В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В последнее время наблюдается тенденция развития мультипликации - доход от проката анимационных фильмов приближается к доходу от кино. Отечественная мультипликационная продукция тоже начинает вставать на ноги и завоевывать зрителя. О современном состоянии, перспективах и тенденциях развития этого рынка нам расскажут директор мультипликационной студии "ФлайФокс" Роман Скляренко и генеральный директор компании NOX FILM Наталья Щербакова
"Сейчас в России наибольшим спросом пользуется любая продукция отечественного производства, которая является зеркалом нашей жизни..."Наталья Щербакова
Генеральный директор компании NOX FILM
- Как иностранные правообладатели выходят на российский рынок?
- В быстро развивающемся телевизионном рынке России заинтересованы многие зарубежные правообладатели, его большие размеры и перспективы интересны многим. Другой вопрос - продукт, который они предлагают, его формат, качество и потребность самого рынка в этом продукте. Поэтому попадание зарубежного контента на российский рынок происходит двумя путями: через прямые закупки телеканалов либо через видео- и теледистрибьюторов. Последние, в свою очередь, ориентированы в основном на региональный рынок.
- Можно ли говорить о конкуренции российских и иностранных производителей анимации?
- О конкуренции российских и иностранных производителей вообще сказать сложно, так как все познается в сравнении. Сопоставлять голливудских мэйджеров и наш "Мосфильм" пока рано, а вот о конкуренции продукта говорить можно. Происходит это потому, что далеко не всегда высококлассный фильм, документальный, художественный ли, попадает в Россию. И причин тому множество. Мы занимаемся закупками зарубежного контента уже не первый год и находимся в хороших отношениях со многими правообладателями великолепных программ, подчас высокобюджетных, имеющих хорошую сейлз-историю в разных странах мира. Но привезти эти программы в Россию не можем, т. к. знаем российский рынок изнутри, а также его потребности. Даже если мы привезем фильм, то все равно его не покажут, потому что политика телеканала и зрительские интересы, которые, в свою очередь, определяет руководство канала, лежат совершенно в другой плоскости. Сейчас в России, независимо от жанра, наибольшим спросом пользуется любая продукция отечественного производства, которая является зеркалом нашей жизни. И это понятно: зрителю уже не так интересно смотреть, как живет бразильская элита. Зритель вырос, понял, как можно жить, что пришло время строить собственную судьбу, и он хочет знать, как живет он и его страна.
Так вот, сам зритель предопределил конкуренцию в пользу отечественного продукта. Только пока отечественного продукта для детей у нас не хватает для здоровой конкуренции, поэтому он уступает место западному, который с лихвой и восполняет этот пробел.
- Каковы перспективы развития дистрибуции анимационных фильмов в России?
- Телевидение, как нам всем известно, это величайший информационный источник и инструмент управления, который выполняет не только развлекательную функцию, но и определяет духовное развитие нации. И, конечно же, хочется, чтобы информация на экранах была сбалансирована, чтобы на экране не доминировали насилие, криминал и коммунальные разборки. Но именно этот продукт пользуется массовым спросом и обеспечен рекламой, поэтому он и преобладает на центральных каналах, раздражая интеллектуального зрителя. Таковы законы бизнеса. То, что происходит последние несколько лет - появление узкоформатных спутниковых, кабельных каналов, отвечающих различным вкусовым предпочтениям зрителей, кулинарных, детских, каналов кино и многих других, - увеличивает объем рынка, компенсируя недостаток детских слотов на телеканалах. Но здесь за возможность выбора платит сам зритель, потребляя рекламу либо в маленьких объемах, либо вовсе не потребляя.
Перспективы развития мультипликации - это дальнейший рост специализированных каналов и появление новых инструментов для общения со зрителем, Интернет и мобильное телевидение, где условно телевизор будет у каждого школьника в руках.
"Существует возможность создавать невероятные миры и сюжеты, но рынок пока не готов к ним..."
Роман Скляренко
Директор мультипликационной студии "ФлайФокс"
- Что нового происходит сейчас в мире мультипликации? Есть какие-то общие интересные тенденции, которые касаются всего рынка в целом?
- За последние годы аудитория анимационного кино расширилась. Сейчас полнометражные мультфильмы с одинаковым удовольствием смотрят и взрослые и дети. Это новое явление. На весь XX век было всего три по-настоящему успешных в плане кинопроката анимационных фильма. Это довоенный "Белоснежка и семь гномов", в 50-е годы появился "Бемби" и в 80-е "Русалочка". Эти фильмы произвела студия Диснея, и все они были рисованными.
Когда в 1980-е появилась 3D-анимация, разгорелся спор: что лучше, живая двухмерная графика или бездушный трехмерный мир? В итоге сформировался лагерь традиционной двухмерной анимации, а экспериментаторы, концептуальные художники и малобюджетные продюсеры нашли себя в 3D.
В 90-е годы вместе с некоторым подъемом классической анимации (на гребне успеха "Русалочки") был создан ряд неудачных с точки зрения проката картин. В это же время трехмерные фильмы потихоньку начали выходить из тени. При этом процесс привыкания к трехмерному миру шел через обычное кино. Увеличение числа компьютерных спецэффектов привело к тому, что с недавних пор, а именно: начиная с трилогии "Пираты Карибского моря", грань между кино и мультипликацией исчезла. Если "Матрица" и "Властелин колец" воспринимались как фильмы с большим и очень большим количеством эффектов, то "300 спартанцев", "Призрачный гонщик", "Беовульф" уже рассматриваются кинокритиками как кинофильмы, а аниматорами как анимационные фильмы с участием актеров.
- Но ведь неповторимое обаяние рисованной анимации сложно воссоздать в трехмерном мире. Неужели двухмерный фильм обречен, и мы больше не увидим милых и забавных героев?
- Вовсе нет. Поскольку 2D-анимация также испытала колоссальное влияние компьютерных технологий, снизилась цена входа на анимационный рынок. Этим воспользовались все те же экспериментаторы, концептуальные художники и малобюджетные продюсеры. Но, в отличие от своих коллег 80-х годов, они не стараются раздвинуть горизонты, а вновь переживают ушедшее время, ориентируясь на классику 40-летней давности, и потихоньку скатываются в богемную кустарщину. Но рынок не терпит вакуума. Площадка высококлассного 2О-фильма не пуста. Фильмов стало меньше, однако выросло их качество и размеры производственных бюджетов. Так, "Дисней" намеревается сделать новую 2В-"Русалочку", а также сказочную "Царевну-лягушку". Японские студии семьи Миядза-ки каждый новый 2D-фильм стараются сделать более качественным и дорогим. Оказалось, что 2D- и ЗБ-фильмы не просто требуют разного технического подхода, но и являются по существу разными жанрами. Работа в каждом из них требует от специалистов (режиссеров, художников и прокатчиков) определенной квалификации, умения, да и просто взглядов на жизнь. А что же сама мультипликация? В XXI веке студии полностью приняли ЗО-графику. Она оказалась дешевле, качественнее, обладая при этом большой выразительной силой. Под каждый новый фильм студии заказывают свой собственный новый программный пакет. А после выпуска картины начинается свободная продажа этих программ. То есть мультипликационный фильм становится еще и рекламным роликом, иллюстрирующим возможности нового софта и оборудования.
- То есть анимация превратилась в индустрию блокбастеров?
- Не совсем. Сейчас потенциал анимации опережает общий уровень кинопроизводства. То есть существует возможность создавать невероятные миры и сюжеты, но рынок пока не готов к ним. Точнее, все это воспринимается по частям, так сказать, постепенно абсорбируется.
Но в ближайшее время начнет проявляться новая тенденция,говорить о которой стало возможно после появления анимационных комедий "Делай ноги" и "Лови волну". На разработку технологии у австралийских программистов ушло около года. Зато результат вызвал отклик даже у 90-летнего Федора Хитрука, дедушки советского мультфильма. "Технически - феноменально! -признался он изданию Утро.Ру. - Грань между натурой и анимацией как будто стерлась". Именно этим сегодня и примечательны мультипликационные фильмы. Фотореалистичная анимация уже становится реальностью. При этом она будет быстро дешеветь, а скорость производства - расти. Со временем фотореалистичная анимация может потеснить дикторов новостных телепередач, а потом и актеров кино.
При этом, если сравнивать анимационный и киномерчендайзинг (продажу товаров с символикой фильма), анимация начинает обходить кино. Анимационные товары рассчитаны на максимум аудитории (канцелярские товары, сладости, игрушки, одежда, брендиро-вание предметов роскоши). Белка из мультфильма "Ледниковый период" сегодня популярнее Анджелины Джоли и притом не требует гонорара.
Стоит сказать еще о конфликте массовой и "элитарной" мультипликации. Профессионалы понимают, что эти разговоры вызваны только падением прибыли. Сделать успешный полнометражный анимационный фильм - очень непросто. Но гораздо сложнее сделать коммерчески успешным полнометражное анимационное произведение искусства. Получается парадокс: кассовый фильм считается коммерческой "попсой", а провальный - авторским искусством.
- А как это применимо к текущей ситуации в России и отечественным кинозрителям, и в частности, - к российскому кинопрокату?
- У нас были определенные успехи в советские годы. Потом был перерыв, связанный с общим упадком экономики. Но тем не менее Россия наряду с Францией и Англией остается в числе ведущих анимационных держав Европы. Пока у нас нет полнометражной анимации, пригодной для мирового проката. Но мы уже вступили на этот путь. Российские анимационные сериалы потихоньку выходят на мировой рынок. И полнометражное кино неизбежно подтянется. Наверняка у нас будут сложности с выбором сценариев, маркетинговым анализом мировой аудитории, т. е. в тех сферах, в которых очень сильны мировые студии. Но по самому качеству производства - мы, безусловно, не будем уступать никому. И это не вопрос отдаленной перспективы, а ближайшего будущего - 5-10 лет.
Что касается проката мультипликационных фильмов, то тенденции здесь таковы: анимация создается в электронном виде, а потом переносится на пленку; 2D и 3D разделились на обособленные жанры со своими законами; производство спецэффектов для кино срослось с SD-анимацией, размывая грань между кино и анимацией; прибыль с проката анимационных фильмов приблизилась к размеру прибыли от проката кино; бюджеты анимационных фильмов растут, что делает вложение в производство мультипликации на сегодня выгодным бизнесом.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2007
Посещений: 13265
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций