Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Как продавать свою продукцию на международных телерынках

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как продавать свою продукцию на международных телерынках

Все успешные продюсеры – а среди читателей журнала Broadcasting, я уверен, других нет – ищут дополнительные источники дохода. Современный мир предоставляет немало возможностей пополнить бюджет. Одна из них – это участие в телерынках. В настоящей статье я постараюсь рассказать о крупнейших международных TV-маркетах и о том, как на них можно заработать
Иван Усачев
Продюсер, ведущий, генеральный директор “Студии Ивана Усачева”

Грубо говоря, телерынок (TV market) – это выставка достижений телевизионного хозяйства, ярмарка, на которой встречаются покупатели и продавцы из телевизионной индустрии, но вместо обычных товаров выставляется контент (не люблю это слово, но приходится его использовать): шоу, документальные фильмы, теленовеллы, викторины, сериалы, словом, все виды телевизионной продукции. Также там можно продать или купить форматы, как уже существующие, так и находящиеся в процессе разработки, найти сопродюсера или даже источник финансирования. В последние годы на телерынках появилось много представителей новой цифровой индустрии – интернет-порталы и производители продукции для Digital активно участвуют в сделках. Любой товар, дорогой или дешевый, обязательно найдет своего покупателя, если, конечно, устраивает цена.

На сегодняшний день в мире действует множество телерынков, но не все они одинаково эффективны. Я предлагаю вам краткий перечень главных форумов, которые надо обязательно знать, а если позволяют средства, и посетить.

MIPTV и MIPCOM

Это самые старые, популярные и, пожалуй, прибыльные телерынки. Несколько слов о них.

MIPTV (Marché International des Programmes de Télévision) был основан британской компанией более 60 лет назад и проводится во французском городе Канны, в апреле. На этой торговой площадке собирается огромное количество телевизионщиков со всего мира – в прошлом году, например, приехали более 11 тыс. участников. Среди них – крупнейшие в мире телеканалы, дистрибьюторы и студии. Во время ярмарки проводятся лекции по наиболее актуальным для телевидения темам, где выступают признанные специалисты, устраиваются пичи (pitches) и встречи с сопродюсерами. Незадолго до начала основного события, там же, во Дворце Фестивалей на набережной Круазетт, проходит специализированное торговое шоу MIPJunior, полностью посвященное программам для детей.


В рамках телерынка открыты еще несколько площадок (они требуют дополнительной оплаты): MIPFOR-MATS, самый крупный в мире форум для покупателей и продавцов форматов, MIPDOC – площадка для покупателей и продавцов документального кино, и MIPDIGITAL-FRONTS, новое, но быстро набирающее популярность место встреч для покупателей и продавцов цифровой продукции (для интернет-ресурсов и мобильных телефонов).


Удивительно, как многого можно добиться, если вы талантливы и бесстрашны. Я помню одного юного финна, которого я повстречал на Мипформате сильно пьяным. Таким же пьяным, если не больше, он уехал домой через три дня. Оказалось, пил финский продюсер с нужными людьми – крупная американская студия купила у него ИДЕЮ нового шоу, основанного на новом виде спорта.

MIPCOM (Marché International des Programmes de Comminication) проводится тоже в Каннах, но в октябре и по структуре похож на апрельский форум. Организованный родственной компанией Reed MIDEM, этот телерынок является одним из самых важных событий в мире телевидения и тоже привлекает рекордное количество участников. В рамках этой площадки проходят премьерные показы телесериалов и фильмов. Одно из самых ярких событий – обзор новинок из разных стран мира Fresh TV.

NATPE Market & Conference

Еще одно самое значимое телевизионное событие, мимо которого нельзя пройти, – NATPE Market & Conference (The National Association of Television Program Executives – Национальная ассоциация руководителей телевизионных программ).

Эта торговая выставка, основанная в 1963 году, прежде всего предназначена для тех, кто мечтает попасть на североамериканский рынок, с его богатыми каналами и гигантской аудиторией. В США, как известно, телевидение является самым популярным СМИ, телевизоры имеют 99% (!!!) домохозяйств, благополучие телеканалов в этой стране зависит от рейтинга, поэтому они постоянно ищут новые программы, форматы и идеи. NATPE является мостом между покупателями из Северной Америки и продавцами со всего мира. Проводится в январе в Майами, в шикарной гостинице Fontainebleau Resort (прежде – в Лас-Вегасе). Поговаривают, что сейчас телерынок потерял былую славу, но по-прежнему является главным телевизионным событием для североамериканского континента и Латинской Америки.


Юрий Володарский, легендарный создатель программ “Маски-шоу” и “Час суда с Астаховым”, одним из первых с постсоветского пространства начал работу на этом телерынке. Он вспоминает: “NATPE был очень популярным в 90-х, когда студии делали промо и показывали премьеры с приглашением знаменитых актеров и режиссеров. Вот так я умудрился сфотографироваться с группой неизвестных молодых актеров, которые только что снялись в первой серии нового тогда сериала CSI. Также на NATPE я встретился с Лесли Нильсеном и очень мило с ним поговорил, сказал что мечтал бы снять с ним полный метр, и пригласил его в Москву. Но он уже был в то время в возрасте и сказал, что трюковое кино уже, к сожалению, физически не для него. Забавная была у меня встреча с Памелой Андерсон. Я гулял вдоль стендов и тут увидел ее сидящей на высоком кресле, в одиночестве. Ну я не отказал себе в этом удовольствии и подошел к ней. На меня мгновенно набросились три телохранителя. которые, оказывается, сдерживали очередь желаюших сфотографироваться со звездой и взять автограф. А я, оказывается, зашел через заднее крыльцо. Ну все закончилось благополучно… я имею в виду, для телохранителей. Было много тогда интересного и веселого”.

Сейчас NATPE в основном предназначен для региональных вещательных станций США и телекомпаний из Латинской Америки. Переезд из Лас-Вегаса в Майами означает, что NATPE, благодаря географической близости, фактически стал латиноамериканским плацдармом в США.

Но не так давно, с целью восстановить утраченные глобальные позиции, NATPE открыла филиал в Европе: в июне в Праге теперь проводится телерынок для стран Центральной и Восточной Европы. О его представительности можно судить по следующим цифрам: в этом году в телерынке участвовали более 250 покупателей контента, более 150 производителей и 600 гостей из 47 стран.

DISCOP

Бог любит троицу, и это относится в том числе к телерынкам: к двум лидерам относительно недавно добавился мощный конкурент – DISCOP.

(К своему стыду, я так и не нашел ни расшифровку названия, ни сведений об основателях, так что пусть эта информация пока останется интригой.) Созданный в 1991 году, DISCOP быстро растет и захватывает новые страны и регионы. Если MIPCOM и MIPTV с NATPE окучивают старые площадки, новичок разрабатывает новые, быстро развивающиеся страны с большим потенциалом роста.


Самый популярная выставка-ярмарка под этим брендом проходит в марте в Стамбуле. Она имеет большой вес в международной телевизионной индустрии. В этом году, например, турецкий DISCOP посетили 1500 делегатов из 70 стран. В конце июня в Будапеште (Венгрия) проводится DISCOP-Восток, который привлекает покупателей и продавцов из Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии. В мае DISCOP проходит в Абиджане, Кот-д’Ивуар, а в ноябре – в Йоханнесбурге, в крупнейшем городе Южной Африки.

Региональные площадки

Кроме общепризнанных крупных телерынков, для телевизионщиков действует множество мелких региональных площадок, которые тоже предоставляют возможности для коммерции:

  • International Taibei TV Festival, Международный Телевизионный фестиваль в Тайпее, Тайвань. Проводится ежегодно в сентябре. Хотя он и называется международным, этот телерынок в основном интересен только местным производителям.
  • Санкт-Петербургский международный медиафорум, проводится ежегодно в октябре (СПММФ). Форум организован РОСКИНО при поддержке администрации Санкт-Петербурга и участии World Content Market, который является самостоятельным телерынком и проводится в Праге, Чехия.
  • TIFFCOM – телерынок в Японии. Проводится в октябре. В прошлом году в этом телерынке приняли участие около 300 компаний из 30 стран. Japan Content Showcase открывает участникам дверь на большой рынок Японии и стран Юго-Восточной Азии. Кстати, TIFFCOM начал работать и в Канаде, его масштаб растет.
  • Азиатский форум и телерынок – Asia TV Forum and Market – проводится в Сингапуре. На нем собирается около 5 тыс. продавцов и покупателей контента. Считается главной платформой для телевизионщиков в Азии.
  • Для любителей вересковых полей и виски действует Эдинбургский международный телефестиваль – The Guardian Edinburgh International Television Festival, – который проводится во взаимодействии с YouTube. Недавно этот уважаемый, но локальный телерынок отметил свое 40-летие. Он нацелен на производителей традиционного контента и представителей цифровой индустрии из англоязычного мира.
  • Пусанский контент-рынок – Busan content market, – Южная Корея. Проводится уже почти 10 лет. Спонсор – министерство культуры, спорта и туризма Южной Кореи. В этом году участвовало внушительное число телевизионщиков: 2 тыс. покупателей и продавцов из 45 стран.
  • Kiev Media Week: ежегодный международный медиафорум, как заявляют организаторы, “является важной платформой для общения и ведения бизнеса ключевых игроков медиарынка Центральной и Восточной Европы, в том числе Украины и стран СНГ, а также служит традиционным местом встречи медиаиндустрии региона с партнерами со всего мира”. Несмотря на проблемы с показом российских программ в Украине, эта площадка по-прежнему интересна для продюсеров.
  • В этом месте я хотел написать про российский НАТЭКСПО, которому в этом году исполняется 20 лет. Однако передумал. Из телерынка в классическом смысле этого слова он превратился в выставку телевизионного оборудования. Продюсеру там ловить нечего...

Теперь о главном

Теперь о самом главном: как заработать.

“Чтобы продать что-то ненужное, нужно сначала купить что-то ненужное.” – говорил небезызвестный дядя Федор. Чтобы заработать деньги на телерынке, нужно сначала их потратить.

Ваш путь к миллиону долларов начинается с регистрации: телерынки взимают плату за участие. На разных телесходках цена разная, в зависимости от статуса мероприятия и времени оплаты. Самая дешевая регистрация – примерно за полгода до начала самого форума. “Early birds” – ранние пташки – могут сэкономить почти половину стоимости входного билета, который дорожает по мере приближения торжественной даты. Например, регистрация на NATPE на ранней стадии обойдется вам в 850 долларов за человека, на самой поздней – в 1450 долларов. Разница ощутима.

Далее: для того, чтобы получить максимум удовольствия и прибыли, необходимо выбрать категорию, в которой вы хотите быть представлены. Можно стать экспонентом (exhibitor) и арендовать площадь, построить стенд (booth), и выставить на продажу свою продукцию. Можно заявить себя продавцом или покупателем. Предусмотрена еще одна категория – посетитель, что означает вашу незаинтересованность в сделках – вы ведь можете приехать просто послушать интересные выступления, подсмотреть новые идеи или поделиться своими. В зависимости от того, в какую категорию вы попадаете, другие участники будут предлагать вам купить или продать товар или же обходить вас стороной. Крупные компании ставят огромные и дорогие стенды в выгодных местах, как правило, ближе к центральному входу, или даже арендуют целые павильоны. Продюсеры победнее могут открыть стенд на паях с другим. Однако продавать свою продукцию можно и без стенда. Для таких малоимущих или суперэкономных людей организаторы телерынков предусматривают специальное место типа “Клуба покупателей”. Встречаться с потенциальными клиентами можно и в городском кафе.

Если вы наскребли несколько тысяч долларов на стенд, нужно распечатать побольше визиток, заказать рекламный плакат на английском языке – его поймут в любой точке планеты – и сделать рассылку покупателям (помните я говорил о категориях участия?). Узнать их e-mail можно в каталоге, который выпускается организаторами телерынка. Если после всех этих процедур у вас еще остались свободные средства, их можно потратить на рекламу в специализированных изданиях. Тогда распродать ваш товар будет проще.

Если стенда у вас нет, показывать свои программы можно на ноутбуке, который “я всегда с собой беру, а не видеокамеру!”.

Я вспоминаю одного литовца, который привозил мне отличные любительские съемки экстремальных трюков для программы “Вы – очевидец!” несколько месяцев подряд и вдруг пропал. Я начал беспокоиться – не хотелось терять ценный источник видео – и позвонил ему. Он мне ответил, что больше продавать мне ничего не будет. “Почему?" – спрашиваю. – “Я в Канны съездил, продал все свои архивы, – отвечает. – Так они еще новые просят. Извини, у тебя цена хуже. Больше ничего не дам.”

Давайте подведем итоги

– Прежде, чем отправляться за наживой, надо рассчитать свои издержки, ведь они даже без стенда будут немалыми: авиабилеты, регистрация, проживание в гостинице (съемной квартире), рекламные материалы и питание обойдутся вам в несколько тысяч долларов. И это только на одного человека. И это не считая дополнительных расходов на презентации, Интернет и тираж DVD. Доходы должны превышать расходы, чтобы не уйти в минус.

– Продукция, которую вы собираетесь продавать, должна быть высочайшего качества и эксклюзивной. На зарубежном телевидении не помогут ни российские связи, ни ваши регалии, а своей продукции у них хоть пруд пруди.

– Помните, что вы должны иметь все подтвержденные права на свои программы. Одна ошибка, один иск от правообладателя – и вам придется платить неустойку, а на вашем дальнейшем бизнесе будет стоять жирный крест.

– Готовиться к поездке нужно заранее: чем раньше вы закажите авиабилеты, оплатите отель и регистрацию, тем больше сэкономите. И помните: успех в бизнесе ждет не только амбициозных, но и бережливых.

Удачи, господа! Без миллиона долларов не возвращайтесь!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2015
Посещений: 9909

Статьи по теме

  Автор

Иван Усачев

Иван Усачев

Продюсер, ведущий, генеральный директор “Студии Ивана Усачева”

Всего статей:  10

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций