В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Юрий Иванов
Начальник комплекса автоматизации производства и вещания Технической дирекции ТВЦ
Создание на ТВЦ первой в России компьютеризированной системы ТВ-производства полного цикла не стало сенсацией, ведь мировая практика много лет свидетельствует об успехах в этой области. Однако в отечественном ТВ не все так очевидно, как в остальном мире, поэтому скептиков, наблюдавших со стороны за строительством "Медиа центра" на Большой Татарской в Москве, было немало
Решающим фактором успеха проекта "Медиа центр" на ТВЦ, как это ни парадоксально кажется на первый взгляд, оказалась именно заблаговременная подготовка персонала. Предшествовавшие "Медиа центру" попытки создания на ТВЦ системы автоматизированного вещания, построение собственными силами News Room на базе среды Lotus Notes и внедрение автоматизированной системы планирования вещания, а также ряд реализаций компьютерной видеотехники -все это дало свои плоды. На ТВЦ образовался как подготовленный технический штат, так и продвинутые пользователи - творческий персонал, для которого, в конечном счете, и вводится автоматизация производства. В результате комплекс "Медиа центр" был запущен в эксплуатацию спустя всего несколько месяцев после инсталляции, а через год, несмотря на остававшиеся серьезные недоделки, пользователи уверенно работали на новой технике.
Из чего "произросли" столь необходимые кадры телекомпании в области информационных технологий (ИТ)? Не секрет, что данный контингент подбирается "с миру по нитке", то есть ни одно техническое учебное заведение не готовит компьютерных специалистов, в достаточной степени ориентированных на ТВ, равно как и "телевизионные" вузы не дают студентам необходимой подготовки по компьютерной тематике.
Как ковались кадры
Вспомним историю формирования кадрового состава на ТТЦ. С первыми проблесками компьютеризации в Останкино образовался инженерный круг, занимающийся самыми разнообразными вопросами - от машинописи до графики. Этот круг мало-помалу расширялся на телевизионные компании, базировавшиеся на ТТЦ, и "растекался" в них. Пожалуй, кроме руководства ИТ-департамента ТТЦ, стоявших у истоков (Н. Воробьев), сейчас из инженеров там не осталось никого. Последние занимают теперь преимущественно руководящие должности в телекомпаниях (А. Немиров, Т. Елисеев и другие). На своих постах всем им приходится решать схожие кадровые проблемы, отличие лишь в том, у кого из них больше опытных в телевидении специалистов на ключевых должностях.
Когда образовывался ТВЦ, его ИТ-департамент набирался из числа специалистов общекомпьютерных специальностей. Наряду с ним существовал небольшой отдел поддержки студийной компьютерной видеотехники, в который стекались специалисты с опытом работы на ТВ, а также молодые дарования, способные привнести нетрадиционную (с точки зрения ИТ) струю в развитие этой техники. Что требовалось от них? Прежде всего, понимание того, что такое ТВ-производство и вещание, знание традиционной студийной техники. В процессе формирования коллектива далеко не последнюю роль играла и психологическая устойчивость специалистов: ведь на ТВ привыкли командовать техническим персоналом и списывать все огрехи работы на технику. Навыки компьютерной грамотности, проросшие сквозь призму этих требований, давали замечательные плоды: своими силами удавалось не только интегрировать новое оборудование в студийные комплексы, но и создавать собственные образцы техники, вводимые затем в эксплуатацию, а также модернизировать системные решения импортного производства. После слияния в 2000 г. двух компьютерных подразделений данный подход распространился и на традиционные ИТ-технологии. Например, для сетевых решений появились требования гарантированного времени доставки информации. Для рабочих станций в технологическом цикле ТВ-производства были сформированы требования к оптимизации аппаратно-программных средств, применительно к технологическому участку. Для прикладных программных комплексов были решены вопросы совместимости с системами управления вещанием и т.п.
Кадровой проблеме - нет!
Таким вот ИТ-департамент ТВЦ подошел к началу проекта комплекса "Медиа центра". Конечно, свою роль в подготовке технического персонала сыграла и серия обучающих курсов, обеспеченная поставщиком системы. Однако, как показала практика, на таких курсах, в основном даются обзорные сведения и совсем небольшая практическая информация для пользователей системы. Поэтому главное, что почерпнули на этих курсах инженеры - это понимание того, как поставщик строит систему. В проекте был выявлен ряд узких мест, которые обнаружились уже на этапе макетирования комплекса. Последнее обстоятельство позволило внести ряд существенных изменений еще на стадии проектирования. В тот же период среди ведущего инженерного персонала были выбраны специалисты, прошедшие соответствующее обучение. Впоследствии они были назначены руководителями крупных модулей системы.
Новый ТВ-комплекс - заслуга специалистов
Известно, что поставщики и в особенности интеграторы проекта очень неохотно идут на передачу заказчику углубленной информации и тем более на изменение своих технических решений. Однако уровень подготовки технического персонала ТВЦ оказался настолько серьезным, что поставщик был вынужден согласиться с нашими претензиями и требованиями. В результате к началу инсталляции комплекса проект приобрел жизнеспособный вид. Правда это, как выяснилось позже, не означало, что комплекс заработает сразу и без проблем...
При инсталляции комплекса работа инженеров ТВЦ заключалась не только в наблюдении за монтажом и учетом поставляемого оборудования, как это случается, когда вводом в эксплуатацию занимается технически не подготовленный персонал, в основном управленцы. Напротив, желая ускорить этап тестирования, мы предложили интегратору проекта свою квалифицированную помощь в проверке правильности настроек и монтажа. Это позволяло глубже изучить систему и подготовиться к ее эксплуатации с учетом заранее выявленных особенностей.
Встречный и в общем-то понятный скепсис интегратора довольно быстро пропал и... перерос в недовольство нашей любознательностью. Отечественный специалист, конечно, поймет эту неотъемлемую особенность российского менталитета - влезть как можно глубже, попробовать как можно больше. Иностранный так не сделает никогда! Зато нам удалось узнать и предугадать многое из того, что может и чего не может система в принципе. Некоторые элементы системы пришлось зарезервировать программными и аппаратными средствами собственной разработки.
В будущее смотрим без страха
Приемка комплекса - процедура особо щепетильная. План приемки, как оказалось, надо было начинать готовить сразу, только получив черновое описание предполагаемого комплекса после проведения тендера. Конечно, это вряд ли могло произойти вследствие того же российского менталитета, но тем не менее... Если при выдаче технического задания и удалось перечислить большинство необходимых функций и характеристик (что делает честь для первого опыта внедрения таких систем), то все узкие места в комплексе стали ясны ближе к концу проекта. Здесь речь идет не только о всем известной "работе при максимальной нагрузке", а, скорее, об измерении приращений производительности и свободной памяти в системе, чтобы на их базе сделать анализ и предположить (а лучше смоделировать) вероятные клинчи в системе. Квалифицированные, обученные инженеры, каждый по своему направлению, составляли отчеты о проверке таких узких мест, а руководитель обобщал их в единый план приемки.
Комплекс запустили, не без проблем конечно, и эксплуатация идет уже более двух лет. Внимание ко всему происходящему в комплексе, интерес ко всем смежным специальностям, уважение к другим профессиям - вот отличительная особенность работы представителей коллектива ИТ-департамента ТВЦ. Наличие квалифицированного персонала, "выросшего" в ходе подготовки и реализации этого проекта, позволяет смотреть в будущее технической базы ТВЦ открытым и ясным взглядом.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2005
Посещений: 12224
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций