ делается на их деньги. Это утверждение говорит о том, что у руководства АРД и вещателей, входящих в данное объединение, далеко идущие планы.
Разговоры о реформировании АРД ведутся давно. Конечно, ситуация за 50 лет сильно изменилась, и очевидно, что нужно приспосабливаться к новым условиям. Ясно одно: смешанная система, при которой сосуществуют общественные и частные телеканалы, не только жизнеспособна, но и являет собой позитивный фактор на рынке массовых коммуникаций. Такой дуализм стимулирует все стороны, и, как говорят в Германии, оживляет индустрию.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2003
Посещений: 40797
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций