В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Артем Савельев
Журналист
Судьбу сферы платного телевидения, будь то цифровое ТВ, IPTV, мобильное ТВ, в большей степени, чем любой другой фактор, решает контент. Потребители становятся все более придирчивыми. Для них уже мало прямых трансляций крупных мировых событий — у них возникает потребность в видеоматериалах по запросу, чтобы можно было самостоятельно их записывать, загружать на мобильные устройства. Людям стали нужны персональные системы памяти, а также наличие совместно используемых ресурсов в собственной квартире и т.д.
Реализация новых услуг стала возможна благодаря появлению контента нового поколения и развитию технологий его предоставления. Например, просмотр видео и ТВ-программ улучшенной четкости. Причем данная услуга может включать в себя широкий спектр опций: интерактивный режим, преференции, ранжирование, позиционирование, материалы собственного производства и пр. Кроме того, имеют право на существование такие вещи, как интеграция с традиционным телевидением, персонализация, обеспечение генерируемого и ожидаемого контента и, конечно же, реклама. Для последней это и вовсе будет новым витком в развитии.
Особо стоит выделить User Generated Content (UGC) - контент, который генерируют сами пользователи. Не секрет, что сегодня огромное количество Web-ресурсов, предоставляющих контент, созданный руками пользователей, пошатнуло позиции традиционного телевидения. Телеканалы, вещатели и, главное, сами телезрители ощущают недостаток в свежих идеях и оригинальности. Поэтому телеканалы постоянно находятся в поиске нового программного наполнения. Благодаря внедрению UGC, несомненно, возрастает популярность оператора в среде абонентов. Каждый абонент получает возможность заниматься творчеством и самовыражением, он вовлекается в процесс формирования контента. А если еще прибавить сюда интерактивность, то ТВ-экран превратится в уникальный медиацентр.
Структурно бизнес по предоставлению контента выглядит следующим образом: создатель контента - тот, кто имеет авторские права на определенный контент. Причем генератором контента может быть и сам пользователь. Агре-гатор собирает различные виды контента на одной технической платформе, делая их привлекательными для пользователей и рекламодателей. Провайдер, собственно, осуществляет предоставление транспортной среды для контента, взаимодействуя с конечными потребителями.
Все эти структурные звенья существуют на определенной технической базе, создание и поддержка которой является отдельным бизнес-направлением. Современный продвинутый пользователь потребляет и услуги связи, и сервис, и контент параллельно. Поэтому предметом потребления и, как следствие, клиентского интереса является услуга, включающая все три вышеперечисленные составляющие. А собирать их в единое целое может как сам пользователь, так и провайдер.
Поэтому в представлении пользователя (а также и в самом бизнесе) границы между услугой связи и иными сервисами стираются. Вследствие этого услуги связи могут мигрировать из телекома в бизнес сервис-провайдеров, становясь попросту одним из приложений, предлагаемых для пользователей.
Конечному потребителю важны такие факторы, как доступность контента, его качество, разнообразие и разумные цены. Также пользователю нужно получать необходимые виды обслуживания, при этом желательно иметь дело с небольшим количеством поставщиков. Необходимо заметить, что "разумные" цены не следует трактовать как "низкие". Должно существовать правило соответствия "цена -качество". Деньги, запрашиваемые провайдерами и операторами с клиента, необходимо соизмерять с получаемой пользователем ценностью. Более того, пользователя в большинстве случаев не интересуют технические характеристики сети связи, главное для него - свести до минимума либо исключить неудобства в получении нужных ему услуг.
Рекламодателю интересна доступность его рекламной продукции для целевой аудитории, инвестиционная привлекательность площадки для размещения рекламы, разумные цены на ее размещение.
Контент-провайдера заботит доступность инфраструктуры сети и ее характеристики (скорость и качество передачи информации), доступность контента для пользователей (важно для привлечения рекламодателей). Также контент-провайдер учитывает разумность цен на использование инфраструктуры, окупаемость и прибыльность проекта.
Операторы в свою очередь заинтересованы в привлекательности собственной инфраструктуры для всех категорий потребителей, в возмещении затрат и в прибыльности бизнеса в целом.
Ситуация в мире сложилась таким образом, что благодаря контенту операторы начали зарабатывать на домашнем пользователе. Рост трафика от населения и рост требований к полосе помогли запустить новый виток в спирали развития отрасли.
Российские компании тоже стараются не отстать и ищут пути увеличения доходов. По независимым подсчетам, средний ежемесячный доход семьи, проживающей в крупном городе, составляет S2000. Причем из этой суммы она готова тратить 5% на телеком. И задача компаний - сделать так, чтобы на сервисы среднестатистическая семья тратила еще больше.
Удержание клиента - важнейшая составляющая бизнес-процесса. Для этого требуется грамотная система поддержки бизнеса, в частности корректная тарификация услуг. Проблем в реализации решения для организации современного биллинга нет.
Следует упомянуть о взаимоотношениях операторов и вещателей. Коммерческие условия и консерватизм вещателей в пакетировании не вписываются в инновационные форматы телевидения операторов. Ясно, что конкурентоспособность оператора на рынке, особенно оператора IPTV, определяется контентом, предоставляемым абонентам. Со своей стороны и вещателям в условиях интенсивного развития рынка, в рамках поддержки конкурентоспособности своего бизнеса, следует задуматься о новых средствах формирования видеоконтента и взаимовыгодного сотрудничества с другими участниками рынка.
Отдельной темой для обсуждения является отечественная нормативная база. Заключать договоры с пользователями (оказывать услуги) может только оператор связи, имеющий собственную телекоммуникационную сеть. Отчасти такое положение дел защищает крупных операторов связи. Но надолго ли? На деле мы сталкиваемся с законодательными препятствиями, которые тормозят внедрение современных маркетинговых технологий.
Отсюда мы имеем значительные сомнения осуществления в нашем государстве полноценной бизнес-модели виртуального оператора (контент-провайдера), так как это не стыкуется с имеющейся национальной нормативной базой. Получаем две стороны медали: ограничение конкуренции в отрасли (но это не соответствует интересам конечных пользователей), с одной стороны, и негативное влияние на конкурентоспособность российских операторов на фоне зарубежных - с другой.
В сегодняшних национальных нормативных актах не рассматриваются возможности интерактивного телевидения. Отсутствует правовое регулирование в сфере распространения и использования IPTV-контента. Нет регулирования в должной степени в приобретении индивидуальных прав на фильмы, телеконтент, музыку, а также не регулируются связанные с этим экономичесие риски, договорные отношения операторов с поставщиками, вещателями и абонентами, права и обязанности сторон. К тому же не ясна ситуация с порядком присоединения сети, в которой предоставляются услуги IPTV, к другим сетям.
При условии решения всех правовых вопросов вырисовывается вполне позитивная картина. Суть мультисервисности в настоящее время заключается не в количестве каналов и сервисах, которыми располагают операторы, а в возможности предоставлять индивидуальные услуги, в том числе контент-услуги, услуги по запросу, и, кроме того, в возможности получения обратной связи и вовлеченности абонента. Позволяя своим абонентам загружать и обмениваться пользовательским контентом, формировать собственную программу передач, создавать сообщества по интересам, создавать тематические видеоблоги и голосовать, оператор платного ТВ повышает свою конкурентоспособность и привлекательность на рынке.
Оставить мнение и задать вопросы по статье можно здесь
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2009
Посещений: 11819
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций