Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

FM-вещание: коллапс или конвергенция?

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

FM-вещание: коллапс или конвергенция?

Дмитрий Лещинский
Консультант по планированию медиабизнеса

Уже только ленивый не говорит о том, что Москва спокойно и несуетно приближается к радий-ному коллапсу. Разыграны последние частоты в FM-диапазоне, продвинутые топ-менеджеры делают управленческие рокировки, дальновидные учредители готовят активы либо к перепродаже, либо к загадочной конвергенции. Форматы клонируются под разными брендами, благо что русский язык богат синонимами. Но сути процесса все эти движения не меняют. Массированное FM-вещание идет к упадку

Диагноз

Для обозначенной проблемы есть как минимум 4 видимые причины:

  • вещателей стало больше, чем оригинального контента;
  • увеличение количества устройств, в том числе КПК, для приема контента из сети, а в дальнейшем и DVB-T, то есть налицо технологическая конвергенция электронных медиа;
  • кризис контента: информационная игра в "пятнашки", когда одно и то же повторяется по 20 раз в день, и как следствие - общая усталость от музыкально-тематического фона, программного однообразия сеток вещания, голосов и визгливых интонаций;
  • расслоение внимания слушателей на другие источники информации в течение рабочего дня, и как следствие - радио превращается в излишний фон, который проще заменить на собственный play list, чем "прыгать" по станциям. Есть и более скрытые, но коварные пружины.

Разные аналитики отмечают, что одним из факторов развития среды Web 2.0 является то, что люди в большей степени вынуждены заниматься созданием собственного контента и его обменом друг с другом с использованием компьютера, сети Интернет и, как ни странно, сотового телефона.

Это приводит к некой условной "паранойе" пользователей и однозначно снижает интерес к информационной работе профессиональных вещателей, которые кажутся отвлекающим фактором. То есть люди больше "говорят", чем слушают. Впрочем, это проблема будущего периода, но проявится она уже через 3-4 года.

Да, собственно, и развитие сети в 1990-е гг. было связано исключительно с одновременным увеличением продаж компьютеров и устройств к ним, и как следствие -стремительным ростом количества пользователей. Плюс неожиданными для многих стали свобода и доступность общения. Так и появилась новая "коммуникационная труба". Восток - Запад, Россия -Европа - границы стали размываться. Технологические возможности нового века стали теснить привычные информационные каналы.

Подобная эволюция всех известных коммуникаторов происходила и раньше - бумага и книгопечатание, радио и приемники, телевидение и телевизоры, сотовая связь и доступные мобильные аппараты - телефоны. И опять в оборот стали входить слова "революция", "конвергенция", но уже применительно к информационно-коммуникационному миру.

Но периоды конвергенции в социальном развитии общества случаются регулярно -в начале XX века это было геополитическое слияние-поглощение, после Второй мировой войны - политико-экономическое, сейчас - медийно-сетевое. Происходит и перераспределение времени, скажем так, при употреблении информационного контента. Не случайно самая распространенная фраза, которая объясняет снижение интереса к ТВ и другим СМИ, - "мне некогда". Сколько раз в день мы ее произносим? Попробуйте также вспомнить, как часто приходится выбирать между прослушиванием чужого мнения и формированием рабочего контента?

Очевидно, что в период концентрации внимания при решении своих задач чужие печатные новости и "звуки радио и телевидения" постоянно проигрывают. Вам нужно только то, что нужно вам в данный момент, разумеется, если вы знаете, что именно нужно. Это принципиально важный аспект: если вещатель ошибся в выборе и программировании своего контента, он автоматически будет выключен из вашего пользования. А ленты RSS гораздо быстрее выдадут сводку событий, чем группа из 500 радио- и тележурналистов, пусть даже сверхпрофессиональных. Для занятых людей теленовости даже ни к чему, так как они выходят по чужому расписанию. В этом, в частности, кроется успех развития мобильных форм доставки контента.

Pешительно нельзя исправить

Но вернемся к радио. Очевидно, что и сектор традиционного FM-радиопрослу-шивания критически сужается. Нет, он никогда не закроется, но будет слишком неоднозначным и непредсказуемым.

Распространенная иллюзия состоит и в том, что радио работает в моменты, когда люди едут в авто или стоят в пробках. Да, пожалуй, это так, но движение по дорогам во многих городах РФ сейчас настолько тяжелое, что радио иногда просто опасно слушать.

В такой ситуации, разумный рекламодатель не будет работать с большими ресурсами, ну а делать ставку исключительно на спонтанный спонсоринг - риск на уровне тараканьих бегов.

В первую очередь именно это неотвратимо разрушит собственно экономику FM-радиовещания. Ускорится минимизация при производстве собственного контента, сократятся затраты на персонал, увеличится доля автоматизированного вещания, и, как только технические расходы начнут превышать доходы, станции самостоятельно начнут сворачивать вещание. Правда, многие уже позаботились о своем будущем и ведут либо сетевую ретрансляцию, либо экспериментируют с возможностью слушать старые или пропущенные в эфире материалы плюс читать их распечатки. К сожалению, это, скорее, захламляет сеть, поскольку почти все ньюсмейкеры ведут свои блоги, и радио в большей степени продвигает их сетевые ресурсы, чем повышает интерес рекламодателей к конкретному эфиру. Вот такая жестокая первая фаза радийной конвергенции.

Таким образом, наступающие сетевые вещательные версии категории Last FM и его аналоги добьют массовое эфирное FM-вещание в целом уже в ближайшие три-четыре года.

А если признать, что с каждым днем мы проводим за персональным компьютером все больше и больше времени, то вскоре и не заметим, как с каждым годом "лишние" станции будут тихо исчезать из FM-эфира...

Окончание следует

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2007
Посещений: 11451

  Автор

Дмитрий Лещинский

Дмитрий Лещинский

Консультант по развитию медиабизнеса

Всего статей:  14

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций