Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Каким быть цифровому радиоприемнику

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Каким быть цифровому радиоприемнику?

Успех внедрения DRM-вещания в нашей стране зависит главным образом от коммерческой эффективности канала доставки радиопрограммы до ее потребителя. И радиовещателям стоит вспомнить, что технологическая цепочка вещания не заканчивается кончиком передающей антенны. Между передающей антенной и ухом слушателя существует еще радиоприемник. И от того, есть ли он у слушателей вообще и какие имеет потребительские характеристики, на 100% зависит эффективность радиовещания

Идеология звуковых (AM-, FM-) радиоприемников сложилась еще в 20-е годы прошлого века. Поэтому данный вопрос при развитии FM-вещания в нашей стране решался автоматически - по накатанной идеологии. А о наличии парка радиоприемников позаботились многочисленные производители, в основном, из стран Юго-Восточной Азии.

Первые успешные попытки немецких производителей DRM-радиоприемников привели к созданию серийного образца стоимостью 800 евро. Сложно представить себе, чтобы какая-то категория слушателей в нашей стране сознательно тратила бы такие деньги на приобретение товара совсем не первой необходимости. Однако перспективы использования подобных радиоприемников в автомобилях вполне оптимистичны, тем более что DRM-радиостанции можно слушать непрерывно при длительных путешествиях (например, из Петербурга в Москву).

Коли уж не получается на текущий момент развития радиотехнических и компьютерных технологий создать массовый и дешевый DRM-радиоприемник, то, наверное, стоит при высокой цене реализовать в нем новые коммерческие возможности, присущие DRM-вещанию. И это принципиально для успешного внедрения DRM в дальнейшем. А высокая цена будет снижаться по мере развития технологии и насыщения рынка радиоприемников.

И еще. DRM-радиоприемник сам по себе едва ли может на начальном этапе внедрения DRM-вещания иметь хоть какую-то потребительскую стоимость. Поэтому он обязательно должен обеспечивать прием FM-(87,5-108,0 МГц и 65,9-74 МГц) и DRM-(0,520-30 000 кГц) вещания. При работе в FM-диапазоне на дисплей должны приниматься сообщения RDS. С учетом наличия в приемнике DSP-процессора и контроллера реализация этой задачи сложности не представляет.

Переход на цифровое вещание требует новых разработок, в том числе в идеологии подачи информации и рекламы слушателю. Самое важное отличие цифрового вещания от классического (звукового) заключается в наличии достаточно широкого канала дополнительной информации, пригодного для передачи рекламных и информационных сообщений. Получение этой информации должно осуществляться на интерактивный дисплей приемника. Поэтому понятие "слушатель" при цифровом радиовещании становится весьма условным.

Ширина канала дополнительной информации в общем потоке передачи DRM-сигнала составляет 80 бит/с. Радиовещатель вполне может использовать его для передачи текстовых информационных или рекламных сообщений. И если мы хотим, чтобы DRM-вещание было в максимальной степени коммерчески привлекательным и чтобы этот проект имел экономическую основу реализации, мы должны в радиоприемнике реализовать эти новые рекламные возможности.

Теперь посчитаем.

Длительность стандартного рекламного ролика на радио - 30 секунд. Это и есть время "рекламного кадра" - позиционирования текстовой информации на дисплее.

80 бит/с - это 10 символов KOI-8 в секунду. За 30 секунд - 300 символов. Стало быть, именно такого объема должна быть рекламно-информационная часть дисплея. Его память должна иметь как минимум три страницы:

  • отображаемая в текущий момент;
  • наполняемая информацией из эфира;
  • "память пользователя", включаемая нажатием кнопки, - чтобы записать заинтересовавшую информацию.

Для увеличения эффективности рекламной информации желательно предусмотреть в памяти радиоприемника не менее десятка страниц пользователя. Здесь само собой напрашивается число 16. Причем запоминание каждой последующей страницы "проталкивает" информацию в следующую ячейку, а самая первая при этом стирается. При такой логике работы от пользователя не требуется самостоятельно очищать ячейки памяти, и это упрощает использование приемника.

Трехсот символов вполне достаточно и для объявлений рекламного характера и для кратких информационных сообщений. Однако для графической информации этого будет мало, поэтому использовать "радиовещательный дисплей" для "медленного" телевидения и даже для диафильмов не получится. Помимо этого для упрощения пользовательского интерфейса может потребоваться еще одна служебная строка с программируемыми подписями к кнопкам настройки режимов (установка и перестройка частоты, установка времени, переходы по меню: вверх, вниз, влево, вправо, выбор).

Кстати, в случае, когда не вызвано пользовательское меню и остальные пять кнопок фактически не задействованы, сама собой напрашивается необходимость снабдить их функцией запоминания рекламной информации в памяти пользователя. Заинтересовало что-то - по окончании ролика нажми на любую кнопку не глядя - нужная информация сохранена. А кнопочку "меню" можно сделать слегка утопленной, с защитой от случайных нажатий.

С таким дополнительным сервисом эффективность радиорекламы может возрасти в разы. Слушателю же открывается новая возможность запоминать текстовую информацию о заинтересовавшей его продукции или услугах простым нажатием кнопки на радиоприемнике после прослушивания рекламного ролика. Было бы разумно, чтобы текстовая информация на дисплее приемника сохранялась следующие 30 секунд, что необходимо для приема следующего кадра текста и для одновременного с этим осмысления слушателем полученной информации. Таким образом, позиционирование рекламы при этом увеличивается вдвое и к тому же добавляется возможность запомнить интересующую потребителя информацию. При этом звуковой канал может быть разгружен от повторов "информации под запись", что делает рекламную передачу более легкой и привлекательной для восприятия.

Разумеется, технология и принципы подготовки рекламных роликов на DRM-радиостанциях претерпят некоторые изменения. Потребуются специализированные аудио- и текстовые редакторы с жестким временным форматированием роликов и вещательные программы, позволяющие синхронно передавать звук и текст. Думаю, отечественным разработчикам автоматизированных систем вещания пора подключаться к решению этого вопроса.

Дополнительный текстовый канал может быть полезен при проведении интерактивных радиопередач: например, для отображения на дисплее вариантов ответов слушателей и номеров телефонов, что позволит не отвлекаться в эфире и не сбивать темп и настроение программы на сугубо технических вопросах. При проведении радиоигр можно оперативно выводить на дисплей текущие правила игры или варианты действий.

И разумеется, на начальном этапе DRM-вещания нужно будет проводить специальные игры и интерактивные передачи, чтобы приучить слушателей пользоваться дисплеем. Это новшество потребует своеобразного воспитания аудитории. Главное, чтобы новые DRM-приемники от всех производителей обязательно имели бы такой дисплей. Тогда привлекательность перехода на цифровое вещание обретет более значимую экономическую основу. Фактически именно сейчас мы сами себе закладываем более высокие рекламно-информационные возможности, и стоит позаботиться, чтобы заложить их по максимуму.

Принципиальное отличие рассматриваемого информационного канала от телевизионной бегущей строки состоит в том, что эта информация должна быть на передающей стороне фрагментирована по кадрам (300 символов), привязана к конкретному звуковому фрагменту (рекламному ролику) и может быть выборочно сохранена слушателем в памяти радиоприемника.

Один из примеров реализации рассматриваемого дисплея, пригодного для автомобильного радиоприемника, изображен на рисунке.

Верхняя строка содержит параметры сигнала принимаемой радиостанции.

Верхнее левое поле ("Голос России") - название принимаемой программы.

Верхнее среднее поле ("26035-DRM-стерео") - номинал частоты в килогерцах для DRM и в мегагерцах для FM, тип сигнала FM-DRM, индикатор моно/стерео.

Верхнее правое поле - линейный индикатор уровня принимаемого сигнала (S-метр).

Далее расположены пять строк по 64 символа, позволяющие отобразить 320 символов рекламно-информационного текста. Желательно, чтобы цвет шрифта был контрастным и хорошо читаемым как при солнечном свете, так и в темноте.

Нижняя строка дисплея содержит в своей левой части пользовательскую информацию: дата, местное время, ближайшее время включения радиоприемника. Для эффективной работы желательно иметь возможность программировать включение приемника на несколько значений времени (иметь несколько "будильников").

Правая часть нижней строки - программируемый пользовательский интерфейс. Под этими шестью надписями должны располагаться шесть кнопок управления радиоприемником, назначение которых может меняться в зависимости от режимов работы.

С учетом всего сказанного дисплей должен иметь объем страницы около 450 символов.

Вероятно, оптимальным будет экран, позволяющий отображать 7-8 строк по 64 символа в каждой из них или 14-16 строк по 32 символа. При этом желательно, чтобы символы формировались из расчета графической матрицы не менее 8x12 точек. Помимо того к логике работы приемника рационально было бы добавить программирование включения радиостанций в соответствии с частотным расписанием. Например, я хочу слушать только русскоязычные программы и настраиваю приемник так, что при включении он автоматически "встает" на ту DRM-радиостанцию, которая в этом момент вещает программу на русском языке. Возможны и другие варианты.

Крайне желательно, чтобы меню управления радиоприемником состояло не более чем из двух уровней. Приемник не компьютер. Он нужен для того, чтобы слушать радио, а не разбираться в сотнях режимов его настройки, тем более за рулем автомобиля. В этом смысле не стоит брать пример с производителей сотовых телефонов, которые, вероятно, забыли, что телефон нужен для того, чтобы звонить: порой кажется, что проще и быстрее найти двухкопеечную монету и забытый с советских времен телефон-автомат на улице, чем разобраться со всеми "менюшками" современных мобильников.

Вот та информация, которую я считаю важным донести до трех заинтересованных категорий специалистов, слушающих радио:

  • радиовещателей;
  • разработчиков радиоприемников;
  • разработчиков систем автоматизированного радиовещания.

Генеральный директор ООО "Радиовещательные технологии"
Сергей Комаров

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2004
Посещений: 12655

Статьи по теме

  Автор

Сергей Комаров

Сергей Комаров

Генеральный директор ООО "Радиовещательные технологии"

Всего статей:  20

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций