В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Грубо говоря, телерынок (TV market) – это выставка достижений телевизионного хозяйства, ярмарка, на которой встречаются покупатели и продавцы из телевизионной индустрии, но вместо обычных товаров выставляется контент (не люблю это слово, но приходится его использовать): шоу, документальные фильмы, теленовеллы, викторины, сериалы, словом, все виды телевизионной продукции. Также там можно продать или купить форматы, как уже существующие, так и находящиеся в процессе разработки, найти сопродюсера или даже источник финансирования. В последние годы на телерынках появилось много представителей новой цифровой индустрии – интернет-порталы и производители продукции для Digital активно участвуют в сделках. Любой товар, дорогой или дешевый, обязательно найдет своего покупателя, если, конечно, устраивает цена.
На сегодняшний день в мире действует множество телерынков, но не все они одинаково эффективны. Я предлагаю вам краткий перечень главных форумов, которые надо обязательно знать, а если позволяют средства, и посетить.
Это самые старые, популярные и, пожалуй, прибыльные телерынки. Несколько слов о них.
MIPTV (Marché International des Programmes de Télévision) был основан британской компанией более 60 лет назад и проводится во французском городе Канны, в апреле. На этой торговой площадке собирается огромное количество телевизионщиков со всего мира – в прошлом году, например, приехали более 11 тыс. участников. Среди них – крупнейшие в мире телеканалы, дистрибьюторы и студии. Во время ярмарки проводятся лекции по наиболее актуальным для телевидения темам, где выступают признанные специалисты, устраиваются пичи (pitches) и встречи с сопродюсерами. Незадолго до начала основного события, там же, во Дворце Фестивалей на набережной Круазетт, проходит специализированное торговое шоу MIPJunior, полностью посвященное программам для детей.
В рамках телерынка открыты еще несколько площадок (они требуют дополнительной оплаты): MIPFOR-MATS, самый крупный в мире форум для покупателей и продавцов форматов, MIPDOC – площадка для покупателей и продавцов документального кино, и MIPDIGITAL-FRONTS, новое, но быстро набирающее популярность место встреч для покупателей и продавцов цифровой продукции (для интернет-ресурсов и мобильных телефонов).
Удивительно, как многого можно добиться, если вы талантливы и бесстрашны. Я помню одного юного финна, которого я повстречал на Мипформате сильно пьяным. Таким же пьяным, если не больше, он уехал домой через три дня. Оказалось, пил финский продюсер с нужными людьми – крупная американская студия купила у него ИДЕЮ нового шоу, основанного на новом виде спорта.
MIPCOM (Marché International des Programmes de Comminication) проводится тоже в Каннах, но в октябре и по структуре похож на апрельский форум. Организованный родственной компанией Reed MIDEM, этот телерынок является одним из самых важных событий в мире телевидения и тоже привлекает рекордное количество участников. В рамках этой площадки проходят премьерные показы телесериалов и фильмов. Одно из самых ярких событий – обзор новинок из разных стран мира Fresh TV.
Еще одно самое значимое телевизионное событие, мимо которого нельзя пройти, – NATPE Market & Conference (The National Association of Television Program Executives – Национальная ассоциация руководителей телевизионных программ).
Эта торговая выставка, основанная в 1963 году, прежде всего предназначена для тех, кто мечтает попасть на североамериканский рынок, с его богатыми каналами и гигантской аудиторией. В США, как известно, телевидение является самым популярным СМИ, телевизоры имеют 99% (!!!) домохозяйств, благополучие телеканалов в этой стране зависит от рейтинга, поэтому они постоянно ищут новые программы, форматы и идеи. NATPE является мостом между покупателями из Северной Америки и продавцами со всего мира. Проводится в январе в Майами, в шикарной гостинице Fontainebleau Resort (прежде – в Лас-Вегасе). Поговаривают, что сейчас телерынок потерял былую славу, но по-прежнему является главным телевизионным событием для североамериканского континента и Латинской Америки.
Юрий Володарский, легендарный создатель программ “Маски-шоу” и “Час суда с Астаховым”, одним из первых с постсоветского пространства начал работу на этом телерынке. Он вспоминает: “NATPE был очень популярным в 90-х, когда студии делали промо и показывали премьеры с приглашением знаменитых актеров и режиссеров. Вот так я умудрился сфотографироваться с группой неизвестных молодых актеров, которые только что снялись в первой серии нового тогда сериала CSI. Также на NATPE я встретился с Лесли Нильсеном и очень мило с ним поговорил, сказал что мечтал бы снять с ним полный метр, и пригласил его в Москву. Но он уже был в то время в возрасте и сказал, что трюковое кино уже, к сожалению, физически не для него. Забавная была у меня встреча с Памелой Андерсон. Я гулял вдоль стендов и тут увидел ее сидящей на высоком кресле, в одиночестве. Ну я не отказал себе в этом удовольствии и подошел к ней. На меня мгновенно набросились три телохранителя. которые, оказывается, сдерживали очередь желаюших сфотографироваться со звездой и взять автограф. А я, оказывается, зашел через заднее крыльцо. Ну все закончилось благополучно… я имею в виду, для телохранителей. Было много тогда интересного и веселого”.
Сейчас NATPE в основном предназначен для региональных вещательных станций США и телекомпаний из Латинской Америки. Переезд из Лас-Вегаса в Майами означает, что NATPE, благодаря географической близости, фактически стал латиноамериканским плацдармом в США.
Но не так давно, с целью восстановить утраченные глобальные позиции, NATPE открыла филиал в Европе: в июне в Праге теперь проводится телерынок для стран Центральной и Восточной Европы. О его представительности можно судить по следующим цифрам: в этом году в телерынке участвовали более 250 покупателей контента, более 150 производителей и 600 гостей из 47 стран.
Бог любит троицу, и это относится в том числе к телерынкам: к двум лидерам относительно недавно добавился мощный конкурент – DISCOP.
(К своему стыду, я так и не нашел ни расшифровку названия, ни сведений об основателях, так что пусть эта информация пока останется интригой.) Созданный в 1991 году, DISCOP быстро растет и захватывает новые страны и регионы. Если MIPCOM и MIPTV с NATPE окучивают старые площадки, новичок разрабатывает новые, быстро развивающиеся страны с большим потенциалом роста.
Самый популярная выставка-ярмарка под этим брендом проходит в марте в Стамбуле. Она имеет большой вес в международной телевизионной индустрии. В этом году, например, турецкий DISCOP посетили 1500 делегатов из 70 стран. В конце июня в Будапеште (Венгрия) проводится DISCOP-Восток, который привлекает покупателей и продавцов из Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии. В мае DISCOP проходит в Абиджане, Кот-д’Ивуар, а в ноябре – в Йоханнесбурге, в крупнейшем городе Южной Африки.
Кроме общепризнанных крупных телерынков, для телевизионщиков действует множество мелких региональных площадок, которые тоже предоставляют возможности для коммерции:
Теперь о самом главном: как заработать.
“Чтобы продать что-то ненужное, нужно сначала купить что-то ненужное.” – говорил небезызвестный дядя Федор. Чтобы заработать деньги на телерынке, нужно сначала их потратить.
Ваш путь к миллиону долларов начинается с регистрации: телерынки взимают плату за участие. На разных телесходках цена разная, в зависимости от статуса мероприятия и времени оплаты. Самая дешевая регистрация – примерно за полгода до начала самого форума. “Early birds” – ранние пташки – могут сэкономить почти половину стоимости входного билета, который дорожает по мере приближения торжественной даты. Например, регистрация на NATPE на ранней стадии обойдется вам в 850 долларов за человека, на самой поздней – в 1450 долларов. Разница ощутима.
Далее: для того, чтобы получить максимум удовольствия и прибыли, необходимо выбрать категорию, в которой вы хотите быть представлены. Можно стать экспонентом (exhibitor) и арендовать площадь, построить стенд (booth), и выставить на продажу свою продукцию. Можно заявить себя продавцом или покупателем. Предусмотрена еще одна категория – посетитель, что означает вашу незаинтересованность в сделках – вы ведь можете приехать просто послушать интересные выступления, подсмотреть новые идеи или поделиться своими. В зависимости от того, в какую категорию вы попадаете, другие участники будут предлагать вам купить или продать товар или же обходить вас стороной. Крупные компании ставят огромные и дорогие стенды в выгодных местах, как правило, ближе к центральному входу, или даже арендуют целые павильоны. Продюсеры победнее могут открыть стенд на паях с другим. Однако продавать свою продукцию можно и без стенда. Для таких малоимущих или суперэкономных людей организаторы телерынков предусматривают специальное место типа “Клуба покупателей”. Встречаться с потенциальными клиентами можно и в городском кафе.
Если вы наскребли несколько тысяч долларов на стенд, нужно распечатать побольше визиток, заказать рекламный плакат на английском языке – его поймут в любой точке планеты – и сделать рассылку покупателям (помните я говорил о категориях участия?). Узнать их e-mail можно в каталоге, который выпускается организаторами телерынка. Если после всех этих процедур у вас еще остались свободные средства, их можно потратить на рекламу в специализированных изданиях. Тогда распродать ваш товар будет проще.
Если стенда у вас нет, показывать свои программы можно на ноутбуке, который “я всегда с собой беру, а не видеокамеру!”.
Я вспоминаю одного литовца, который привозил мне отличные любительские съемки экстремальных трюков для программы “Вы – очевидец!” несколько месяцев подряд и вдруг пропал. Я начал беспокоиться – не хотелось терять ценный источник видео – и позвонил ему. Он мне ответил, что больше продавать мне ничего не будет. “Почему?" – спрашиваю. – “Я в Канны съездил, продал все свои архивы, – отвечает. – Так они еще новые просят. Извини, у тебя цена хуже. Больше ничего не дам.”
– Прежде, чем отправляться за наживой, надо рассчитать свои издержки, ведь они даже без стенда будут немалыми: авиабилеты, регистрация, проживание в гостинице (съемной квартире), рекламные материалы и питание обойдутся вам в несколько тысяч долларов. И это только на одного человека. И это не считая дополнительных расходов на презентации, Интернет и тираж DVD. Доходы должны превышать расходы, чтобы не уйти в минус.
– Продукция, которую вы собираетесь продавать, должна быть высочайшего качества и эксклюзивной. На зарубежном телевидении не помогут ни российские связи, ни ваши регалии, а своей продукции у них хоть пруд пруди.
– Помните, что вы должны иметь все подтвержденные права на свои программы. Одна ошибка, один иск от правообладателя – и вам придется платить неустойку, а на вашем дальнейшем бизнесе будет стоять жирный крест.
– Готовиться к поездке нужно заранее: чем раньше вы закажите авиабилеты, оплатите отель и регистрацию, тем больше сэкономите. И помните: успех в бизнесе ждет не только амбициозных, но и бережливых.
Удачи, господа! Без миллиона долларов не возвращайтесь!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2015
Посещений: 10285
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций