Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Как создать телеканал с нуля

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как создать телеканал с нуля


Мехдят Хайретдинов
Технический директор НТК "Звезда"

Как известно, собственный телевизионный центр телеканала "Звезда" Министерства обороны РФ, И v созданный в здании бывгией Военно-финансовой академии в Москве на Проспекте мира, вышел 20 февраля 2007 г. в режим тестового вещания. С просьбой рассказать подробнее об этом телецентре, истории его создания и перспективах развития мы попросили технического директора Национальной телекомпании "Звезда" Мехдята Хайретдинова

М. Хайретдинов: Мое участие в создании технической базы телерадиоцентра медиагруппы "Звезда" началось еще до того, как я стал штатным сотрудником телеканала.

Весной 2004 г. новое руководство Центральной телерадиовещательной студии Министерства обороны России (ЦТРС МО РФ) пригласило меня в качестве эксперта для участия в конкурсе на поставку телевизионного передатчика для 57-го телевизионного частотного канала.

Лицензия на право вещания на этом дециметровом канале была уже выиграна ЦТРС на конкурсе, и срок ее действия истекал в марте 2005 г.

Надо было торопиться с началом вещания, но для этой цели приобретения одного передатчика было недостаточно. Срочно требовалось организовать временную вещательную аппаратную и доставку сигнала на телебашню, а также параллельно решать вопрос о создании собственного телецентра.

Как известно, создание телецентра требует системного решения одновременно целого ряда инженерно-технологических направлений. Это, прежде всего, проектирование и строительство общеинженерных систем. Создание надежной и бесперебойной работающей системы электроснабжения комплекса с учетом резерва мощности для его развития и возможностью обеспечить работу телецентра даже при форс-мажорных обстоятельствах - это то же самое, что создание прочного фундамента при строительстве здания. Сюда же следует отнести защитное и технологическое заземление. Современный телецентр должен быть также оснащен системой автоматического газового пожаротушения основных структурных компонентов комплекса (серверной, центральной аппаратной, кассетного и электронного архива и т.д.) и иметь систему оповещения о пожаре персонала технических служб и коллектива подразделений во всем здании. Невозможна также работа серверной, центральной аппаратной, компьютерного, коммутационного и другого электронного оборудования без системы климат-контроля, и работа эксплуатационного персонала -без системы вентиляции и кондиционирования в аппаратных. Предстояло адаптировать здание телецентра (причем еще не было определено, какое именно это будет здание) для размещения в нем теле- и радиокомплексов, в частности, обеспечить для этого условия, предусмотренные нормативными требованиями к акустике и защищенности от внешних шумов студийных павильонов и аппаратных.

Особую сложность представляло создание внешних волоконно-оптических линий связи для доставки телерадиопрограмм для эфирного вещания в Москве на телевизионные и радийные передатчики, а также до транспондера оператора спутниковой связи для вещания в регионах России.

Вместе с тем для приема программ от новостных российских и зарубежных агентств и телеканалов (без чего невозможна работа службы новостей) предстояло построить на крыше здания антенное поле и установить несколько спутниковых постов (антенн). То есть было необходимо разрабатывать техническое задание на создание не только телевизионного технического комплекса, но и задание на вышеперечисленные инженерные системы, включая комплекс телекоммуникаций и связи.

Вскоре мне было предложено возглавить работу по созданию этого телецентра. Поставленная Министерством обороны задача требовала в сжатые сроки определить поставку необходимого технологического оборудования и оборудования инженерных систем для обеспечения вещания одного канала в Москве с передатчика на Останкинской башне, а также для вещания четырех каналов через спутник по всей территории России со смещением по часовым поясам.

Поскольку вещательная лицензия ЦТРС включала обязательное требование многожанрового контента, включая информационное вещание, то было необходимо создание комплекса производства новостей, интегрированного в пятиканальный вещательный комплекс.

Таким образом, требования Министерства обороны сводились к созданию современного цифрового автоматизированного телерадиоцентра для многоканального вещания. Причем бюджетное финансирование этого сложного проекта распределялось на несколько лет и позволяло только поэтапное развитие. Все стадии работы - от выбора системного интегратора для разработки проектной документации по указанным направлениям до поставки необходимого технологического и инженерного оборудования - должны были осуществляться на основе открытого конкурса на основании технических заданий (ТЗ) и спецификаций на оборудование.

Я понимал, что результат проекта во многом зависит от профессиональной команды и оптимального выбора системного интегратора. В новую команду вошли высокопрофессиональные специалисты, проверенные в совместной работе, Дмитрий Журавлев, Саяр Азизов, Владимир Стукалов.

Естественно начинать надо было с создания общеинженерных систем всего здания и с телевизионного комплекса в частности. Организация этих работ поручалась квартирно-эксплуатацион-ному управлению г. Москвы Министерства обороны.

Разработку ТЗ на эти направления, начиная с системы электроснабжения, вел главный энергетик В. Стукалов.

В. Стукалов, главный энергетик НТК "Звезда": Созданная на основе ТЗ генеральным проектировщиком ООО "Монолитстрой" система электроснабжения телерадиокомплекса отвечает требованиям первой категории (особая группа) надежности и позволяет осуществлять его бесперебойную работу (даже при пропадании электроэнергии в системе Мосэнерго).

Инженерный комплекс имеет в своем составе подстанцию с мощностью 833,9 кВт и ГРЩ (главный распределительный щит) для всего здания и две системы гарантированного питания (каждая система по 250 кВт), а также дизель-генератор на 550 кВт. Переход на электропитание от дизель-генератора происходит в автоматическом режиме.

В комплекс электроснабжения включена автоматизированная диспетчерская система, которая представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для мониторинга, контроля и отображения состояния основных коммутационных аппаратов на экране компьютера со всех объектов, входящих в телерадиовещательный комплекс.

Система осуществляет удаленный контроль работы электрощитовой, источников бесперебойного электропитания и дизель-генератора, сбор показаний электропотребления объектов, контроль за качеством электропитания, температурный контроль систем кондиционирования и вентиляции, пожарно-охранной сигнализации. Построенная таким образом система дает возможность предотвращать аварийные ситуации.

М. Хайретдинов: Выбор системного интегратора был непростой задачей. Требования к интегратору были обусловлены не только наличием у него опыта работы на телевизионном рынке и количеством созданных им современных комплексов, но и готовностью вписаться в жесткие финансовые рамки. Вместе с тем было важно, чтобы интегратор не только спроектировал и инсталлировал комплекс, но и обеспечил надежную сервисную поддержку в гарантийной и послегарантийный период эксплуатации комплекса. Для этого он должен иметь у себя обученных сертифицированных специалистов по всему модельному ряду оборудования и программному обеспечению, начиная с системы автоматизации.

Поэтому выбор интегратора обусловлен также той системой автоматизации, которую он представляет в России. Именно на первом этапе надо было выбрать надежную систему автоматизации, единую для всего вещательно-производственного комплекса медиагруппы "Звезда". Мы провели много встреч с известными в Москве интеграторами и имели возможность познакомиться с предложенными ими решениями по автоматизации телевизионного производства и вещания. Осенью 2004 г. на выставке в Амстердаме мы вновь встречались с разработчиками предложенных нам решений. Важно, что при выборе системы автоматизации у специалистов нашей компании была возможность ознакомиться с новыми разработками не только на стенде, но и посмотреть, как новая система работает на вещательном канале в Амстердаме, где нам показали эфирную аппаратную, из которой шло вещание по пяти каналам. В процессе переговоров с генеральным директором компании-разработчика этой системы автоматизации г-ном Элджо Мейэром мы рассказали, что строим новый федеральный канал в России, для которого требуется надежная система автоматизации. По его рекомендации мы посетили Польский новостной канал в Варшаве, на котором была недавно инсталлирована такая же система автоматизации. Мы пробыли на этом канале в течение всего дня и убедились, что система работает устойчиво. В итоге мы решили, что основания для риска, конечно, есть, так как система относительно новая, но этот риск минимален. Так была выбрана система автоматизации с оптимальным соотношением цена/качество. Ее представляет в России компания Vidau Systems.

Одновременно с процессом выбора системы автоматизации (совместно с ООО "Технобарс-телекоммуника-ции") разрабатывался проект разветвленной инфраструктуры волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), которая бы позволила телеканалу "Звезда" не только осуществлять обмен цифровыми потоками данных с другими объектами, но и создать глобальную сеть удаленного мониторинга, контроля и управления оконечным оборудованием на местах. Идея создания этого комплекса принадлежит руководителю службы телекоммуникаций и информационных технологий Саяру Азизову.

С. Азизов, руководитель службы телекоммуникации и информационных технологий НТК "Звезда": Сама идея заключалась в том, что центральный коммутационный узел, в который должны стекаться все линии ВОЛС с технологических объектов, был определен в здании самого телерадиоцентра в аппаратной коммутации внешних линий (АКВЛ). В качестве вещательного стандарта был определен цифровой интерфейс SDI со встроенным звуком и внутренним форматом видеофайлов DV25. Решено было использовать различные конвертеры последнего поколения для преобразования SDI-сигнала в оптический сигнал и обратно. Данное оборудование поддерживает многие стандарты, в том числе: SMPTE259M от 143 до 360 Мбит/с, а также дополнительные стандарты SMPTE305M (SDTi), SMPTE310 (194 Мбит/с), SMPTE344M (540 Мбит/с), включая поддержку потока с компрессией DVB-ASI (270 Мбит/с). Наличие платы мониторинга и контроля Vesta Link позволяет, используя сетевой протокол SNMP, удаленно передавать данные о состоянии конвертеров на другом конце в центральный коммутационный узел, а уже в АКВЛ программа-менеджер NMS (Network Management System) отображает принятые данные в графическом виде на мониторе. Поэтому оператор в инженерной аппаратной АКВЛ получает всю информацию о работоспособности оконечного оборудования и может оперативно принимать решение о замене неисправных моделей. Система глобального мониторинга и контроля реализована по IP-протоколу на базе интеллектуальных коммутаторов последних моделей.

Следует отметить, что наш телевизионный канал является единственным каналом, который передает сигнал на телебашню в цифровом формате SDI со встроенным звуком. Одним из важных преимуществ созданной разветвленной сети ВОЛС является возможность реализации на ее основе глобальной структурированной кабельной сети (СКС) компьютерной и телефонной платформ всего медиахолдинга. Сетевое оборудование, устанавливаемое в ядре сети, является модульным, в нем используется неблокируемая архитектура и поддержка маршрутизации на 3-м и 4-м уровнях модели межсетевого взаимодействия (OSI). Глобальная СКС охватывает 3 объекта компании, соединенных между собой IP-каналами.

М. Хайретдинов: Такая инфраструктура позволяет создать единый защищенный центр, что крайне важно для обеспечения бесперебойного теле-и радиовещания и других задач медиа-группы.

При выборе варианта технологической структуры комплекса телевещания, ее схемотехники с учетом обеспечения и оптимальных условий для работы программной дирекции по медиа-планированию и управлению вещанием немало решений было предложено руководителем службы телевизионного вещания Дмитрием Журавлевым.

Д. Журавлев, руководитель службы телевизионного вещания НТК "Звезда": Весь технологический процесс оптимизирован благодаря использованию принципов цифрового вещания.

Многоканальная эфирная аппаратная построена на базе серверного вещания. В качестве структуры построения вещательных серверов выбраны схема с полным зеркалированием видеосерверов Выбранное . оборудование и программное обеспечение зарекомендовало себя на российском рынке как надежное, многофункциональное, а также легко масштабируемое, что отвечает современным требованиям. Система вещательных видеосерверов с локальными дисковыми массивами построена по схеме дублирования эфирных каналов. Такая схема работы обеспечивает 100%-ное резервирование одного из основных узлов вещательного комплекса.

Все сформированные внутри комплекса программные сигналы, а также сигналы внешних линий коммутируются на видеоматрице, имеющей конфигурацию 128x128, и выдаются в эфир в соответствии с плей-листом. В настоящее время заканчиваются тестовые испытания модуля, который обеспечивает экспорт плей-листов в автоматическом режиме в систему автоматизации вещания из программного комплекса, который использует дирекция программ телеканала "Звезда" для медиапланирования. На втором этапе мы будем разрабатывать технологию постэфирной обработки эфирной путевки.

Вся требуемая видеоинформация, а именно: сигналы программных источников, титры, логотип, программа, поясное время и т.п. отображается на трех плазменных 61-дюймовых панелях. Любая текущая конфигурация мониторинговой системы мультискрин, т.е. одновременного многооконного отображения различных источников на плазменной панели, может быть мгновенно изменена специалистами, работающими на эфире, в соответствии с требуемыми задачами. Она позволяет формировать необходимое количество виртуальных мониторов на трех плазменных панелях, а также расположение и размер этих мониторов.

Все видеопрограммы (за исключением прямых эфиров) попадают в комплекс для обработки через мультифор-матные аппаратные оцифровки с плейеров формата IMX.

Оцифровка видеопрограмм, а также запись сигналов внешних линий происходит на общий дисковый массив, который интегрирован в общее информационное поле и образует единое дисковое пространство в SAN-архитектуре комплекса. Система автоматизации комплекса обеспечивает автоматическое копирование файлов с общего дискового массива на локальные массивы вещательных серверов. Общий дисковый массив построен на базе оборудования Xserve RAID.

Для дирекции программ наряду с аппаратными предэфирной подготовки в комплексе также созданы аппаратные нелинейного монтажа, графики, озвучания и монтажа фонограмм. Это позволит оперативно создавать анонсы программ и межпрограммные клипы.

М. Хайретдинов: Хочу отметить, что на сегодняшний день ТК "Звезда" -первый канал в России, при построении которого во всех ключевых компонентах комплекса максимально использованы решения на базе платформы Apple. Ввиду высоких требований к производительности на фоне ограниченного финансирования именно эта платформа представлялась оптимальной, поскольку позволяла достичь максимальной функциональности и гибкости системы при ее высокой надежности, при этом исключалась конвертация форматов файлов от оцифровки исходного материала до создания готовой программы и выдачи ее в эфир.

Надо отметить, что на российском рынке для телевизионных технологий решения от Apple стали широко применяться позже других платформ. Если вспомнить историю выбора этой платформы нами, то она была очень непростой. Мы решили испытать ее в действующем телевизионном комплексе ЦТРС МО РФ. Эта была маленькая 30-метровая студия - несколько аналоговых аппаратных линейного монтажа и аппаратная нелинейного монтажа на базе ПО, которое невозможно апгрей-дить... Эта студия выполняла функции постпродакшн, в ней делались программы военной тематики для других каналов, но техническое качество этих программ оставляло желать лучшего. Мы сразу получили возможность использовать эту площадку для выбора формата и платформы для будущего канала. Начали с двух аппаратных нелинейного монтажа с Final Cut Pro. Тогда, 2004 г., эту программу мало кто знал в Москве. Первое, с чем мы столкнулись, - это серьезное противостояние со стороны режиссеров монтажа, потому что они могли работать только на платформе PC. Но в то же время многие серьезные звукозаписывающие компании уже работали на платформе Apple, и их опыт показывал, что платформа надежна, удобна и является хорошим инструментом для креативного профессионала, и следовательно вопрос был только в преодолении психологического барьера. И через 2-3 месяца монтажеры заявили, что получили совершенно новые возможности для решения своих творческих задач, о существовании которых они раньше даже не догадывались. Испытав решение локально на двух монтажных станциях, мы добавили к ним еще и звуковую монтажную и в течение полугода производили монтаж и озвучивание материала на этой платформе. Выбор окончательного решения для нового телевизионно-техниче-ского комплекса был сделан на основе положительных результатов испытания этой платформы на практике в студии ЦТРС.

За прошедшее время многие ведущие компании (Sony, Panasonic, Omneon, SeaChange, Thomson и др.) объявили о совместимости с решениями на базе Apple. Это еще раз подтверждает, что наш выбор, который был сделан именно в 2004 г., оказался правильным.

В состав комплекса также входит единая система хранения данных, включающая как дисковый массив оперативного доступа на базе XRAID (40ТВ), так и роботизированный архив (10РВ), объединенные в единое дисковое пространство. Применение роботизированного электронного архива является также отличительной особенностью нашего комплекса. Он является очень важным компонентом для новостного вещания. Опыт применения предыдущей версии аналогичного архива в России есть только на канале ТВЦ. И такой опыт работы с электронным архивом уже имеет руководитель информационного комплекса ТК "Звезда" Василий Филиппов, приглашенный мной из телекомпании ТВЦ.

В. Филиппов, руководитель информационного комплекса НТК "Звезда": Обычно архив в телекомпаниях - это видеотека, и она находится как бы в стороне от процессов производства и живет своей жизнью, общаясь с внешним миром путем получения запросов на нахождение нужных материалов. После получения запроса специалист видеотеки ищет в базе данных (чаще всего неполной или плохо каталогизированной) нужный материал, затем идет в хранилище, находит нужную кассету и выдает ее в работу. Именно для того, чтобы сделать архив частью действующего в реальном времени комплекса, потребовалось применение роботизированной (еще иногда называют "умной") библиотеки медиаданных.

Надежность для архива является не просто обязательным условием - без этого архив теряет смысл. Все, что "складывается" в архив, ни при каких условиях не должно пропасть.

Система, созданная на телеканале, именно такая: кроме хранения данных она позволяет автоматически производить их резервирование в фоновом режиме, и что не менее важно, не снижая при этом производительности и быстродействия.

Также нужно отметить простоту обслуживания. Архитектура построения системы и организация работы входных и выходных интерфейсов позволяет включить архив в среду SAN напрямую и получать управление от автоматизации, которая используется в нашем комплексе.

М. Хайретдинов: Есть еще одно интересное решение в нашем новостном комплексе, которое заслуживает внимания. Это виртуальная студия. Обычно к плюсам виртуальных студий относят снижение расходов на изготовление декораций и гораздо более широкие возможности для творческих бригад, а к минусам необходимость подготовки сложных виртуальных сетов. В нашем случае выбор виртуальной студии был вполне осознанным не только в силу вышесказанного, но также из-за того, что размеры нашей студии небольшие (70 кв. метров), и разместить в ней декорации для нескольких вариантов программ вместе с соответствующим спецосвещением невозможно.

Несколько лет назад, когда виртуальные студии были еще в диковинку, многие телекомпании начинали использовать подобные решения как дань моде и только потом сталкивались с проблемами сложнейшей инсталляции прецизионных систем трекинга, а также специализированным и "закрытым" программным обеспечением для подготовки виртуальных сетов. То есть вместо пресловутой экономии на декорациях получали большую головную боль и дополнительные затраты при внесении любых, даже самых незначительных, изменений в конфигурацию студии.

Таким образом, выбирая виртуальную студию, мы старались учесть все вышеизложенные проблемы. Информация же, полученная от коллег (при посещении телеканала во Франции), имеющих реальный опыт работы с такими системами, являлась объективной и помогла сделать верный выбор.

В нашем варианте используется 5 роботизированных камер, в которых можно легко программировать стандартные передвижения и положения точек съемки, что значительно облегчает работу режиссера.

Применяемое в студии программное обеспечение позволяет импортировать трехмерные сцены, подготовленные в различных приложениях ведущих компаний по разработке программного обеспечения для ЗО-моделирования, предоставляя поистине безграничные возможности для творчества и снижая расходы на их изготовление.

Студия уже запущена в эксплуатацию, и наши специалисты полностью довольны ее возможностями. Изображение на выходе студии получается очень реалистичным, и многие, кому мы показывали студию в действии, были сильно впечатлены.

В ней сегодня пишется еженедельная программа "Служу России". Съемочная группа этой программы уже успела оценить все преимущества и достоинства виртуальной студии для решения творческих задач.

Подводя черту, хотелось бы обратить внимание на важный аспект, возникающий при запуске в эксплуатацию нового комплекса, - это период тестового вещания. Именно на этом этапе необходимо выявить все "узкие места" программно-аппаратного комплекса. Как мы знаем, кривая отказов на начальной стадии эксплуатации любого оборудования идет резко вверх; но благодаря профессионализму сотрудников могут быть выявлены заводские дефекты и случайные ошибки, допущенные при инсталляции. Но сегодня это та брешь, которая у нас образовалась: к сожалению, мы начали тестовое вещание с очень малым количеством персонала. Мы должны эксплуатировать этот комплекс круглосуточно с максимальной нагрузкой, поскольку только тогда можно получить полноценную картину отказов и принять меры по их устранению. Но я уверен, что высокий профессионализм сотрудников телеканала позволит наверстать упущенное.

В настоящий момент активно идет работа над вторым этапом развития телерадиоцентра "Звезда", и уже разработано ТЗ на очередной открытый конкурс на поставку оборудования. В нем предусмотрено создание 300-метровой студии постпродакшн. Она позволит создавать программы типа ток-шоу с возможностью работы в прямом эфире, например, для вещания утреннего канала. Естественно, наличие постпро-дакшн-студии предполагает создание всей инфраструктуры, в частности: серверного оборудовании,аппаратной озвучания, станций нелинейного монтажа и др. До поступления оборудования в здании идут строительные работы и монтаж специальных инженерных систем. Предстоит выполнить большой объем работ для создания структурированной кабельной сети всего здания для компьютерных сетей и телефонии. Кроме того, предстоит обустроить в цокольном этаже комплекс выездной журналистской техники ТЖК и все, связанные с этим, подразделения новостной службы. Необходимо смонтировать, наладить, запустить комплекс радиовещания и многое другое.

В заключение хочу поделиться одним соображением, думаю, очень важным для всех создателей новых комплексов. Я имею в виду необходимость проверки принятых решений независимыми экспертами как при проектировании комплекса, выборе оборудования, так и на этапе тестовой эксплуатации. Хочу выразить свою благодарность безвременно ушедшему из жизни Станиславу Дмитриевичу Буневичу; а также поблагодарить председателя технологического комитета HAT Константина Захаровича Кочуашвили, Сергея Ивановича Никанорова, Владимира Львовича Механика, Владимира Григорьевича Ма-ковеева за их замечания и рекомендации как независимых экспертов. Их профессиональное мнение (начиная с заключения для конкурсной комиссии на поставку оборудования) и экспертиза проекта телевизинно-технического комплекса канала были очень полезны и помогли избежать ошибок и минимизировать риски.

Сегодня можно констатировать, что телерадиоцентр Министерства обороны РФ вступил в фазу своего полномасштабного развития.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2007
Посещений: 53813

Статьи по теме

  Автор

 

Мехдят Хайретдинов

Всего статей:  2

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций